«нас освободят, а вас посадят», -- пообещал задержанный милиционерам, отказавшимся от десяти тысяч откупного
21 сентября прошлого года во время патрулирования столичного проспекта Науки экипаж полка милиции быстрого реагирования «Беркут» «Циклон-114» заметил серый «Форд-Скорпио», возле которого крутились трое молодых людей. И автомобиль, и парни рядом с ним по приметам совпадали с разыскиваемыми за покушение на убийство, совершенное накануне на улице Институтской. Старший экипажа принял решение проверить подозрительных людей. При приближении милицейской «Тойоты» те занервничали, а когда стражи порядка увидели на заднем сидении два пистолета, один из них засуетился: «Ребята, давайте договоримся. Давайте! Тысяча баксов Четыре тысячи. Десять тысяч даю вам!»
В машине, которой заинтересовались бойцы «Беркута», был обнаружен «джентльменский набор» киллера
-- Мы, конечно, отказались, -- рассказывает старший экипажа Сергей Вилков. -- Покупать четырех бойцов «Беркута»! Да, мы понимали, что в нашем государстве существует коррупция, но ведь есть люди, которые просто занимаются работой. Я пошел звонить на «Сахалин» (позывные дежурного «Беркута». -- Авт. ). Вернее, тогда был «Маяк». По радиостанции такая серьезная информация не передается -- могут перехватить. Сразу же направили группы из города и из Печерского райотдела. До того как все приехали, мы надели на задержанную троицу наручники и поставили их к автомобилю. Тот из них, который предлагал 10 тысяч, начал угрожать: мол, вы, дураки, деньги не взяли -- так мы их другим людям дадим, которые нас освободят, а вас посадят. Намекнул, что в МВД у них есть свой человек. Ну да мы к таким угрозам привычные -- каждый бандит, когда его арестовывают, так себя ведет.
К этому времени уже приехали сотрудники Киевского уголовного розыска, которые и контролировали проведение обыска. Привели понятых, это были какие-то жители района. При обыске в машине обнаружили несколько пар резиновых перчаток, несколько масок, патроны, простреленный кулек с гильзами внутри (профессиональные убийцы всегда так стреляют, чтобы не оставлять гильзы на месте преступления). Патроны были к 9-миллиметровому «Шмайссеру» с глушителем, а также к другому пистолету, переделанному из «газовика». Обычный «джентльменский набор» киллера. Мы все это наблюдали издали, в руки ничего не брали. На капоте машины лежало все изъятое во время обыска, в том числе и золотые изделия, деньги, даже копейки. Все это, как положено, описывалось, прочитывалось задержанными и подписывалось ими. После всех этих процедур по закону у задержанных не должно ничего оставаться -- мало ли, а вдруг их личные вещи имеют какое-то отношение к преступлению. В райотдел их доставляли мы.
На следующий день после задержания о нем писали все столичные газеты. А в «ФАКТАХ» были опубликованы и портреты людей, предлагавших 10 тысяч бойцам «Беркута». На крайнем фото справа -- некто Строганов с золотой цепью на шее. Фото было сделано сотрудниками Центра общественных связей столичного главка милиции уже во время того, как с задержанными работали оперативные группы, прибывшие из угрозыска столицы и Печерского района. Экипаж «Циклон-114» получил поощрение и от тогдашнего командира полка «Беркут» полковника милиции Анатолия Куликова, позже ушедшего на повышение, и от заместителя министра внутренних дел Валерия Чернышова. Как признаются сами «беркутовцы», подобное «крутое» задержание случается где-то раз в год -- в остальное же время в когти «Беркуту» попадаются, как правило, лишь мелкие хулиганы да пьянчужки. Их задерживают, потому что на «базе» с экипажей ежедневно требуют «план» -- борьба с преступностью должна вестись по нарастающей. Потом, чаще всего, нарушителей отпускают восвояси. С таким подходом из грозы бандитов вооруженные автоматами «беркутовцы» нередко превращаются в назойливых уличных приставал, порой весьма агрессивных. Руки у начальства не доходят или такое положение кому-то выгодно -- сложно сказать. Судя по всему, о том, что делать с используемыми явно не в полную их силу спецподразделениями, думают и в высоких милицейских кабинетах. Недавно в них, например, родилась идея объединить «Беркут» с УБОПовским спецназом «Сокол», но считающие себя более крутыми «соколята» от этого мезальянса отказываются
О том, что переданные им отцу мобильный телефон и драгоценности присвоили «беркутовцы», задержанный вспомнил лишь через две недели
Спустя две недели после задержания на проспекте Науки от содержащегося под стражей одного из ныне обвиняемых, а тогда еще только подозреваемого Строганова (того самого, который, по словам «беркутовцев», предлагал 10 тысяч) поступила жалоба, что во время доставки в райотдел он передал своему отцу через одного из членов экипажа Бориса Тордеева 50-граммовую золотую цепь, перстень с бриллиантом и мобильный телефон, однако отец этот «привет» от сына так и не получил. Провели служебное расследование в полку, всех членов экипажа допросили в Печерской прокуратуре -- и возбужденное после жалобы Строганова по ст. 165, ч. 1 УК Украины (злоупотребление служебным положением) дело закрыли за недоказанностью.
-- А 13 апреля, -- продолжает Сергей Вилков, -- уголовное дело против Тордеева опять было возбуждено, остальные пока привлекаются в качестве свидетелей. С этого момента отношение к нам следователей прокуратуры изменилось, с нами стали разговаривать, как с бандитами. Да и в полку сказали: если не напишете рапорт на увольнение по собственному желанию, уволим по статье. Мне стало страшно обидно: за что? Я что, преступник? Мне же за это задержание грамоту дали. Я не подкупился, сохранил традиции -- и за это меня же угрожают уволить по статье?! (К чести милицейского руководства страны, заместитель начальника Главного управления административной службы милиции, рассмотрев жалобу Вилкова и Бовы, предложил им обратиться в столичный главк для решения вопроса о восстановлении их в органах внутренних дел. -- Авт. ).
Тордеева арестовали тогда же, 13 апреля. С тех пор он содержится под стражей, сейчас в Лукьяновском СИЗО, а до того около двух месяцев -- в Печерском РУВД.
Была ли необходимость в применении к Тордееву такой меры пресечения, мог бы ответить следователь Печерской райпрокуратуры Александр Кияшко, который ведет дело милиционеров. На наш взгляд, ни навредить следствию, ни скрыться, ни скрыть улики Тордеев, отец четверых (!) детей, имеющий и квартиру, и прописку в Киеве, не мог. Возможно, следствие обладает еще какими-то аргументами -- увы, сообщить их Александр Кияшко не захотел. Как не захотел или не смог он объяснить и то, каким образом после обыска и изъятия, проведенных по полной процедуре, у задержанных могли остаться не мелочь за подкладкой, а увесистая цепь, перстень и телефон. Правда, Александр Анатольевич обещал при первой же возможности рассказать об этом нашим читателям.
По имеющейся в редакции информации, следствие располагает не только заявлением обвиняемого Строганова и грамотой от замминистра. В пухлых прокурорских папках имеется распечатка телефонных разговоров, произведенных с мобильного телефона Строганова, сделанная фирмой UMC. Несколько выходящих звонков с него (минуты по две) были к родственникам Тордеева в Винницкую область, а также по другим его знакомым. Значение этой улики комментирует адвокат «беркутовцев» Владлен В. Карингтон:
-- Занимаясь защитой интересов бывших сотрудников «Беркута», я не могу не удивляться. Ведь уголовное дело против Тордеева возбуждено по заявлению лица, ими же задержанного! В данном случае может иметь место обыкновенная месть, провокация за несговорчивость при задержании (как известно, задержанные предпринимали попытки откупиться за 10 тысяч долларов). В качестве косвенных доказательств вины моих клиентов приводится компьютерная распечатка UMC, в которой указано, с какого номера производились звонки (с мобильника Строганова) и по каким номерам.
Если рассмотреть эти обстоятельства объективно, то нельзя исключить версию о том, что сотрудников «Беркута» обвиняют в надуманных преступлениях. Необходимо было бы обратить внимание на тот факт, что мобильный телефон, золотая цепь, перстень и деньги оказались у задержанных после профессионального обыска Даже непрофессионал без особого труда мог бы узнать телефоны знакомых своего врага, задайся он такой целью. И как можно утверждать, что именно бойцы «Беркута» звонили с этого телефона?
Кстати, как сообщил второй адвокат бойцов «Беркута» Андрей Винс, у Бориса Тордеева после того, как были задержаны Строганов, Москвин и Виноградов, пропала записная книжка, в которой были записаны номера всех его рабочих телефонов, телефонов родственников и друзей. Не исключено, что именно ею и могли воспользоваться недоброжелатели, сфабриковав главную улику, на которой основывается обвинение Печерской прокуратуры.
В поисках перстня с бриллиантом и золотой цепи сыщики вывернули все из портфелей вернувшихся из школы детей милиционера
Прокурорские следователи очень старательно отрабатывали версию причастности милиционеров к преступлению. В общежитии, где они живут, и в квартире Тордеева были проведены обыски, на которые сыщики приезжали со своими понятыми. Жена Бориса Тордеева Лена только-только уложила спать младшую дочь, трое старших были в школе, когда их дом начали переворачивать вверх дном, предварительно набрав номер строгановского мобильника -- а вдруг сам «признается».
-- Обыскав две комнаты, сыщики попросили меня разбудить спящую дочь, искали и под ней, в постели. Потом из школы пришли другие дети -- из их портфелей вывернули все содержимое, -- рассказала Лена Тордеева.
-- А вы знаете, что обыск и допрос несовершеннолетних возможен только в присутствии и с разрешения родителей?
-- Я при их обыске присутствовала, а разрешения у меня никто не спросил. Ничего не нашли и уехали.
После встречи с парнями с проспекта Науки маленький мальчик больше года не спит по ночам
Слушая действующих лиц и исполнителей всей этой истории, нам оставалось только удивляться: как-то постепенно, незаметно для всех, произошло так, что слову обвиняемого в совершении тяжкого преступления стали верить больше, чем слову ничем себя не запятнавшего сотрудника правоохранительных органов. Совсем нехороши дела у наших правоохранителей. Может, мы чего-то не знаем, и задержанные с проспекта Науки оказались невиновными?
Адвокаты вооруженной компании, задержанной бойцами «Беркута», утверждают, что именно так и обстоит дело. «ФАКТЫ» решили в этом удостовериться. Уголовное дело на задержанных очень быстро перекочевало из Печерского района столицы в город Бровары. Это обстоятельство даже вызвало поначалу наши подозрения -- может, кому-то выгодно провести следствие подальше от Киева, где-нибудь в области, где оно, не привлекая особенного интереса, гладко и незаметно сойдет на нет? Оказалось, не совсем так. Первый заместитель начальника Печерского РУВД г. Киева Александр Гребеножко сказал, что доказать причастность троицы к покушению на улице Институтской не удалось, но поскольку на них имелись материалы в областном управлении милиции, туда и было передано дело. 10 марта 1999 года в селе Пуховка было совершено дерзкое нападение на семью местных жителей. Обвиняемые в нападении ныне проходят сразу по трем статьям -- разбой, умышленное нанесение ущерба личному имуществу и хранение оружия. Фамилии этих обвиняемых те же, что фигурировали при задержании на проспекте Науки
Следователь райотдела УМВД Киевской области в Броварах Игорь Литвин, который довел дело до суда, рассказал «ФАКТАМ», что семья пострадавших до сих пор находится в шоке от общения с тремя молодчиками. А малыш, ставший свидетелем устроенного ими беспредела, уже год не может нормально спать по ночам. Кстати, во время следствия Игорь Литвин не раз выслушивал жалобы, и не только от адвокатов: мол, под стражей содержатся невинные. Интересно, кто же так хотел, чтобы молодой следователь из Броваров поверил в сказку об «ангелоподобности» его «клиентов»? Мотивы преступления броварская милиция нам так и не сообщила, но заверила, что следствием собрано достаточно доказательств виновности наших героев Конечно, качество работы следствия оценит суд, и, думается, это прекрасно понимают пребывающие на нарах Лукьяновского следственного изолятора трое «молодых специалистов».
P. S. Готовится к передаче в суд и дело Бориса Тордеева. По закону оно не может слушаться в закрытом заседании, а значит, все желающие, в том числе и журналисты, роль которых вполне можно сравнить с ролью своеобразного суда присяжных, смогут оценить аргументы и защиты, и обвинения.
815Читайте нас у Facebook