ПОИСК
Події

Подлодки типа «курска» при переходе на ручное управление могут… Падать на грунт

0:00 28 серпня 2000
Інф. «ФАКТІВ»
О том, какие неполадки были обнаружены при испытаниях аналогичного атомного ракетоносца, рассказывает их участник, бывший офицер-подводник Владимир Демьяновский

В 1990 году капитан III ранга Демьяновский был заместителем командира атомной ракетной подводной лодки «Антей» проекта 949А -- того же, что и злополучный «Курск», спущенный на воду четыре года спустя. В ходе испытаний «Антея» обнаружилась масса недоработок, многие из которых могли привести к катастрофе. Однако офицерам экипажа тогда было велено молчать…

«Боцман отключил автопилот -- и лодка тотчас провалилась на 20 метров»

-- О том, что случалось раньше с этими подлодками, до сих пор никто не говорил, хотя версии гибели «Курска» высказываются даже самые бредовые, -- начал Владимир Демьяновский. -- В 1990 году мы испытывали в Белом море подлодку К-442 того же проекта, что и «Курск». Рабочая глубина для столь огромных ракетоносцев, предназначенных для действий в океане, примерно 600 метров. Северные моря для них мелки. Но в Белом море есть котлован глубиной примерно 300 метров. Мы нырнули туда -- шли «глубоководные» испытания. Лодка двигалась на автопилоте. А затем было решено переключиться на ручное управление. Едва только боцман взялся за штурвал -- лодка сразу провалилась на двадцать метров. Один человек не смог удержать такую махину. До скалистого дна оставалось еще каких-то 20 метров.

Теперь подсчитаем: «Курск» шел в тех водах, где до дна чуть более 100 м. Говорят, перископ был поднят, значит, еще минус 19 метров перископной глубины. Высота самой лодки -- свыше двадцати. Значит, под килем оставалось метров шестьдесят. Такая громадина как «Курск» в нашем случае долетела бы до дна в считанные секунды, тем более что в подобной ситуации очень может заклинить рули. Атомные лодки не могут ложиться на дно и стараются не опускаться к нему ближе 40--60 метров, иначе водозаборники системы охлаждения реакторов -- турбины в несколько раз больше авиационных -- подсасывают водоросли, ил, грязь.

Кроме того, было еще одно ЧП. Однажды в носовую цистерну, чтобы выровнять лодку, «дунули» сжатым воздухом, да так, что разорвался предохранительный клапан. Вода не пошла в отсеки лишь потому, что сама цистерна осталась цела, зато палубу вздуло. Если так же поступили на «Курске», пытаясь остановить падение, и цистерна взорвалась…

РЕКЛАМА

После испытаний К-442 «Антей» у офицеров было очень много замечаний. Однако стоял декабрь, новые подлодки было принято сдавать «под елочку», к Новому Году. Пришел председатель госкомиссии и сказал буквально следующее: «На чертеже винт на корме. Он и есть на корме. Вот если бы на носу, тогда скандал. А раз все на месте, принимайте лодку». Дорабатывать ее потом не стали -- мы ушли к месту службы и на завод в Североморск не возвращались. Кстати, ответственным за сдачу «Курска» был человек, который являлся заместителем сдатчика нашей К-442.

«При столкновении «Курск» потопил бы любую чужую лодку»

-- А теперь давайте пройдемся по самым расхожим версиям гибели К-141. Официальная -- столкновение с другой подлодкой или сухогрузом. Говорят, будто «Курск», предназначенный для плавания в океанских глубинах, на мелководье «не услышал» проходившее над ним судно…

РЕКЛАМА

-- Все ракетоносцы проекта 949А оснащены тремя видеокамерами, которые вмонтированы в носовой части, в районе рубки, в корме и постоянно наблюдают за происходящим над лодкой. С их помощью снизу даже рябь на поверхности видна. Если исключительно чуткая электроника, которой на субмаринах этого типа более чем достаточно, не услышала объект на поверхности (а она способна засечь его с любой глубины), вахтенный офицер должен был видеть его на мониторах. И как могло случиться, что в районе учений оказалось постороннее судно, которое не засекли радары многочисленных боевых кораблей, не увидели с самолетов?

Сейчас объявили, будто нашли на дне моря рубку английской субмарины. А корпус что, уплыл? Министр обороны РФ Сергеев заявил: «Курск» столкнулся с таким же крупным объектом. Однако подлодки проекта 949 и 949А -- вторые по величине после советского атомного мастодонта проекта 941 «Акула», который из-за своих размеров занесен в Книгу рекордов Гиннесса. Все американские, английские, французские стратегические субмарины намного меньше, и если бы в какую-то из них ткнулся «Курск», да еще носом -- на дне лежала бы она, а не наша лодка.

РЕКЛАМА

Советская субмарина послабее «Курска», проекта 667А, как-то в Тихом океане столкнулась с американским авианосцем «Китти Хок». С треснувшей рубкой и погнутыми рулями она благополучно вернулась на базу. Другая такая же лодка в Тихом океане задела грунт, и только «дома» в доке заметили, что она по всему океану таскала двухтонный камень, застрявший в носовом обтекателе… Водоизмещение «Курска» в подводном положении -- 25 тысяч тонн (у 667-х -- 9--12 тысяч), это очень надежная лодка, способная на одном винте пройти пол-океана. По классификации НАТО субмарины проекта 949 и 949А получили название «Оскар» за мощь и надежность. Они предназначены для уничтожения авианосцев и подводных боевых кораблей, прозваны на флоте «убийцами подлодок». Вы думаете, кто-нибудь ушел бы после ее удара? Даже если в самом деле при всплытии произошло лобовое столкновение с невероятно мощным судном, то при такой скорости, с какой шел «Курск», его корпус пропороло бы намного глубже и перископ, прочие выдвижные устройства над рубкой были бы погнуты. Но ведь они целы!

-- А взрыв торпеды возможен? Ведь «Курск» замолчал после того, как командир запросил разрешения начать торпедные стрельбы.

-- На подлодках, аналогичных «Курску», боезапас -- несколько десятков торпед. Когда на одной из лодок Северного флота сдетонировали две, пробоины в носовой части не было. Ее просто оторвало. Предполагаю, что могла рвануть парогазовая торпеда, они иногда «газовали» в торпедном аппарате или на стеллажах -- вырывался водород, на котором они работают. Однако такие случаи для субмарин отнюдь не смертельны.

-- Обследовав корпус лодки, выяснили, будто края пробоины загнуты внутрь. Словно удар все же пришелся извне. Может быть такое, что свои ударили по «Курску» ракетой?

-- При почти одновременном пуске собственных двух торпед у лодки возможны большие неприятности: первая после выхода из трубы торпедного аппарата вначале «проваливается», затем подвсплывает и устремляется к цели. Если в этот момент выходит вторая, они могут столкнуться. Однако установлено, что лодка, когда командир запросил «добро» на стрельбы, шла на всплытие -- над рубкой подняты выдвижные устройства. В таком положении запускать торпеды?! Сомнительная версия. А в то, что по лодке стреляли свои, не верю.

-- А взрыв аккумуляторной батареи?

-- Он не порвет корпус лодки. На одной из первых атомных субмарин, когда я служил на них срочную, взорвалась батарея -- никто не погиб, корпус уцелел. У «Курска» же, говорят, даже крышки ракетных шахт повылетали. Ни одна аккумуляторная батарея такого не натворит.

-- Как могло затопить все отсеки, если в походе они должны быть изолированы?

-- Когда лодка идет в подводном положении и ей ничто не угрожает, переходные люки между отсеками открывают, чтобы воздух свободно циркулировал. При всплытии объявляется боевая тревога, люки задраивают. Но если что-то случилось, то после удара о скальный грунт могли произойти внутренние деформации и герметичность переборок нарушилась. Из-за этого могло заклинить и спасательные буи, даже если их крышки не прихвачены сваркой -- так действительно поступают, чтобы не потерять буй при качке в надводном положении, потому что крепление недостаточно надежное. Например, рассказывают, именно поэтому на гибнущей подлодке «Комсомолец» не удалось вовремя отсоединить всплывающую спасательную камеру. Ее выбило только при ударе о дно, когда лодка уже затонула и спасать кого-либо было поздно.

Еще один серьезный недостаток аварийно-спасательной системы на лодках типа «Курск»: чтобы воспользоваться, например, кормовым спасательным люком, нужно повозиться с парой десятков клапанов. Если в самом деле оставшиеся в живых члены экипажа К-141 искали спасения в кормовых отсеках, то им наверняка было сложно сориентироваться в кромешной темноте и хаосе. На учебно-тренировочных базах подводников не учат пользоваться аварийно-спасательными люками и всплывающими спасательными камерами -- их на берегу попросту нет. Навыки эвакуации с затонувшей субмарины можно отработать только на действующих подлодках, но ни один атомный ракетоносец не ляжет на дно по уже упомянутым причинам -- чтобы не засосать водоросли в систему охлаждения реакторов.

После трагедии с «Комсомольцем» никаких выводов не сделали, разве что стали отрабатывать посадку на спасательные плотики. У экипажей нет глубоководных спасательных костюмов, оснащенных гелиевыми баллонами, которые необходимы на глубине свыше ста метров. Если лодка лежит там, то нечего и думать, что кто-то выберется живым. Баллоны должны были доставить морякам водолазы сразу же после аварии. Но помощи от них не дождались. Говорят, шторм мешал. А ведь на глубине 100 метров не качает! Над затонувшим «Курском» болтались без толку пятнадцать кораблей -- и ни одного настоящего глубоководного спасательного судна. С 1990 года в резерв флота выведены две подлодки класса «Индия», предназначенные для доставки глубоководных спасательных аппаратов и проведения спасательных работ. Их не задействовали. Вдоль всего корпуса К-141 вделаны мощные скобы, чтобы субмарину можно было быстро зацепить и поднять. Сделать это можно с помощью понтонов, которых на флоте не оказалось, а специальное судно, способное вытащить такую лодку со дна, не разработано. Командование уверяло, что из «Курска» слышен стук. Тогда почему не засекли, из какого именно отсека? Почему открыли только девятый и, выяснив, что он затоплен, решили, что погиб весь экипаж?..

Чтобы не замарать окончательно честь флота, россияне должны сами, а не с помощью заграничных спасателей, хотя бы поднять из лодки погибших. И подумать о том, каково теперь выходить в море другим подводникам, видевшим, как никто не спасал их товарищей.

3794

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів