ПОИСК
Події

В черном море впервые «засветилась» подводная лодка, произведенная в независимой украине

0:00 11 січня 2000
Інф. «ФАКТІВ»
Правда, ну о-очень маленькая

Если быть совсем точными, то это не первая «независимая» подлодка в Украине. В номере за 27 октября с. г. «ФАКТЫ» рассказали о сельском умельце, склепавшем аккуратную маленькую субмарину посреди донецких степей и успешно испытавшем ее в ближайшем пруду. Тот мастер мечтает вывести свое детище на большую воду. Проще с этим оказалось севастопольским кулибиным, которые недавно вывели в море собственную сверхмалую подлодку.

… Речь идет не о подлодке в традиционном представлении. Это такой себе подводный мотоцикл, оседлав который, два человека в аквалангах могут опускаться на максимальную глубину 60 метров (можно и больше, но это небезопасно для аквалангистов) и перемещаться там со скоростью до 4 км/ч. Воздух поступает от бортовой системы или от заплечных баллонов. Как настоящая подлодка, маленькая «самоделка» имеет балластную и уравнительную цистерны, управление по глубине и курсу. Автоматика может остановить «зарвавшегося» пилота на определенной глубине и выбросит на поверхность аварийный буек. После этого лодка автоматически всплывет…

Крошечная субмарина, у которой все продумано, как у настоящей, -- давнишняя мечта Валерия Краснова, профессионального подводника, капитана 2 ранга в отставке. После увольнения в запас он взялся за ее осуществление: основал и возглавил в Севастополе научно-производственное предприятие, заработал денег -- и приступил к созданию нового для Украины подводного аппарата. Помогал ему такой же мечтатель, 31-летний инженер-конструктор Иван Клюев, прежде работавший над проблемой обнаружения и уничтожения подводных буев в КБ по модернизации кораблей флота.

Перво-наперво конструкторы выяснили, что в развитых странах строительство минисубмарины обходится в десятки тысяч долларов. Дабы уменьшить расходы, решили делать лодку не «сухой», а проницаемой для забортной воды -- и стоимость уменьшилась как минимум в пять раз. Кроме того, такая подлодка не требует и дорогих сверхпрочных материалов, способных выдерживать давление на глубине, а открытые ее борта обеспечивают экипажу прекрасный обзор на все 360 градусов. Что же касается надежности аппарата, то конструкторы придерживались железного правила: если подлодка погружается на час, она должна гарантировать жизнеобеспечение экипажа в аварийном режиме на трое суток.

РЕКЛАМА

Испытали новинку в бассейне: Валерий Краснов лично сделал на ней круг почета. Все радовались, как дети. Немного поколдовав еще над остойчивостью лодки, ее перевезли в Казачью бухту, где расположен бывший военный дельфинарий. Испытать ее взялся капитан 2 ранга ВМС Украины Александр Ностенко. И настолько увлекся, что иногда его было трудно оторвать от субмарины. Он выходил на берег фиолетовым от холода, громко стуча зубами, жадно пил горячий чай и снова прыгал «в седло». «Ну, как лодка?» -- спрашивали его конструкторы. «Это не лодка -- ласточка!» -- восклицал довольный подводник.

Сегодня уже разработаны три модификации минисубмарины: с полным остеклением, с частичным и без такового вообще. По словам изобретателей, на таких аппаратах можно не только путешествовать под водой -- осматривать подводные части стационарных буровых установок, кабельные трассы, плантации мидий, осуществлять экологический контроль, проводить спасательные операции и киносъемки… «На всевозможных выставках дети часами не отходят от нашего аппарата. Очень интересуются им и «новые русские», -- рассказал Иван Клюев. -- Один захотел купить сразу пять штук, но когда узнал, что вначале надо дать деньги, а субмарины будут готовы к началу следующего сезона, сильно огорчился и деньги не дал. Пока своими силами решили запустить первую пробную партию. К лету надеемся управиться. »

РЕКЛАМА

624

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів