Алла Балтер была красивой от природы. Еще девчонкой она ловила на себе завистливые взгляды подружек и заинтересованные -- мальчишек. Предметом ее гордости всегда были волосы -- густые, необыкновенного золотистого цвета. Она мечтала о длинной косе, но из-за частых съемок ей приходилось подрезать волосы все короче. Пожалуй, это так и осталось ее единственной нереализованной мечтой.
Киевлянка Алла Балтер мечтала о театре. Она видела, как непросто работалось ее отцу -- актеру киевского Театра имени Леси Украинки Давиду Балтеру, но ей было все равно. Тем более, что сверстники и соседи по дому в самом центре Киева с детства иначе как «актрисой» маленькую Аллочку не называли. Говорят, однажды она очень серьезно сказала своей маме: «Я тебя люблю, но больше всего на свете мне дорог театр». Но самое интересное было потом. Через много-много лет. Оказалось, что в то же время, только в другом месте своей маме эти же слова сказал будущий муж Аллы Эммануил Виторган. Наверное, тогда судьба и решила, что они должны быть вместе.
«Я театр предпочла всему»
Эту пару называли самой счастливой среди актерской братии. На фестивалях или тусовках Алла и Эммануил не появлялись друг без друга. Их трепетные отношения даже не вызывали зависти, настолько они были искренними и наивными в своих чувствах. Болезнь Аллы Балтер свалилась на семью как снег на голову. Да разве ждешь беды Лейкемия прогрессировала быстро, приковав цветущую женщину к постели. Эммануил поднял на ноги всех знакомых и незнакомых врачей. Для лечения Аллы требовалась дорогостоящая операция, но у актерской семьи не было средств. Месяц назад Виторган пошел на последний, отчаянный шаг -- он рассказал о своем горе в прессе и попросил о помощи, обнародовав расчетный счет. Но было уже поздно 14 июля Аллы Балтер не стало.
Роман Виторгана и Балтер начался в Санкт-Петербурге. Алла приехала туда из Севастопольского театра с твердым убеждением, что ни за что не выйдет замуж за артиста. Эммануил впервые увидел Аллу в Театре имени Ленинского комсомола. Это была любовь с первого взгляда. К тому времени Балтер уже решила развестись с первым мужем, которого звали Эммануил.
А. Б. : «Я ушла от первого мужа. Почему? Он был замечательный человек, но я все время боялась, что он произнесет те слова, которых я боялась больше всего: «Бросай театр, занимайся хозяйством». Тогда я театр предпочла всему». (Из последнего интервью Аллы Балтер газете «ФАКТЫ». )
Это было как безумие. О романе Аллы и Эммануила быстро узнали коллеги по театру и не преминули рассказать об этом жене Виторгана. После долгих разборок Эммануил с двумя чемоданами пришел в общежитие, где жила Балтер, и сказал, что остается с ней навсегда. Говорят, Алла этого даже не ожидала.
Э. В. : «Мне стоило больших сил разорвать наши отношения с первой женой. Мне жаль, что я тогда причинил горе своим близким. Но если бы все вернулось, я поступил бы так же». (Из интервью Эммануила Виторгана газете «ФАКТЫ». )
«Чтобы попасть на репетицию, я могла оставить маленького ребенка с высокой температурой»
Работать в Питере из-за постоянных сплетен было невозможно, и в начале 70-х Балтер с Виторганом переезжают в Москву и поступают на службу в Драматический театр имени К. С. Станиславского. Что это было -- любовь, отчаяние, ожидание лучшего будущего?.. Потом она не могла точно ответить на этот вопрос, но о сделанном никогда не жалела. Даже несмотря на отсутствие мало-мальских комфорта и уюта. Эммануил и Алла получили комнату в общежитии. Но это их не смутило -- для них важнее была работа.
В 1984 году Аллу Балтер пригласили в Театр имени Маяковского. Она упросила режиссера взять туда и Эммануила. Так они всегда работали вместе. Именно в этом театре Балтер стала народной артисткой России. Ее первая роль была в спектакле Теннеси Уильямса «Кошка на раскаленной крыше», которую она сыграла вместо ушедшей Татьяны Дорониной. Затем Балтер стала ведущей актрисой театра. А кухня Вопрос, кто будет варить борщ, никогда не стоял. Как-то Балтер даже призналась, что борщ лучше получается у Эммануила. Ну и что? Зато у нее был театр. А потом появился Максим. Небольшую комнатку в общежитии перегородили шкафом и продолжать жить уже втроем.
А. Б. : «Рождение сына мало что изменило в нашей безумной жизни. Я могла оставить маленького ребенка с высокой температурой, чтобы попасть на репетицию. Не знаю, была ли я тогда права. Но сейчас для меня это звучит по меньшей мере странно. К счастью, у нас с Максимом сложились очень доверительные отношения. Думаю, он стал замечательным мужчиной. Если бы таких было побольше »
Только когда Эммануилу Виторгану стукнуло 40 лет, семья получила отдельную квартиру. Это было счастье. Теперь Алла могла беспрепятственно попадать в ванную и отдыхать там. Это единственное расслабление, которое она себе позволяла. Природа всегда была благосклонной к Балтер. Некоторые близкие люди считали, что Алла после пятидесяти была даже красивее, чем в молодости. Она, как и любая женщина, любила комплименты, но никогда не позволяла мужчинам заходить дальше этого.
Э. В. : «Ревную ли я Аллу? Если скажу, что «нет», она обидится. Но я ей очень доверяю, хотя и вижу, как заглядываются на нее мужчины. Я даже рад этому. Жить с такой женщиной для меня просто подарок».
Сын взял от своего отца стать, терпимость и умение заботиться о других. Он даже вымахал выше Эммануила. Но так же, как отец, прохладно относится к поклонницам. Максим тоже стал актером, и представительницы прекрасного пола убиваются по нему так же, как многие годы интересовались его отцом.
А. Б. : «Ревную ли я Эммануила? Я не люблю ревновать по мелочам. Когда приходят к нему поклонницы, дарят цветы, говорят приятные слова. Я прекрасно знаю, что на него заглядывается много женщин. Но я понимаю, что ему как актеру это необходимо. Кстати, я когда-то этого очень хотела сама. Когда не было такого внимания и Эммануил говорил, что, наверное, его и не будет, я всегда ему отвечала: «Будет, дорогой!» И это случилось. У меня может возникнуть ревность, лишь когда он сам дает для этого повод. Когда это похоже на предательство. И уж если я ревную Но это бывает крайне редко. А так -- танцуй, гуляй. Я разрешаю».
«Почему-то в Киеве мы с Эммануилом никогда не ссорились»
Они часто приезжали в Киев. Всегда вдвоем. Алла водила Эммануила по своим родным улочкам, рассказывала о детстве, показывала дом, в котором родилась. Она здесь отдыхала душой.
А. Б. : «Мне хорошо в Киеве, спокойно. Я люблю сюда приезжать вдвоем с Эммануилом. Конечно, в нашей жизни всякое бывало, но почему-то в Киеве мы никогда не ссорились. Конечно, трудно себе представить безоблачную жизнь в семье, где муж и жена -- актеры. Жизнь предлагает разные варианты, тем более, когда она такая длинная. Да и наша профессия часто делает такие повороты Но с Эммануилом мне легко. Слава Богу, как-то подошли друг другу. Может, потому, что мы не слишком рано встретились».
Аллу Балтер в театре любили, а это бывает в актерской среде крайне редко. Она была как бы вне интриг и разборок. Никогда не боролась за роль. Одни говорили, что ей просто везло, другие усматривали в этом тайное покровительство главного режиссера. Но Алла просто была мудрой женщиной и знала, когда стоит бороться, а когда нужно отойти в сторону. Привычка уступать выработалась за долгие годы жизни с мужем-актером.
А. Б. : «Думаю, лучше не выходить на такую короткую прямую, чтобы надо было обязательно бычиться и кого-то сбросить. Наверное, чаще уступала я. А ведь уступает не мудрейший, а тот, кто способен быстрее понять, увидеть перспективу. Почувствовать, что сиюсекундно, а что на самом деле важно. Да часто и не важно, кто уступает. Хотя выигрывает именно он. Я не люблю туповатого упрямства. Его можно проявлять только по отношению к самому себе».
Последние годы Алла Балтер стала больше уделять внимания себе. Слава Богу, она не была обделена природой, но поддерживать форму приходилось все чаще и чаще. Она занялась плаванием. Это доставляло ей особую радость. И если позволял график репетиций, ходила в бассейн каждый день.
А. Б. : «Я недостаточно волевой человек, чтобы заниматься чем-то постоянно, не люблю системы. Но у меня есть один секрет: женщина не должна забывать периодически себя наказывать. Не то чтобы чего-то лишать, но в какой-то момент осознавать, что, если, скажем, переела на ночь, то утром надо заставить себя поплавать или побегать».
«Верю, что за каждый наш поступок нам воздастся»
Говорят, именно Балтер руководила своим мужем, а не он ею. Тихая, мягкая, она умела убедить Эммануила, заставить поступить именно так, а не иначе. Это она решила, что Виторган не будет больше сниматься в кино только ради заработка. Балтер верила, что лучшая роль для ее мужа еще впереди. Это были ее маленькие женские хитрости.
А. Б. : «По-моему, женская хитрость -- качество неплохое. Глядя на своего сына, думаю, что хитрость, направленная не на себя, может сделать для мужчины много хорошего. Обычно с такой женщиной мужчина бывает очень счастлив и не замечает, что его повернули в ту или иную сторону. Зато чуть позже от понимает, что попал именно туда, куда надо. Умные мужчины прислушиваются к женщине. Говорят, голова должна чувствовать, что делает шея. У женщин лучше развита интуиция, их поступки во многом продиктованы любовью».
В жизни Аллы Балтер было много мистического. Она верила, что кто-то свыше руководит ее поступками. А последние годы жизни она всерьез увлеклась Востоком.
А. Б. : «Буддизм мне помог понять какие-то истины в этой жизни. Я очень уважительно отношусь к астрологии. Верю, что за каждый наш поступок нам воздастся. Если со мной случится что-то необычное, я сама себе скажу: «Ну вот, моя дорогая, ты сама это сделала».
Уже будучи тяжело больной, Алла Балтер все равно выходила на сцену родной «Маяковки». Последний спектакль, в котором она играла, была пьеса Григория Горина «Чума на оба ваши дома». Говорят, зрители на ее последнем спектакле даже не поняли, как тяжело давался актрисе каждый выход на сцену. Об этом знали только Эммануил и Максим, но уже ничего не могли сделать. Последний месяц жизни Алла Балтер не могла даже подняться с постели
5908Читайте нас у Facebook