Начальник налоговой милиции виктор жвалюк: «хочется, чтобы у нас в стране люди платили налоги только добровольно»
Налоговая милиция является, пожалуй, одной из самых молодых силовых структур в нашей стране -- скоро ей исполнится всего четыре года. Тем не менее за время своего относительно недолгого существования эта служба успела завоевать немалый авторитет в обществе. О секретах ее столь быстрого и неоспоримого успеха «ФАКТЫ» беседуют с первым заместителем председателя Государственной налоговой администрации Украины, начальником налоговой милиции, генерал-лейтенантом Виктором Жвалюком.
«Изучая документы, мы обнаружили, что в Украину ввозится слишком много бананов в качестве сырья для фармакологической промышленности»
-- Виктор Романович, нынешний год отличается обилием резонансных дел, которые находятся в производстве именно налоговой милиции. Чем вы это объясняете?
-- Раскрывая очередное преступление, обнаруживая новую схему, сотрудники налоговой милиции приобретали самое ценное -- опыт. Он накапливался в каждодневной будничной работе. Общаясь с налогоплательщиками, мы учились анализировать документы, искать, понимать, находить несущественные на первый взгляд связи между событиями. Знания, полученные за эти годы, позволили нам воспитать коллектив профессионалов.
Кроме того, в последние годы мы сосредоточили свои усилия в правильном направлении -- на раскрытии тех преступлений, которые наносят наибольший урон государству. Вначале (как вы, наверное, помните) наши сотрудники проверяли всех: мелких торговцев, небольшие фирмы, киоски, продавцов на рынках. Сил на это уходило много, а отдача была небольшая. Со временем мы стали уделять больше внимания анализу фактов и начали целенаправленно искать сферы, в которых проходят наиболее крупные объемы теневых средств.
-- Основываясь на каких данных налоговая милиция выбирает объекты для проверок?
-- Во-первых, это информация, собранная различными подразделениями налоговой службы (в первую очередь -- налоговой милицией). Кроме того, мы активно сотрудничаем с другими ведомствами. Например, к нам поступает информация из банковской сферы (в рамках соглашений, подписанных между НБУ и Государственной налоговой администрацией Украины).
Хочется отметить, что кредитно-финансовые структуры в основном охотно откликаются на наши просьбы. Ведь репутация -- это главное достояние банка. В глазах своих клиентов он должен быть чист перед законом. А как же иначе? Кто доверит свои деньги структуре, которой в любой момент могут выдвинуть обвинение в нарушении законодательства, а счета арестовать? Со своей стороны, мы предоставляем гарантии сохранения тайны вкладов -- как вы знаете, налоговые службы интересуются только движениями по счетам юридических лиц. К тому же к нам поступают данные не обо всех операциях, а только о тех, которые превышаю некую четко установленную сумму.
Мы также сотрудничаем с Государственной таможенной службой, что позволяет отслеживать ввоз и вывоз товаров. Сопоставляя полученные данные, мы раскрываем миллионные нарушения. К примеру, мы проанализировали ситуацию в сфере транзита аммиака и обнаружили, что поступления от этого вида деятельности чрезвычайно малы. В то время как объемы перевозимого через территорию Украины сырья весьма велики. В результате проведенных проверок мы доначислили в бюджет 62 миллиона гривен.
Вот еще пример. Изучая документы, предоставленные нам Таможенной службой, мы обнаружили, что в Украину ввозится слишком много бананов в качестве сырья для фармакологической промышленности (таким образом груз освобождается от начисления основных налогов и сборов). Естественно, во время комплексной проверки было обнаружено, что никаких экстрактов из этих бананов не изготовляли, большинство из них шло на продажу. Только по этому товару налоговая милиция доначислила в бюджет 11 миллионов гривен.
«За семь месяцев нынешнего года через конвертационные центры проведено 2--3 миллиарда долларов»
-- Однако в этом году в центре внимания налоговиков оказалась скорее банковская система
-- Дело в том, что существует не так уж и много схем укрытия средств от налогообложения. Поэтому, как только при проверке предприятия обнаруживается новый способ увода денег в тень, мы концентрируем внимание на остальных фирмах, работающих в этой сфере. А вдруг и они используют такую схему? К примеру, мы обнаружили, что многие наши промышленные предприятия (особенно металлургического, горнообогатительного комплекса), которые сотрудничают с одним из банков, работают себе в убыток. А обслуживающий банк, наоборот, богатеет. Анализ и дальнейшие проверки выявили многочисленные нарушения в деятельности данной кредитно-финансовой структуры. Это хорошо известный вам банк «Славянский», вокруг которого сейчас подняли столько шума.
Кстати, одно из обнаруженных нарушений напрямую касалось интересов рядовых вкладчиков банка, который начислял непомерно огромные проценты на вклады приближенных к руководству людей (до 1600% годовых по гривневым вкладам). Ведь в данном случае банк рисковал именно деньгами остальных своих клиентов (годовой процент по вкладам которых, кстати, составлял намного меньше -- около 20%) В настоящее время следствие по этому делу еще ведется, и оценку действиям руководства банка даст суд.
-- На счету налоговой милиции в 2000 году -- еще одно резонансное дело -- компании «Энергоатом»
-- Что удивительно, когда началась проверка этого предприятия, сумма нарушений составляла чуть больше миллиона гривен. А уже в ходе следствия обнаружились значительные злоупотребления, сумма которых превышает 100 миллионов.
Следует отметить, что 50% всех заведенных налоговой милицией дел -- это крупные нарушения: на сумму 100 миллионов гривен и более. И все они находятся под контролем у соответствующих управлений и руководства ГНАУ. Как видите, эффективность действий налоговой милиции растет с каждым годом. Если в 1999-ом мы доначислили в бюджет около 2,3 млрд. грн. , то за семь месяцев этого года -- уже 2,2 млрд. грн.
-- Получается, что поступления в нынешнем году увеличились вдвое. Как вам это удалось?
-- Приведу только один пример. Раньше товаров, изъятых из незаконного оборота, мы продавали на 12--13 миллионов гривен в год. А в этом году -- на 100 миллионов гривен. Есть разница?
В целом, если рассуждать о том, много или мало денег поступает в бюджет усилиями налоговой милицией, то я скажу, что хотелось бы больше. Нужно прилагать усилия для выявления фиктивных фирм, с помощью которых совершается большинство финансовых нарушений. К примеру, мы предлагаем взять на себя функцию регистрации предприятий. Для этого у нас есть все возможности. А фиктивных фирм стало бы намного меньше.
-- Есть ли у вас данные о том, сколько теряет легальная экономика страны из-за того, что деньги проходят через фиктивные фирмы?
-- Вот простой пример: за семь месяцев нынешнего года только через конвертационные центры проведено 2--3 миллиарда долларов Именно поэтому Президент Украины своим указом создал при ГНАУ специальную структуру, целью которой будет борьба с отмыванием «грязных» денег (кстати, такие организации существуют практически во всех развитых странах мира). Но, чтобы это управление заработало в полную силу, законодателям еще предстоит утвердить целый ряд законопроектов.
Проблема борьбы с «грязными» деньгами давно вышла за пределы Украины, поэтому мы предложили наделить украинские торговые представительства в разных странах полномочиями налоговых служб. Это позволит более оперативно контролировать потоки денег, переправляемые за границу по контрактам.
«Обман никому не идет на пользу»
-- Наверное, сейчас, с высоты нажитого опыта, первые дела, раскрытые налоговой милицией, кажутся вам несерьезными? Какие из них вы вспоминаете?
-- Запомнились мне не столько дела, сколько первые схемы увода денег в тень, найденные нашими сотрудниками. К примеру, мы обнаружили, что из Прибалтики к нам завозят слишком много авиационного бензина. Мы выяснили, что под видом авиабензина (который был освобожден от уплаты акцизного сбора) в Украину поставлялся автомобильный бензин А-95. Тогда наши сотрудники установили контакт с прибалтийскими налоговыми службами, и мы совместными усилиями пресекли деятельность контрабандистов. Был возбужден ряд уголовных дел. Кроме того, мы закрепили наш успех на законодательном уровне (чтобы схема не повторилась в российском или молдавском варианте) -- ввели акцизный сбор на авиабензин.
Помню, как мы начали выявлять нелицензионные склады водки. В 1997 году в Закарпатье был обнаружен склад с алкогольной продукцией (без акцизных марок) стоимостью 4 миллиона гривен. Это стало первым шагом в борьбе с ввозом контрабандной импортной водки. Изъятую продукцию мы реализовали, а деньги перечислили в бюджет. Кстати, после окончания того дела председатель налоговой администрации Закарпатской области Марта Волощук и начальник Мукачевской налоговой милиции Иван Швед были награждены орденами.
-- Я помню, что тогда Марте Волощук угрожали. Пришлось даже приставить к ней охрану
-- И такое было. К сожалению, покушения на работников налоговых служб не прекращаются. Но я хочу отметить, что все случаи нападения на наших сотрудников уже раскрыты. Кроме того, мы стараемся предотвращать подобные случаи: находим лиц, которые угрожают нашим сотрудникам, и привлекаем их к ответственности.
-- Вы с таким теплом говорите о своих сотрудниках, что создается впечатление будто они -- ваша вторая семья
-- Так оно и есть. И свой пятидесятилетний юбилей я встречу именно с ними. Ведь в мой день рождения -- 24 августа, когда вся страна будет праздновать День Независимости, силовые ведомства будут работать.
-- Это традиция -- отмечать юбилеи на «боевом» посту?
-- Традиции отмечать юбилеи у меня еще нет. Ну, конечно же, я отпраздную его и дома со своими близкими.
-- У каждого человека есть жизненное кредо. Каково оно у вас?
-- Говорить правду и не подводить других. Обман никому не идет на пользу!
-- Юбилей обязывает подвести какие-то предварительные итоги своей жизни. Есть ли что-то, чего вы еще не сделали, о чем мечтаете?
-- Неинтересно было бы жить, если бы не было мечты Хочется, чтобы моя работа приносила пользу государству, и чтобы у нас в стране налоги платились только добровольно.
«ИЗ ДОСЬЕ «ФАКТОВ»
Жвалюк Виктор Романович родился 24 августа 1950 года в селе Кургановка Хмельницкой области.
Трудовую деятельность начал учеником химико-технологического техникума. В органах внутренних дел служит с 1972 года.
Образование высшее. Окончил Академию внутренних дел СССР.
Последние годы работал первым заместителем начальника Главного управления МВД Украины в Киеве, начальником Главного управления налоговой милиции Государственной налоговой администрации Украины. А с 1998 года занимает должность первого заместителя главы ГНАУ -- начальника налоговой милиции.
Награжден медалями «За бездоганну службу» I, II и III степеней, имеет почетное звание «Заслуженный юрист Украины».
«Facty i kommentarii «. 23-Август-2000. Экономика.
2747Читайте нас у Facebook