Лучшие проекты монумента независимости украины столь разные, что объединить их невозможно
«ФАКТЫ» сообщали, что на прошлой неделе завершился 4-летний марафон по определению лучшего проекта монумента Независимости Украины. Первое место получила работа народного художника Украины Анатолия Куща (другой его проект занял третье место), а «серебряную медаль» присудили народному художнику Валентину Знобе. Победителю помогали архитекторы Руслан Кухаренко и Александр Мельников, а Валентину Знобе -- архитекторы Александр Комаровский, Сергей Бабушкин и Янош Виг. Однако точки над «i» не поставлены -- жюри считает, что лучшие идеи следует объединить в окончательном проекте, по которому и соорудят монумент. А что об этом думают Анатолий Кущ и Валентин Зноба? Мы попросили победителей конкурса оценить перспективы совместной работы.
Кущ предлагает величественный образ, а Зноба -- «близкий народу»
-- Еще пять лет назад, когда я приступал к работе над проектом монумента, остановился на классическом варианте, -- рассказывает Анатолий Кущ. -- Ведь классика -- то, что не устаревает. Это важно, поскольку монумент Независимости Украины создается на века. Я стремился, чтобы он, как монументы Древней Греции и Рима, скульптуры Аполлона и Венеры, был понимаем и близок во все времена.
На переднем плане моего проекта -- высокая колонна, на которой стоит женщина, символизирующая независимость, с пальмовой ветвью мира над головой. Колонна оплетена ветвями калины. Посередине -- герб-трезубец. Скульптуры Кия, Щека, Хорива и их сестры Лыбеди расположены у подножия центральной колонны и символизируют истоки государственности. Такое решение можно увидеть во многих городах Европы. Но моя работа при этом оригинальна -- она имеет свое лицо.
На заднем плане устанавливается полукруглая колоннада, в которой будут скульптуры 12 выдающихся правителей нашей державы, начиная с князя Владимира и заканчивая Михаилом Грушевским.
По обоим краям колоннады устанавливаются динамичные групповые композиции всадников: слева -- дружинники Киевской Руси, справа -- средневековые казаки. А на стенах колоннады -- целая галерея барельефов выдающихся деятелей искусства и ученых. Монумент в целом имеет величественный вид. Я считаю, что это вполне уместно, поскольку он должен являться символом государственности. Элементов предлагается много, используются бронза, мрамор и гранит. Стоимость проекта -- около 16 миллионов гривен.
Мой проект монумента органично вписывается в прилегающую архитектуру: полукруглая колоннада создает симметрию противоположной части Майдана Незалежности, к тому же гармонирует с колоннадой расположенного рядом здания консерватории.
Этот проект существенно отличается от работы Валентина Знобы:
-- Мы с сыном Николаем, профессиональным скульптором, тоже трудимся над проектом монумента уже пять лет, -- рассказывает он. -- За это время создали целую серию различных композиций, в том числе достаточно сложных. Скажем, женщина -- символ независимости поднимается как росток из земли, а над ней простирает руки архангел Михаил -- символ покровительства высших сил. Или мускулистый мужчина, также поднимающийся на ноги и разрывающий путы. Но в результате мы решили отойти от смысловой нагруженности и придумали современный проект -- светлый, радостный, доступный любому человеку. Центральная фигура -- юная изящная девушка. Мы намеренно сделали так, чтобы она ассоциировалась с образом пробуждающейся весны. Такое решение делает наш символ независимости понятным и приемлемым для всех. Он, к тому же, в буквальном смысле слова близок людям -- скульптура будет установлена на небольшой высоте. Она не станет довлеть, а чтобы рассмотреть ее, не нужно задирать голову.
Мы отказались от установки скульптуры на месте, где прежде возвышался монумент Октябрьской революции -- на наш взгляд, не совсем хорошо, если будут говорить: «Когда-то на месте монумента стоял гранитный Ленин». Но главное -- над нею нависало бы огромное здание гостиницы «Москва». Вот мы и решили разместить скульптуру слева от гостиницы. Таким образом, наша девушка будет стоять на фоне неба. Места она займет немного, что позволит сохранить прилегающую территорию для отдыха и проведения различных зрелищ.
Эта скульптура задумывается как часть монумента. Остальное -- современный историко-культурный центр -- предлагаем разместить здесь же, но под куполом.
Смогут ли победители конкурса работать вместе?
Председатель жюри конкурса по выбору проекта монумента, заместитель главы Киевской госгорадминистрации Анатолий Толстоухов сообщил, что жюри вскоре предложит Президенту и правительству кандидатуры скульпторов и архитекторов, которые разработают окончательный вариант. Подчеркнуто, что в группу должны войти победители конкурса.
-- Я могу согласиться войти в эту группу, только если за мной закрепят право окончательного решения и если за основу будет взят мой проект, -- заявил по этому поводу Анатолий Кущ. -- Продуктивная работа возможна только при одном руководителе. Есть показательные примеры коллективного творчества -- например, оформление Музея Великой Отечественной войны в Киеве. Объединяет скульптуры и барельефы музея лишь тематика, а в творческом плане -- разнобой. Удивляться нечему -- у каждого свой стиль. В случае с музеем творческая пестрота сглаживается тем, что композиции расположены на большой территории. А вот монумент Независимости зритель будет воспринимать целиком, поэтому подчинение всех элементов единой творческой идее крайне важно. Но как быть, если по крайней мере два скульптора претендуют на роль лидера? Я согласен помогать автору, проект которого будет лучше моего, но, увы, таковых предложено не было
Валентин Зноба относится к идее создания совместной группы не столь категорично, но тоже настаивает на воплощении своего проекта:
-- У меня есть весьма удачный опыт коллективной творческой работы. Скажем, памятник на Букринском плацдарме я создавал вместе с талантливым скульптором Бородаем. Достаточно вспомнить и Кукрыниксов: три художника находили общий язык, и это вовсе не ущемляло их творческой индивидуальности. Другое дело -- творческое взаимопонимание. Я не могу согласиться, например, с колоннадой -- это вчерашний день. Монумент должен быть современным. Однако в принципе совместную работу с Анатолием Кущом я считаю возможной. Он мастер высокого уровня, к тому же мы -- представители одной творческой школы.
Заметим, что другой проект Анатолия Куща, занявший в экспресс-конкурсе третье место, гораздо ближе в работе Валентина Знобы -- в основе композиции скульптура, которую условно можно назвать «девушка-весна». Не исключено, что вокруг этой идеи скульпторы-победители смогут объединить усилия.
Оба скульптора готовы воплотить свои проекты к 10 годовщине провозглашения независимости
Высшими должностными лицами неоднократно заявлялось, что реконструкция Майдана Незалежности и возведение монумента должны быть выполнены к празднованию 10-й годовщины провозглашения независимости Украины. В августе на открытии экспресс-конкурса проектов мэр Киева Александр Омельченко просил сделать окончательный выбор в намеченные сроки -- в течение двух недель или хотя бы в сентябре. Ведь уже сейчас нужно предусмотреть выделение конкретных сумм в бюджетах страны и столицы, а работы развернуть нынешней осенью. Но для этого следует решить, что будут строить. Создание же творческой группы, «притирка» ее участников и утверждение нового проекта могут растянуться не на один месяц. Председатель жюри по этому поводу заявил: если скульпторы займутся выяснением отношений и не смогут быстро предложить приемлемый проект, то к годовщине независимости можно разве что заложить капсулу или показать народу лишь недостроенный материал.
Впрочем, скульпторы считают, что столь нежелательного хода событий можно избежать. Оба они заявили о высоком уровне проработки своих проектов -- это, возможно, позволит реализовать их к намеченному сроку.
510Читайте нас у Facebook