ПОИСК
Події

Операцию по удалению аппендикса провели в антарктиде, на станции «академик вернадский»

0:00 28 квітня 2000
Острый приступ случился у украинского моряка как раз тогда, когда судно «Горизонт» подошло к берегам ледового континента

Преодолев за 38 суток огромное расстояние от Севастополя до Антарктиды, судно «Горизонт» доставило пятую по счету команду полярников и необходимые грузы на украинскую станцию «Академик Вернадский». Ныне, приняв на борт отзимовавшую год экспедицию и погрузив пять тонн мусора -- на «заповедном континенте» его утилизация запрещена, -- «Горизонт» отправился в обратный путь. В конце мая он должен вернуться на родину.

Накануне плавания высказывались опасения, что из-за небольших размеров судна поход сложится непросто. Тем не менее, «Горизонт» успешно одолел восьми-девятибалльные штормы и дошел до Антарктиды на двое суток раньше запланированного. Впрочем, погода заставила скорректировать программу исследований в полярных водах. Не обошлось и без серьезного ЧП, приключившегося с коком судна.

Столь сложная операция проводилась на станции впервые

-- Приступ аппендицита, требовавший немедленной операции, произошел у кока «Горизонта» Владимира Жукова как раз тогда, когда судно подошло к станции «Академик Вернадский», -- рассказывает директор Украинского антарктического центра Валерий Литвинов. -- Это случилось на моих глазах -- вместе с моим заместителем Геннадием Милиневским мы прилетели в аргентинский порт Ушуайа и там присоединились к морской экспедиции. Прежде столь сложных операций на станции не проводили. Выбора не было, и решили удалять аппендикс безотлагательно. По оценке медиков, тамошняя операционная не хуже, чем в наших районных больницах. Повезло и в том, что судовой врач Сергей Кононов специализируется на лечении болезней пищеварительного тракта, и такого рода хирургическое вмешательство почти по его профилю. Доктор отзимовавшей экспедиции Максим Босенко занялся анестезией (он на этом специализируется), врач новой команды зимовщиков Игорь Китаев им помогал. Медики обнаружили, что аппендикс у Жукова не только воспалился, но и расположен каким-то неправильным образом -- завалился под печень. Несмотря на это, операция (ее сделали в первый же день пребывания в Антарктиде) удалась. В ближайшем порту на обратном пути кок уже выходил на прогулку и продолжил выполнение своих обязанностей. 23 апреля судно пересекло южный тропик и следует к экватору. А мы с Милиневским вернулись в Киев на самолете.

Напомним, за последний год это второй случай, когда на станции «Академик Вернадский» возникла необходимость провести хирургическую операцию. Минувшим летом врач Максим Босенко в одиночку не рискнул прооперировать бывшего начальника станции Павла Крушеницкого, у которого начался приступ хронической болезни. (Это ЧП считается из ряда вон выходящим: если нет уверенности, что человек серьезно не заболеет, он не должен отправляться на годичную зимовку. Ибо, когда подступы к Антарктиде замерзают, оказать больному помощь с «большой земли» практически невозможно. ) Крушеницкого удалось эвакуировать, а больше, к счастью, на протяжении завершившейся зимовки никто не болел. Впрочем, это не помогло львовскому ученому Андрею Сухинюку остаться в Антарктиде на второй год. Врачи двух экспедиций не дали гарантии, что в течение года у него не произойдет серьезных проблем со здоровьем. Вместо Сухинюка обслуживать приборы Львовского центра Института космических исследований остался Игорь Чоботок, который входил в состав морской экспедиции, ведущей исследования на борту «Горизонта». Кстати, двухгодичные зимовки, вероятно, станут для наших делом обычным.

РЕКЛАМА

-- Речь идет о том, чтобы на второй год оставалась примерно половина полярников -- 5--6 человек, -- пояснил заместитель директора Украинского антарктического центра Геннадий Милиневский. -- У британцев, которые передали нам станцию, это было обычной практикой. Она позволяет улучшить работу, ведь вместе с новичками остаются опытные полярники. Мы попытаемся ее реализовать в следующей экспедиции.

На этот раз, вероятно, придется израсходовать аварийный запас горючего

Из-за несвоевременного выделения денег «Горизонт» отправился в плавание очень поздно -- в конце февраля, когда в южном полушарии заканчивается лето. А в самом опасном на пути следования месте -- проливе Дрейка (он отделяет Южную Америку от Антарктиды) начинаются непрерывные сильные штормы. Похоже, поэтому «Горизонт» не сделал дополнительную ходку за соляркой в Аргентину, как предварительно планировалось.

РЕКЛАМА

-- Завезенного горючего вместе с аварийным запасом хватит до конца января, а смена придет, возможно, только в марте, -- констатирует Валерий Литвинов. -- Но драматизировать ситуацию не стоит: в декабре-январе, когда в Антарктиде настанет лето, недостающую солярку сможет доставить аргентинское судно. Такая возможность позволила нам отказаться от дополнительной ходки в Аргентину. Мы договорились с аргентинской стороной об оказании взаимной помощи и о возможности участия их полярников в зимовках на нашей станции.

Погода антарктической осени не помешала провести выгрузку привезенных припасов, оборудования, стройматериалов. Вплотную к берегу на судне не подойдешь, и 30 тонн груза перевозили на двух надувных моторных лодках «Зодиак» да на плоте.

РЕКЛАМА

-- Когда мы подошли к станции, установилась на редкость спокойная погода, -- продолжает Валерий Литвинов. -- Работали не покладая рук по 14 часов. С «Горизонта» на берег перекинули пластиковый трубопровод, и к наступлению ночи успели перекачать все 90 тонн горючего. А с берега везли бочки и мешки с мусором -- всего пять тонн.

В конце вторых суток ситуация усложнилась -- нагнало битый лед, и моторные лодки с трудом проходили через это крошево. А затем «Горизонту» пришлось срочно ретироваться: в узком проливе, где он стоял, пришел в движение огромный айсберг -- размерами с наше судно.

У берегов Антарктиды «Горизонт» проработал лишь семь суток -- погода подвела. Температура воздуха в районе станции опустилась ниже нуля, и появилась реальная угроза, что пресная вода в баках замерзнет. Из-за этого не удалось полностью выполнить запланированные морские исследования в районе станции.

Но мы успели погостить на станции. Она содержится в отличном состоянии. Полярники живут в четырехместных комнатах по двое -- станция-то рассчитана на 24 человека.

585

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів