ПОИСК
Спорт

Легендарный советский спортсмен всеволод бобров был единственным в мире капитаном двух команд -- футбольной и хоккейной

0:00 1 грудня 2000
Інф. «ФАКТІВ»
Сегодня великому игроку века исполнилось бы 78 лет

Есть спортсмены, с именами которых определение «легендарный» неразрывно. Они могут закончить спортивную карьеру не один десяток лет назад, их давно уже может не быть в живых, но память об этих людях вряд ли когда-нибудь угаснет, так же как не иссякнет наша благодарность к ним. К когорте таких людей относится Бобров. Легендарный Всеволод Бобров.

Всеволода Михайловича уже нет в живых более двух десятилетий. Но еще живет поколение, которое выросло на Боброве: на его играх и его мастерстве. До него не было в мире такого спортсмена (да чего там душой кривить: вряд ли уже и появится), который сумел бы стать капитаном сразу двух команд — футбольной и хоккейной…

Из досье «ФАКТОВ»

Всеволод Бобров -- 1922--1979 гг. Заслуженный мастер спорта СССР (1948 г. ), заслуженный тренер СССР (1967 г. ).

РЕКЛАМА

Футбол: чемпион СССР 1946--1948 гг. ; обладатель Кубка СССР 1945 и 1948 гг. ; лучший бомбардир чемпионата СССР 1945 г. (24 мяча) и 1948 г. (14). В чемпионатах СССР провел 116 матчей, забил 97 голов. Выступал за команды ЦДКА (1945--1949 гг. ), ВВС (1950--1952 гг. ), «Спартак», Москва (1953 г. ).

Хоккей: чемпион СССР 1948, 1949, 1951--1953 гг. , 1955, 1956 гг. ; обладатель Кубка СССР 1952, 1954, 1955 гг. Олимпийский чемпион 1956 г. Чемпион мира 1954, 1956 гг. Чемпион Европы 1954--1956 гг. В чемпионатах СССР провел 130 игр, забросил 254 шайбы. Выступал за команды ЦДКА (1946--1949 гг. ), ВВС (1950--1953 гг. ), ЦДСА и ЦКС МО (1953--1957 гг. ).

РЕКЛАМА

«Вихрастый, с носом чуть картошкой -- ему в деревню бы с гармошкой… »

О хоккейной и футбольной звезде сороковых--пятидесятых годов Евгений Евтушенко напишет: «Вихрастый, с носом чуть картошкой -- ему в деревню бы с гармошкой, а он — в футбол, а он -- в хоккей».

Родился Всеволод 1 декабря 1922 года в городе Моршанске (вскоре его семья переехала в Сестрорецк). Его отец одно время работал инженером, а затем -- преподавателем в школе ФЗУ. Кстати, именно он привил любовь к спорту двум своим сыновьям -- Владимиру и Всеволоду. Зимой отец заливал перед домом каток и выходил сражаться с сыновьями в русский хоккей с мячом. При этом всю амуницию и инвентарь изготавливали в семье сами. Летом Бобровы с утра до вечера гоняли во дворе футбольный мяч. Уже в 16 лет Всеволод был принят во взрослую команду своего завода по русскому хоккею. Там его заметили и пригласили в юношескую сборную города. Буквально с первой же игры Боброва в составе этой сборной руководители общества «Динамо», на базе которого была сформирована команда, поняли, что не ошиблись в своем выборе. Паренек из Сестрорецка не уставал поражать своей филигранной техникой и чудесными финтами (Бобров мог легко обойти пятерых соперников, перебрасывая клюшку из правой руки в левую).

РЕКЛАМА

Но тут свои суровые коррективы в судьбу Всеволода, как и в судьбы миллионов советских людей, внесла война. В 1942 году Боброва призвали на службу в военное училище. Окончив его в марте 1945 года и получив офицерское звание, он попал в знаменитую футбольную команду ЦДКА.

-- Мне посчастливилось присутствовать на первом футбольном матче Боброва за ЦДКА, -- рассказывает Валентин Уткин, директор хоккейной ДЮСШОР «Сокол». -- Еще мальчишкой я попал на открытие первенства Советского Союза на стадионе «Локомотив» в Черкизове, которое состоялось 19 мая 1945 года. Команда ЦДКА играла против «Локомотива». Причем тренер выпустил Боброва во втором тайме всего за 25 минут до финального свистка. И за это время он умудрился вколотить три мяча, чем вызвал неописуемый восторг у публики и тут же стал знаменит. Восхищенные зрители стали звать его ласково — Бобер.

ЦДКА в те годы называли командой лейтенантов. Старшее поколение помнит, что в эту команду входили такие знаменитые футболисты, как Иван Кочетков, Алексей Гринин, Владимир Демин, Валентин Николаев. Они уже были выдающимися футболистами, и новичок Бобров легко влился в этот ансамбль. В сезоне 1946 года клуб ЦДКА стал чемпионом СССР, а Всеволода Боброва признали лучшим бомбардиром чемпионата: в восьми играх он забил восемь голов.

По определению врачей, Бобров был «безногим» спортсменом

Именно тот сезон вполне мог стать последним в карьере Всеволода. В матче с киевским «Динамо» у него оказался поврежденным мениск и была разорвана передняя крестообразная связка. С поля Боброва унесли почти без чувств. Спортивной медицины в то время, в общем-то, еще не существовало, и врачи не знали, как лечить подобные травмы. Во время операции выяснилось, что у футболиста проблемы также и с левой ногой. По определению врачей, Бобров был «безногим» спортсменом (впоследствии он перенес еще несколько операций. -- Авт. ). Под угрозой возможной инвалидности медики запретили ему играть в футбол. Но, превозмогая боль и назло перспективе стать калекой, Бобров остался в спорте. Более того, он увлекся еще и хоккеем…

-- Мы все были влюблены в этого спортсмена. Да и после войны различные спортивные мероприятия пользовались огромной популярностью. Большинство населения соскучилось по зрелищам. Телевизоров тогда не было, одно радио. И спорт, понятное дело, был на первом месте, -- продолжает Валентин Павлович.  — Помню один матч по русскому хоккею зимой 45-го. Игра проходила в московском парке ЦСКА на площади Коммуны. Встречались ЦСКА и «Крылья Советов». Закончилась она со счетом 3:0. Трижды отличился Всеволод Бобров. В воротах за «Крылья Советов» стоял тогда Борис Запрыгаев (он недавно умер). Позже Запрыгаев стал директором детско-юношеской спортивной школы «Крыльев Советов». Когда мы встречались, всегда вспоминали именно этот матч. Я спрашивал: «Борис, как же ты пропустил мяч от молодого игрока?» А он: «Да не ожидал я такого! Бобров вообще первый раз появился на поле… »

Потом, в декабре 1946 года, Всеволод Михайлович, как и все хоккеисты, перешел из хоккея с мячом в хоккей с шайбой. Тогда в Советском Союзе начали активно культивировать этот вид спорта, и, что интересно, он очень быстро стал популярным по всей стране. Хоккей с шайбой в то время собирал очень много зрителей. Играли на открытом воздухе, хоккейная коробка стояла на восточной трибуне стадиона «Динамо», и на матчи приходило около 20 000 болельщиков. Никого не смущало даже то, что надо было стоять два--три часа на двадцатиградусном морозе…

Команду ВВС Василия Сталина называли «матрацниками»

В 1947 году сын Иосифа Сталина -- Василий -- заядлый спортсмен, организовал клуб ВВС. Командующий военно-воздушными силами Московского военного округа по строевой части учредил команды «летчиков» практически по всем видам спорта и начал собирать весь спортивный цвет. При этом Василий не гнушался любыми средствами в достижении своей цели. Талантливых игроков он переманивал из других команд, обещая им различные блага, строптивым же угрожал репрессиями. За это многие болельщики не любили команду ВВС и называли их «матрацниками» -- за полосатую форму. Кстати, позднее ВВС «трансформировалось» в ЦСКА.

Неудивительно, что Василий Сталин обратил свое внимание и на Всеволода Боброва. Василий, окруженный в основном подхалимами, мечтал о настоящем друге, и Всеволод вполне подходил на эту роль. Спорт, как ничто другое, способствовал их дружбе. Правда, лишь в 1949 году Бобров перешел в команду ВВС. Несколько лет до этого от отыграл за футбольный клуб ЦСКА. Слава Боброва как талантливого форварда достигла небывалых размеров. В народе даже появилась мода «на Боброва». Молодежь, например, чуть ли не поголовно стала носить любимый головной убор прославленного форварда — кепку.

Боброва боготворили даже уголовники. Рассказывают одну историю, ставшую уже легендой… Бобров жил в Сокольниках, которые считались районом неспокойным. И вот однажды спортсмену пришлось возвращаться домой пешком, а делал он это крайне редко, так как имел в личном пользовании автомобиль. Но то ли жена взяла покататься (в те годы женой спортсмена была артистка оперетты Татьяна Санина. -- Авт. ), то ли машина была на ремонте… В общем, одет был Всеволод в дорогое пальто с меховым воротником, которое, судя по всему, и приглянулось грабителям. Прижав спортсмена к стене темной подворотни, они приказали ему раздеться. Но вместо того чтобы позвать на помощь, прославленный форвард просто сказал: «Да вы что, ребята, я же Бобер!» «Опознание» длилось всего несколько секунд. После чего, сунув финку за голенище сапога, один из разбойников заорал на всю улицу: «… твою мать, и правда -- Бобер!» После этого Боброва провели домой как «кореша» и пожелали всего самого наилучшего…

После перехода Боброва в 1949 году в хоккейную команду «летчиков» недоброжелатели расшифровывали аббревиатуру ВВС по-разному: «Василий Взял Севу», «Взяли Всех Спортсменов», «Ватага Василия Сталина»… А 7 января 1950 года произошла трагедия. Команда ВВС на самолете «Дуглас» СИ-47 вылетела в Челябинск на очередную календарную игру. В аэропорту «Кольцово», под Свердловском, самолет с 11 хоккеистами, 6 членами экипажа и 2 сопровождающими из -за плохих погодных условий шесть раз заходил на посадку и в конце -концов врезался в землю… В живых не осталось никого. По какому- то счастливому стечению обстоятельств, на этом самолете не оказалось двух членов команды — Всеволода Боброва и Виктора Шувалова. Первый не успел оформить документы о переходе, опоздал к вылету и отправился поездом, второго Сталин выставлять против челябинского «Дзержинца», из которого Шувалов накануне перешел к «летчикам», побоялся -- посчитав это неэтичным. После этой трагедии в Кольцово был установлен памятник погибшим…

На одной из западных карикатур канадец терпеливо объяснял Боброву хоккейные азы

В 1953 году Всеволод Бобров в третий раз в составе ВВС, и в пятый -- за всю свою спортивную карьеру) стал чемпионом страны по хоккею. Однако в том же году команда «летчиков» прекратила свое существование -- по причине завершения эпохи Сталина. После ареста своего друга и покровителя Бобров оказался в клубе ЦДСА, а год спустя был включен в сборную по хоккею, которая отправилась на свой первый чемпионат мира — в Швецию.

Перед приездом советской делегации в Стокгольм появилось много публикаций в зарубежной прессе. Так, одна из местных газет поместила на своих страницах карикатуру: у школьной доски стоит огромный канадец и терпеливо объясняет сидящему за партой Боброву азы хоккейной науки…

-- Я помню ту шумиху, которую развернула западная пресса: мол, куда вы русские суетесь, родоначальники хоккея вам покажут! Все были уверены, что советские хоккеисты просто не способны конкурировать с канадцами, -- вспоминает Валентин Уткин, побывавший на том первенстве. -- Помню даже одну статью, которая называлась «Русские медведи на коньках».

В те времена стойка хоккеистов была вертикальной, а мы двигались на коньках, слегка пригнувшись, что позволяло развивать невиданную скорость. Советская сборная легко победила финнов, западных немцев, норвежцев. Прошли мы и сильные команды Чехословакии и Швеции. Предстоял решающий поединок за мировое чемпионство все с теми же родоначальниками хоккея. Матч закончился с разгромным для канадцев счетом -- 7:2! Лучшим нападающим этого чемпионата был признан Всеволод Бобров. В подарок он получил приз -- красивые часы, которые потом демонстрировались в Музее спортивной славы в Лужниках. Все иностранцы были ошеломлены: оказывается, в Советском Союзе тоже есть великолепные талантливые игроки.

Кстати, играть в канадский хоккей Всеволод Бобров начал в 24 года -- в возрасте, когда большинство спортсменов уже списывают со счетов. Всего в чемпионатах страны Бобров сыграл 130 матчей и забросил 254 шайбы.

-- Бобров был уникальным хоккеистом во всех отношениях, -- продолжает Валентин Павлович.  — Он обладал прекрасной техникой катания на коньках, техникой владения шайбой и, главное, -- у него было природное чутье на взятие ворот. Он очень много забивал всегда. Даже был такой фирменный «бобровский гол»: Бобров выезжал из-за ворот и с ходу забивал. Соперники это прекрасно знали, но сделать ничего не могли. До сих пор говорят: «Вот он забил по-бобровски!» Знаю по себе -- сам 13 лет играл в командах мастеров, -- как спортсмены счастливы, когда им удается забить по-бобровски.

Бобров приехал в Киев за игроками, а увез жену

В мае 1962 года произошли значительные изменения в личной жизни (спортсмен к тому времени уже был разведен. -- Авт. ). Он встретил свою будущую жену Елену. Вот что в одном из интервью вспоминает сама Елена Николаевна: «К спорту я не имела никакого отношения. Разве что училась в одной школе с Валерием Лобановским, жила в Киеве рядом с домом Андрея Бибы и Володи Щеголькова. Мой отец был офицером. И вот в мае 62-го, когда я впервые приехала в Москву, приятель отца пригласил к себе на День Победы.

… Вошла в комнату, а там уже полно гостей. Высокий, статный мужчина, который до моего прихода, видимо, развлекал всех интересным рассказом, вдруг умолк. А после паузы просто огорошил — — меня, естественно, в первую очередь: «Вот женщина, из-за которой не грех потерять голову! Готов жениться на ней сегодня, сейчас… » А я ведь тогда замужем была. Дочке Светлане третий год пошел… »

После этого они еще несколько раз встречались в Москве. А однажды Бобров (его пригласили тогда тренировать одесский «Черноморец») приехал в Киев, чтобы забрать кого-то из динамовцев к себе в команду. Приехал за игроками, а увез из столицы Елену. В 1967 году в жизни Всеволода случилось еще одно радостное событие -- родился сын Миша. Всеволоду было -- 45, Елене -- 30…

В этом же году хоккейный клуб «Спартак» под руководством Боброва стал чемпионом страны. После победы сам министр обороны маршал Гречко попросил Боброва потренировать футбольный ЦСКА, у которого дела в то время шли неважно. При Боброве клуб ожил и в чемпионате-68 занял даже четвертое место. Но год спустя команда вновь спустилась в турнирной таблице на две строчки вниз, и это послужило поводом для снятия Боброва с должности.

«Канадские газеты писали, что «русские -- роботы, и к тому же все они -- сотрудники КГБ»

В 1972 году Боброва и Николая Пучкова назначили тренерами сборной СССР по хоккею. На чемпионате мира в Праге наши хоккеисты взяли «серебро». Гнев руководства коснулся лишь одного Пучкова, вместо которого назначили Бориса Кулагина. Во время этого чемпионата была достигнута договоренность о проведении между советскими и канадскими хоккеистами серии матчей.

-- Вновь повторилась ситуация с чемпионатом мира-54, -- продолжает Валентин Уткин. -- Нашей команде прочили поражение во всех восьми матчах. Дескать, до этого советские хоккеисты играли только с любителями, а настоящие канадские профессионалы разобьют их в пух и прах. В первой же встрече советские хоккеисты выиграли 7:3! После матча состоялось вручение призов, и все они, к большому сожалению канадцев, достались русским. Валерий Харламов получил приз лучшего нападающего, а Всеволод Бобров и Борис Кулагин были удостоены золотой и серебряной медалями за подготовку команды экстра-класса.

Надо сказать, что канадская пресса отнеслась к проигрышу своей команды весьма некритично. В прессе писали даже, что «русские -- роботы, и к тому же все они -- сотрудники КГБ». Во второй игре, состоявшейся в Торонто, канадцы взяли реванш -- 4:1. Третий матч в Виннипеге и вовсе закончился вничью -- 4:4. Четвертая игра нанесла удар по престижу советского хоккея: проигрыш -- 3:5.

После этого участники серии перекочевали в Москву, во Дворец спорта в Лужниках. Первая же игра в СССР получилась захватывающей и драматичной: после второго периода наша сборная проигрывала -- 0:3, а матч закончился 5:4 -- в нашу пользу! Но это была последняя победа… В трех оставшихся играх победили канадцы -- 3:2, 4:3, 6:5. Причем победную шайбу в последнем матче канадский профессионал Пол Хендерсон забил за 34 секунды до конца игры…

В 1973 году Всеволод Бобров привел сборную к золотым медалям чемпионата мира, который проходил в Москве. Наша команда показала блестящий результат, выиграла все десять матчей и забросила в ворота соперников 100 шайб! Советские хоккеисты взяли и следующее мировое «золото» -- теперь уже в Финляндии. Правда, сразу после триумфа Боброва сняли с должности из-за… элементарной кляузы.

А дело было так. В решающем матче мирового первенства наши хоккеисты встречались с чехами и после первого периода проигрывали. В перерыве Бобров в раздевалке стал объяснять своим подопечным, что необходимо сделать для победы. Тут в раздевалку ввалились представитель Спорткомитета Валентин Сыч и наш посол в Финляндии. Бобров, которого прервали на полуслове, не оборачиваясь рявкнул:

-- Закройте дверь! С той стороны!!!

Сыч пропустил это мимо ушей, а вот посол не преминул накатать «телегу» в ЦК КПСС…

После этого Всеволод Михайлович еще несколько лет проработал тренером футбольного ЦСКА. В 1979 году за короткий промежуток времени у него случилось два сердечных приступа. Как-то на тренировке его внезапно пронзила острая боль в ноге. Боброва тут же госпитализировали, но спасти его не удалось (оторвался тромб, который закупорил легкое). 1 июля 1979 года легендарного Всеволода Боброва не стало.

Сын Боброва -- Михаил -- пошел по стопам отца: стал хоккеистом. Играл в ЦСКА, выступал за молодежную сборную страны. В 1997 году Михаил погиб, разбившись на мотоцикле. У него остался сын, которого в честь деда назвали Всеволодом. Бабушка -- Елена Николаевна -- с ранних лет приобщает его к хоккею…

P. S. На могиле легендарного спортсмена стоял прекрасный памятник -- были скреплены вместе шайба, клюшка и мяч. Несколько лет назад охотники за цветными металлами совершили там акт вандализма…


«Facty i kommentarii «. 01-Декабрь-2000. Спорт.

7092

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів