Предупреждение о шторме в селах прикарпатья восприняли недостаточно серьезно
Пронесшийся в конце прошлой недели над западными и центральными областями Украины ураган -- второе крупное стихийное бедствие в стране за последние два года. А для большинства областей -- крупнейший природный катаклизм с начала века.
Сегодня, спустя почти неделю, тема стихии начинает постепенно сходить с первых полос газет. Но для тех, кто непосредственно почувствовал на себе ее силу, главные испытания еще впереди.
В некоторых селах вес градин достигал 150 граммов, а размер -- гусиного яйца
В числе наиболее пострадавших от урагана оказался Николаевский район Львовской области. Его и посетил журналист «ФАКТОВ».
-- К природным катаклизмам нам, увы, не привыкать, -- рассказывает председатель Николаевской райгосадминистрации Иван Юзькив. -- Практически каждый год крупнейшая река района Днестр выходит из берегов и подтапливает села, расположенные на ее берегах. Но если паводок можно спрогнозировать (иногда мы работаем по 18 часов в сутки, чтобы минимизировать его губительное действие), то ураган -- нет. И последствия его куда разрушительнее
В прошлый понедельник синоптики дали нам предупреждение о шторме, и соответствующая информация была тут же направлена во все села района. Но вряд ли ее восприняли на местах в полной мере серьезно. Люди, наверное, ожидали небольшой ливень, возможно, град. Никто и представить не мог, что тут будет творится. Можно сказать, ураган застал нас врасплох.
Во вторник после 20. 00 небо на западе стало пунцовым, и тучи быстро понеслись в нашу сторону. Вокруг потемнело, поднялся ветер. Дуло не с одной стороны, а со всех -- будто мы оказались в эпицентре гигантского смерча. Над головой стоял беспрерывный грохот -- многочисленные громы слились в один, небо ежесекундно озаряли молнии. Порывы ветра достигали такой силы, что из земли с легкостью вырывались вековые деревья. В этот момент, наверное, многие думали, что пришел конец света Сначала на землю обрушился огромный град, подчистую выбивая посевы на полях (в некоторых селах его вес достигал 150 граммов, а размер -- гусиного яйца!). Затем ринул кратковременный, но очень интенсивный ливень. А через 20 минут стихия так же внезапно утихла
-- Ураган прокатился по району широким «коридором», по руслу Днестра, -- продолжает И. Юзькив, -- больше всего от него пострадали села, расположенные на берегах реки. К счастью, все произошло в довольно поздний час, когда почти все люди были дома. Поэтому жертв среди населения в нашем районе нет, лишь несколько селян получили незначительные ранения осколками стекла и шифера. По большому счету, не пострадало и поголовье скота, но лишь благодаря счастливой случайности. В селе Устя шквальный ветер обрушил кровлю на ферме, где находилось 30 коров, и мы поспешили направить в областной центр информацию о том, что все буренки погибли. А когда на следующий день с помощью крана подняли крышу и стены, оказалось, что погибли лишь две коровы (еще четырех раненых пришлось дорезать). Остальные 24 каким-то чудом уцелели и ныне спокойно пасутся в поле.
Но это, пожалуй, единственный случай в районе, когда потери оказались менее ожидаемых. В целом же, ущерб стихией нанесен колоссальный -- вырванные с корнями деревья, поваленные столбы, обесточенные села, полностью уничтоженный урожай пшеницы, кукурузы, сахарной свеклы. И, конечно, -- частный сектор. Наверное, больше всех от стихии пострадало село Роздил
Нашлись люди, использовавшие момент стихийного бедствия в своих корыстных целях
Теперь в село Роздил, насчитывающее около трех тысяч жителей, можно попасть без особых проблем -- завалы расчищены, дорога свободна. Но следы бушевавшей стихии видны повсюду -- развороченные крыши, поваленные деревья, битый шифер, стекло. И люди, пытающиеся привести в порядок уцелевшее имущество.
-- Ураган налетел со стороны села Крупсько, -- говорит председатель сельсовета Мария Рогуля. -- Я как раз вернулась из огорода и стала готовить ужин. Вдруг потемнело, поднялся ветер, гром, град. Что тут творилось, невозможно описать -- это был ужас! А минут через 15 все внезапно стихло. Когда я вышла из дома, вокруг стояла мертвая тишина. Через минуту начали появляться люди, которые с криком хватались за головы, видя, что произошло с их имуществом. Вид села напоминал последствия авианалета -- дома без крыш, на улицах поваленные деревья, столбы. Первые часы село пребывало в шоке от произошедшего. И очень горько, что нашлись люди, воспользовавшиеся моментом в своих корыстных целях. Из поваленных электростолбов пропало около километра проводов, в некоторых местах исчезла вырванная ветром кровельная жесть. Но мне приблизительно известны личности, совершившие мародерство, и скоро оценку их действиям даст милиция
Ураган повредил около 15% домов в Роздиле, не считая тех, что «отделались» выбитыми стеклами или вырванными двумя-тремя листами шифера. Полностью уцелевших хозяйств в селе практически нет -- если у кого-то не поврежден дом, то уничтожен урожай, погибла домашняя живность, повалены фруктовые деревья Два года назад -- в июне 1998 года -- в Роздиле уже было стихийное бедствие: паводок подтопил 33 домохозяйства. Село едва залечило старые раны -- а тут новое бедствие, еще большее
Самые драматичные события в Роздиле разворачивались возле расположенного на окраине санатория. Порывы мощного ветра вырвали около шести метров наземного газопровода, и пока председатель сельсовета сумела связаться со службой газа в райцентре, прилегающая территория оказалась настолько загазованной, что одна искра способна была взорвать весь микрорайон. После того, как газовики перекрыли трубу, селяне целую ночь дежурили, даже близко не подпуская никого с зажженной сигаретой. А сильный запах газа чувствовался еще на протяжении суток.
На бывшую усадьбу графа Лян Скоронского, где сейчас расположен санаторий, пришелся самый интенсивный удар стихии. Сегодня в селе говорят, что если бы не разбитый вокруг парк, ураган стер бы с лица земли с десяток расположенных за ним хат. Зато после урагана прикрывший собой село парк стал неузнаваем. Уникальным насаждениям середины прошлого века, которые были гордостью района и всей области, вряд ли когда-нибудь удастся придать первоначальный вид.
Не имея жести и шифера, селяне накрывают голые каркасы крыш брезентом
Через день после урагана в Николаевском районе пошел не сильный, но продолжительный дождь. Раньше на него и внимания никто бы не обратил, но сейчас, когда сотни домов остались без крыш, даже небольшие осадки могут наделать много беды. Люди, кто как мог, бросились перекрывать хаты. Кто-то одолжил у соседа шифер, жесть и нанял мастеров, другие принялись накрывать голый каркас брезентом. Хуже всех пришлось старым и одиноким людям, которых среди пострадавших -- значительная часть. Старейшей жительнице Роздила -- 97-летней Екатерине Болесте, доход которой составляет 40 гривен пенсии, надеяться практически не на кого.
-- Я прибежала к тете сразу после урагана, -- говорит племянница Екатерины Болесты, пенсионерка Иванна Владимировна. -- Ее дом был полностью без крыши: сильный ветер будто шпротным ключом свернул жесть и отбросил за 70 метров. Во время ливня в неприкрытый дом сразу потекла вода, намокли все стены Два года назад, во время паводка, мы уже спасали Екатерину Михайловну. Тогда вода в доме достигала 40 см и старую женщину пришлось выносить на спине. И вот теперь -- опять беда После ливня мы с соседом постелили на чердаке несколько листов жести, чтобы не протекала хотя бы спальня. Но это, конечно, временно. В некоторых комнатах через деревянный потолок видно небо, и понятно, что тут будет происходить, когда пойдет дождь. Крышу необходимо срочно перекрыть, а у нас нет ни материала, ни денег. И помощи пока что никакой
В Роздиле пострадали и новые дома, причем куда серьезнее, чем старые. Вероятно, сказываются недостатки современного строительства, а также то, что новостройки расположены на отшибе и не прикрыты деревьями. На построенном семь лет назад доме Домащуков ураган полностью снес крышу, боковые стены на чердаке и часть деревянного перекрытия.
-- Когда поднялся сильный ветер, я выбежала на второй этаж, чтобы закрыть окна, -- рассказывает Мария Домащук. -- И тут налетел шквал. Только успела свести вниз внуков, как ветер со скрежетом начал выворачивать жесть -- грохот стоял невероятный Через мгновение жестяную крышу унесло прочь (ее отбросило метров на 100), за ней -- часть деревянного перекрытия, и я увидела небо. Подобного ужаса я не испытывала никогда. Кирпичи от разрушенного дымохода летали в воздухе, как щепки, а в открывшийся проем стало вытягивать постель и одежду
Через день мы одолжили у соседей жесть, позвали родственников и взялись заново перекрывать крышу. Там, где течет, подставляем посуду, тряпки. На ремонт уйдет уйма денег, и хотелось бы надеяться хоть на какую-то компенсацию от государства.
Небольшой интенсивный ливень легко закончит начатое ураганом разрушение домов
По словам председателя сельсовета Марии Рогули, в первые дни после урагана село могло рассчитывать лишь на себя. Расчистка завалов, улиц, перекрытие крыш проводились собственными силами. Немного помогли лишь сосредоточенные вокруг села предприятия. Сразу же после стихии в Роздиле побывала комиссия райгосадминистрации, было выдано распоряжение подсчитать все убытки и представить району конкретные цифры. Предварительные данные уже известны: селу срочно необходимы около 800 листов жести, 4 тысячи -- шифера, 5 тысяч штук черепицы, 950 квадратных метров стекла А пока в Роздил завезли всего 200 листов шифера, аккурат на перекрытие двух небольших хат. Отсутствие видимой помощи «сверху» лишь накаляет обстановку в селе. Тем, у кого нет денег на ремонт, остается одно -- уповать на сухую погоду. Небольшой интенсивный ливень способен за раз закончить начатую ураганом «работу» по разрушению домов.
В разговоре с журналистом «ФАКТОВ» председатель Николаевской райгосадминистрации Иван Юзькив подчеркнул, что помощь в район поступает, причем разными каналами. Но иногда уже доставленные стройматериалы мешают распределить среди пострадавших бюрократические проволочки. Тем не менее, как заверил И. Юзькив, власть делает все возможное, чтобы восстановительные работы шли максимально быстрыми темпами. В начале этой недели электричество и связь во всех пострадавших селах должны быть восстановлены полностью, а в Роздил направлена дополнительная машина шифера. Что ж, остается надеяться, что жители села уже получили необходимый им кровельный материал
Сегодня, просматривая газеты или теленовости с сюжетами о стихийном бедствии, многие, наверное, вспоминают ноябрь 1998 года в Закарпатье. Между двумя событиями действительно много общего. И, в первую очередь, -- реакция людей, значительной части которых надеяться не на кого, кроме как на государство. Полтора года назад Украина нашла силы и средства помочь пострадавшему от стихии региону. Найдет ли сейчас?
«Facty i kommentarii «. 12-Июль-2000. Жизнь.
407Читайте нас у Facebook