Шанс стать единственным в закарпатье коронованным вором в законе ужгородский авторитет по кличке не буди утратил из-за Недостойного поведения
Недавно в Ужгородский городской суд поступили материалы по делу известного уголовного авторитета с оригинальной кличкой Не буди. Его арест сотрудниками Управления по борьбе с организованной преступностью (УБОП) имел для закарпатских правоохранителей символическое значение. 35-летний ужгородец едва не стал единственным в области коронованным вором в законе, а его группировка до последнего времени оставалась самой «серьезной» бригадой, орудующей в городе.
Чтобы спокойно отдыхать на зоне, авторитет велел вытатуировать у себя на веках «не буди»
Несмотря на довольно молодой возраст, Иштван Тросканич (он же -- Не буди) по знанию законов воровской жизни даст фору любому видавшему виды зэку. В свои 35 лет Иштван пять раз успел побывать на зоне: за хулиганство, наркотики, оружие и т. д. сидел в общей сложности более десяти лет. Всякий раз, оказываясь на свободе, Не буди делал все возможное, чтобы побыстрее вернуться в уже привычные места за колючей проволокой. Его антракты между отсидками никогда не превышали полутора лет, а один раз перерыв не продлился и двух месяцев. На зоне Не буди чувствовал себя как рыба в воде, благодаря же особому таланту к восприятию воровских «понятий» по ступеням зэковской иерархии продвигался быстро и уверенно.
О жизненном опыте Не буди красноречиво свидетельствуют татуировки, покрывающие почти все его тело. К примеру, купола на храме указывают на количество отсидок (скоро Не буди придется наколоть еще один купол). Оригинальная кличка Тросканича также связана с татуировкой. Однажды во время послеобеденного отдыха на зоне его осмелился разбудить «шнырь» (уборщик -- одна из низших должностей в зэковской иерархии). Разъяренный авторитет избил наглеца, а чтобы впредь подобные неприятности не повторялись, велел вытатуировать на своих веках слова «Не буди». С тех пор так его и прозвали.
Впрочем, самые крутые татуировки у Тросканича не на веках, а на коленях и плечах. Звезды на коленях характеризуют его как принципиального и непримиримого зэка, который никогда не унизится перед «ментами». Эполеты на плечах свидетельствуют о принадлежности к одной из самых крутых каст в зэковской иерархии -- выше лишь вор в законе. Сам Не буди «вором» так и не стал, однако во время какой-то из последних отсидок во Львовской зоне был «положенцем» -- исполняющим обязанности вора в законе. В его компетенцию входило распределять поступающие в зону деньги, назначать отличившихся зэков на новые «должности», решать конфликты с начальством и т. д. Поднимался даже вопрос о коронации Не буди, то есть, о возведении в ранг вора. Однако из-за недостойного поведения шанс стать единственным на Закарпатье вором в законе Тросканич бесповоротно утратил. Но об этом чуть позже.
Последний раз Не буди оказался на свободе в 1996 г. Зарабатывать на жизнь нормальным способом бывалый зэк посчитал ниже своего достоинства, поэтому за работой подался к «братве». Наслышанный о заслугах Не буди, мукачевский авторитет по кличке Кози по-царски «даровал» ему район автовокзала в Ужгороде. Не буди надлежало установить жесткий контроль на вверенной территории, а часть денежных поступлений отчислять на нужды заключенных Ужгородского СИЗО.
После бесплатного обеда Не буди любил вздремнуть прямо в ресторане -- откинувшись на спинку стула
За порученную работу Не буди взялся с большим рвением и с ходу собрал в команду 5--6 старых приятелей-зэков, в числе которых был даже особо опасный рецидивист. Но начинать с ними дело было рискованно: все бывшие заключенные находились «под колпаком» горотдела милиции. Необходимо было в кратчайшие сроки «освежить» группировку силами «незасвеченной» молодежи. Не буди решил эту задачу довольно оригинальным способом. Он стал появляться в одном из молодежных баров и часами рассказывал развесившим уши пацанам о прелестях тюремной жизни. За полтора месяца он «завербовал» более десяти юнцов и вместе с ними двинулся покорять автовокзал.
Явившись однажды перед работающими там валютчиками, Не буди без обиняков заявил: «Я -- ваша «крыша», и отныне все вы будете платить мне дань!» Смерив разрисованного татуировками мужичка с головы до ног, валютчики послали его подальше. За что и поплатились. Через несколько дней Не буди отправил на автовокзал «молодежь», и та начала творить беспредел. Сначала жестоко избили одного валютчика (ударили парня трубой по голове и отобрали сумку с деньгами), затем -- второго, третьего В конце концов Не буди подмял под себя всех автовокзальных валютчиков (в то время этим бизнесом там промышляли человек пятнадцать) и заставил каждого платить по 200 долларов в месяц. Со временем, правда, такса была несколько снижена -- в связи с инфляцией.
Но и тогда покоя валютчики не увидели. Не буди мог явиться к ним в любой день и «попросить в долг» тысячу-другую долларов или потребовать «сверхурочные». Если же кто отказывался давать деньги, то через день получал трубой по голове. Как-то во время милицейской отработки города выяснилось, что более 70-ти процентов работающих на территории Не буди валютчиков хотя бы раз «отведали» трубу (один из них с 52 (!) швами долгое время лежал в реанимации). Таким зверским способом расправы никто, кроме Не буди, в Ужгороде не пользовался.
Последние 2--3 года Не буди вел прямо-таки вольготную жизнь. Автовокзал приносил 4000 долларов дохода в месяц, и Тросканич, дабы не скучать, решил податься в бизнесмены -- вместе с компаньоном вложил деньги в закупку словацких продуктов. Однако сделка прогорела. Тогда Не буди, посчитав, видимо, что нести ущерб ему не к лицу, отобрал у компаньона «Жигули» и при содействии знакомого нотариуса по доверенности переоформил машину на себя.
Время от времени Не буди позволял себе и другие «невинные шалости»: примерно раз в неделю являлся в один из ресторанов в центре города -- и к повару: «Голубушка, мне борщика, вареники (да чтоб по-домашнему!) и 100 граммов беленькой». Разумеется, повар, даже не заикаясь об оплате, безропотно приносил заказ. Отобедав, Не буди откидывался на спинку стула и, не обращая ни на кого внимания, любил вздремнуть полчасика. Если же какому-то неосведомленному официанту приходило в голову указать нахалу, что он, мол, он не у себя на даче перед камином, то одного взгляда на прикрытые веки зэка хватало, чтобы понять: делать этого не следует.
В конце концов на бывалого зэка, непривычно долго засидевшегося на свободе, деньги стали оказывать тлетворное влияние. Он стал баловаться водкой, затем вспомнил и о наркотиках. Некоторое время Не буди даже содержал у своей знакомой наркопритон, что весьма негативно сказалось на его имидже в зэковских кругах. Однако больше всего авторитет Не буди пострадал, когда он, выражаясь зэковским жаргоном, начал «крысятничать». После смерти своего патрона (Кози был убит в Мукачево весной 1998 года) Не буди махнул рукой на вверенных ему братьев по несчастью и перестал отчислять в Ужгородское СИЗО деньги. Столь вопиющее нарушение воровских «понятий» (а они -- святая святых для каждого уважающего себя зэка) решило судьбу коронации Не буди -- вопрос был окончательно снят с повестки дня.
Появление «слишком молодого» следователя авторитет воспринял как личное оскорбление
Сказать, что все это время Не буди действовал в Ужгороде открыто, было бы неправильным: милиция держала именитого зэка под постоянным контролем. Несколько раз Не буди задерживали за наркотики и оружие, однако доказать его вину не удавалось. Полтора года назад бригадой Не буди занялся закарпатский УБОП. К тому времени все основные ужгородские группировки были разгромлены, поэтому она оказалась единственной в городе (и одной из двух в области), которую Киев взял под свой контроль. О проделанной работе УБОП отчитывался каждую неделю, но возможность взять Не буди с поличным появилась лишь в начале нынешнего года, когда поступила информация, что он подыскивает покупателя на взрывчатку. А в конце января после продолжительной слежки Не буди был взят на одной из улиц Ужгорода с 250 граммами пластита-4 (»ФАКТЫ» коротко сообщали об этом). Задержанный авторитет тут же предпринял попытку увильнуть от ответственности, заявив, что взрывчатка подброшена, но отпечатки пальцев свидетельствовали об обратном.
Вслед за главарем группировки за решетку загремели и шестеро его дружков. Им инкриминируется вымогательство, а против него самого возбуждено аж 13 уголовных дел. Сразу после ареста показания начали давать валютчики, но доказать причастность Не буди к их избиению не удалось. Отдельное уголовное дело возбуждено и по «Жигулям», которые авторитет так опрометчиво переоформил на себя. С машиной, кстати, связан интересный эпизод. Ведущий дело следователь прокуратуры решил допросить арестованного и отправился к нему в СИЗО. Однако появление «слишком молодого» следователя Не буди воспринял как личное оскорбление и закатил такое!.. После допроса в УБОП позвонил прокурор и потребовал в следующий раз обеспечит следователю надлежащую охрану, которая исключила бы возможность его запугивания.
Сейчас Не буди в ожидании суда находится в Ужгородском СИЗО -- том самом, которое «по долгу службы» обязан был финансировать. И «светит» Иштвану теперь намного больше, чем когда бы то ни было ранее: за один лишь наркопритон -- до 12 лет лишения свободы. Не исключено также, что с учетом предыдущих заслуг Не буди суд признает его особо опасным рецидивистом. И хотя к зоне Тросканичу не привыкать, со времени последней отсидки ситуация там изменилась коренным образом. Зная о деяниях Не буди на свободе, вряд ли зэковская братия примет авторитета в свои ряды с былым восторгом.
«Facty i kommentarii «. 22-Июль-2000. Право.
15002Читайте нас у Facebook