ПОИСК
Події

Чтобы завести старейшие в киеве куранты на колокольне лавры, крепкий мужчина должен не менее получаса потрудиться в поте лица

0:00 14 січня 2000
Нашим корреспондентам представилась возможность убедиться в этом на собственном опыте -- работенка оказалась под стать спортивной тренировке

К историкам, работающим на колокольне Киево-Печерской Лавры, мы обратились, чтобы узнать, как прошли «ночи открытых дверей» -- в новогодние и рождественские ночи колокольня впервые была открыта для посещений. Руководство историко-культурного заповедника посчитало, что найдутся желающие отметить праздник подъемом на колокольню. В рождественскую ночь посетителей было более сорока -- в церкви служили всенощную, и многие прихожане решили развлечь себя созерцанием панорамы ночного Киева. Зрелище это, кстати, не бесплатное, к тому же, ночной тариф установлен выше обычного. Гости пришли и в ночь на 1 января -- встретить здесь Новый год решил коллектив одного банка, «неорганизованных» же энтузиастов было человек шестнадцать. Условия на продуваемой всеми ветрами площадке далеки от комфортных -- быстро промерзаешь, что называется, до костей. Зато бокалы в новогоднюю ночь поднимали под звон настоящих курантов. Правда, ни колокола, ни тем более часовой механизм посетителям не показывают даже в новогоднюю ночь. Нам же разрешили их осмотреть и даже поучаствовать в весьма трудоемкой процедуре завода механизма курантов, скрытого от посторонних глаз.

Лаврские куранты можно только слушать, ведь циферблата у них нет. Через каждые 15 минут звенят колокольчики, а каждый час басит массивный колокол. Чтобы увидеть внушительных размеров механизм часов, нужно подняться под самый купол колокольни на высоту 61,5 метра. Здесь, на самой верхней площадке, в сбитом из досок домике и находятся куранты. Кроме этих стен, механизм ничем не защищен -- у него нет корпуса, и до каждой из многочисленных шестеренок и колесиков можно дотронуться рукой. Вся конструкция не уступает по размерам малолитражному автомобилю.

-- Добавьте к этому гири весом 4,5 тонны, свисающие в специально сделанной шахте на высоту трех этажей, -- рассказал заведующий сектором колокольни Игорь Федоряченко. -- Наши куранты -- «родственники» часов с кукушкой: за счет противодействия между маятником и гирями удается добиться размеренного движения механизма. Но вместо кукушки у наших часов колокола. Куранты эти работают с 1903 года -- почти 100 лет. Но механизм находится в прекрасном состоянии -- он изготовлен в одной из лучших на те времена часовых фирм московского мастера Анатолия Енодина. Это, кстати, четвертые куранты на нашей колокольне, построенной в 1744 году. Прежние часы приходилось менять из-за того, что они буквально стирались. А на этих до сих пор не заменили ни одной шестеренки -- они как новые. Раз в пять--семь лет приходится ставить разве что новую петлю, за которую подвешивается маятник, -- нагрузка на нее большая.

Удивляют куранты и точностью хода. Работают-то они в экстремальных условиях: то жара, то холод. Микроклимат для них не предусмотрен. Но более, чем на минуту в месяц, не «грешат» -- я специально не корректировал их ход, чтобы установить, какова погрешность. Чтобы по нашим курантам можно было сверять часы, беру с собой приемник и строго по шестому сигналу точного времени выставляю механизм. Здесь, кстати, два маленьких циферблата -- один отмеряет часы, второй -- минуты. Они помогают настроить механизм.

РЕКЛАМА

Это -- «точная» работа. Но у курантов нужно и повкалывать -- поднять с высоты трех этажей те самые гири весом 4,5 тонны. Берешь ручку и крутишь поочередно три здоровенные барабана с тросами. Труд это тяжелый -- до седьмого пота. На него уходит до получаса. Завода хватает на пять с половиной суток. Нам также предоставили возможность потрудиться, а заодно и согреться. Чтобы не изойти потом, пришлось даже раздеться до сорочки.

Мы поинтересовались: приходилось ли ремонтировать куранты? Оказалось, вышли из строя они лишь раз -- в 1941 году, от сотрясения при взрыве стоявшего рядом Успенского собора. Запустили часы только после освобождения Киева.

РЕКЛАМА

-- Но остановиться они могут и от сильного мороза -- так было лет десять назад, когда столбик термометра опустился за минус тридцать, -- продолжает г-н Федоряченко. -- Шестеренки укрыл толстый слой инея, и часы стали. Удивительно: тяжеленный 32-килограммовый маятник остановился тогда не на нижней точке, а под небольшим углом. Впрочем, инеем механизм покрывается частенько, и это, как правило, не особенно мешает курантам работать.

РЕКЛАМА

656

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів