Владимир Литвин: «Сегодня все переговоры о коалиции сводятся к одному — дележу портфелей»
Второго марта Председатель Верховной Рады Владимир Литвин объявит о роспуске коалиции. Если, конечно, ему не предоставят 226 подписей в подтверждение ее существования.
Напомним, что 17 февраля спикер парламента предложил в течение десяти дней подать все необходимые документы, касающиеся наличия в Верховной Раде коалиции. В БЮТ считают, что законодательство на самом деле требует списков членов депутатских фракций, сформировавших коалицию, а не списков членов большинства. Как известно, в БЮТ, «НУ-НС» и блоке Литвина — фракциях, создавших нынешнее парламентское большинство — народных депутатов намного больше, чем 226, но далеко не все парламентарии заявили о вхождении в коалицию, а следовательно — не поддерживают коалиционную политику. Поэтому, в частности, Кабмину и не удается проводить через парламент свои законодательные инициативы. Тем не менее «бютовцы» от требования Владимира Литвина не в восторге и намерены обратиться за разъяснением по поводу формирования коалиции в Конституционный суд.
Пока судьи будут разбираться в результатах депутатского законотворчества, Владимир Литвин наверняка объявит о смерти нынешней коалиции, после чего начнется отсчет 30-дневного срока для формирования нового парламентского большинства. И если народным депутатам не удастся его создать, Президент Виктор Янукович получит право распустить Верховную Раду. О возможном досрочном прекращении полномочий высшего законодательного органа страны, реальности возвращения к президентско-парламентской форме правления и о многом другом Председатель Верховной Рады Владимир Литвин рассказал «ФАКТАМ».
«Ряд шагов, предпринятых в последнее время БЮТ, уменьшил шансы Юлии Тимошенко остаться на посту премьер-министра»
— Владимир Михайлович, вы действительно готовы объявить второго марта о том, что нынешняя коалиция больше не существует? Или, как говорят некоторые парламентарии, ваше заявление не более чем «страшилка» для депутатов с целью скорейшего создания нового большинства?
— В случае предоставления всех необходимых документов для существования нынешней коалиции никаких вопросов к ней не возникнет. Если же мое предложение проигнорируют, я, к сожалению, буду вынужден сделать то, что должен сделать.
— Лично для вас что является доказательством существования нынешней коалиции?
— Подписи не менее 226 народных депутатов. Дело в том, что для всех нас важно получить ответ на вопрос: работает ли сегодня коалиция, несет ли она ответственность за свою деятельность? Приведу вам некоторые данные, свидетельствующие об «эффективности» парламентского большинства. За все время работы Верховной Рады этого созыва было рассмотрено почти три тысячи вопросов, по ним приняли 1693 решения. Однако коалиция смогла проголосовать только за 130 законопроектов и постановлений, да и те касались, в основном, кадровых вопросов. И это — результат работы коалиции?!
— Почему же вы раньше не требовали подтвердить существование коалиции?
— Во-первых, согласно вступившему в действие Закону о регламенте Верховной Рады списки депутатов являются неотъемлемой составляющей соглашения о создании коалиции. Во-вторых, мы сегодня стоим перед необходимостью принятия очень сложных решений. Кто будет брать на себя ответственность за них? Во время утверждения государственных бюджетов на 2008-й и 2009-й годы коалиция не смогла обеспечить необходимого количества голосов. И у меня, как Председателя Верховной Рады Украины, возникает вопрос: каким образом дальше организовывать работу парламента? На этой сессии уже до десятка правительственных законопроектов заблокированы членами коалиции, в том числе пропремьерской фракцией БЮТ. Для того чтобы Верховная Рада принимала хоть какие-то решения, я постоянно провожу переговоры с депутатами и фракциями, не входящими в коалицию, и прошу их поддержать те или иные решения. Ради хоть какой-то консолидации работы парламента я готов и дальше работать в подобном режиме. Но коалиция при этом должна по крайней мере демонстрировать ответственность — как минимум приходить на пленарные заседания, регистрироваться и хотя бы восемь дней в течение месяца посвящать работе в Верховной Раде. Впрочем, это касается и представителей других фракций.
Однако сегодня, я так понимаю, многие «коалицианты» желают отмежеваться от ответственности. Поэтому я и предложил проверить дееспособность коалиции в процессе принятия бюджета на 2010 год. Прошу правительство: давайте бюджет — и протестируем коалицию. В ответ — молчание.
— Владимир Михайлович, на ваш взгляд, есть ли у Юлии Тимошенко шансы остаться премьер-министром?
— Я не хочу упреждать решение Верховной Рады Украины, но думаю, что ряд шагов, предпринятых в последнее время БЮТ, уменьшил шансы Юлии Тимошенко сохранить за собой эту должность.
— А блок Литвина будет голосовать за постановление об отставке Кабинета министров?
— Мы еще не рассматривали этот вопрос. Но требование БЮТ собрать внеочередное заседание именно для обсуждения отставки правительства меня, честно признаться, удивило. С одной стороны, расчет блока Юлии Тимошенко очевиден: народные депутаты не соберутся и не смогут «собрать» 226 голосов за увольнение премьера. А тогда на нынешней сессии больше нельзя будет поднимать вопрос о недоверии правительству. С другой стороны, для многих украинских граждан требование БЮТ выглядит, мягко говоря, странно: соратники Юлии Тимошенко собирают подписи для отставки своего же премьер-министра. Думаю, что ни в одной стране мира, ни в одном цивилизованном обществе до такого приема не додумались бы. Тем не менее, чтобы провести внеочередное парламентское заседание, необходимо придерживаться установленной процедуры: взять в аппарате Верховной Рады бланки для сбора подписей народных депутатов. Для проведения такого заседания их нужно 150. Кроме того, следует правильно оформить документы, понимая, что действия «за того парня» уже не проходят. Пора прекратить дурачить друг друга.
«В досрочных парламентских выборах заинтересованы только четыре человека — Тимошенко, Ющенко, Тигипко и Яценюк»
— Что сейчас происходит вокруг формирования коалиции? С блоком Литвина ведутся какие-то переговоры по поводу сохранения старого или формирования нового большинства?
— Я — Председатель Верховной Рады Украины и отвечаю за деятельность парламента, что зачастую наносит ущерб интересам фракции. Но я занимаю общенациональные позиции, и этим все сказано.
— Тем не менее вы не можете не знать, о чем договаривается фракция блока Литвина
— Все, что мне нужно, я знаю. Как говорится, если хочешь что-то спрятать — положи на видное место. Ну а если серьезно, то, на мой взгляд, любые переговоры должны проводиться открыто и с публичным изложением аргументов. Это самая эффективная политика. А сегодняшние кулуарные переговоры, как правило, сводятся к одному — дележу портфелей. Правда, некоторых интересует и другое — вербовка людей на «войну». Возникает вопрос, выдержат ли люди и страна продолжение политических боевых действий. Ответ очевиден: не выдержат. Поэтому нужно делать соответствующие выводы. Граждан, по большому счету, не интересует, есть коалиция или нет коалиции. Главное — чтобы власть результативно работала. Такая же позиция и у меня: будет коалиция или нет — мне все равно. А вот насколько работоспособной будет Верховная Рада — это важно.
Время сказать правду: поспешное внесение в Конституцию положений о коалиции не прибавило Верховной Раде качества. И даже более того: это ведет к уничтожению парламентаризма в Украине.
— Владимир Михайлович, так будет создана новая коалиция или все же придется готовиться к досрочным парламентским выборам?
— Переговоры ведутся. Всех со всеми. Никто не хочет проиграть. К тому же, у многих политиков желания идти на очередные досрочные выборы нет. Следовательно, коалиция будет.
— По вашим прогнозам, каким же фракциям удастся сформировать новое большинство?
— Как ни парадоксально это звучит, но первый вариант — коалиция в составе Партии регионов и БЮТ. Правда, представители обеих команд в ходе выборов наговорили друг другу очень много нелицеприятного и воспоминания об этом еще очень свежи. Но со временем, как известно, все забывается Второй вариант — большинство в составе Партии регионов и «НУ-НС». Третий — фракция КПУ, «регионалы», блок Литвина и часть «Нашей Украины».
Конечно, есть еще один вариант: оставить в Верховной Раде все как есть, делая при этом вид, что коалиция существует и даже иногда работает. Но в этом случае боевые действия между БЮТ и Партией регионов продолжатся. А значит, об эффективной, конструктивной работе власти не может быть и речи.
— А если не получится создать коалицию — и Президент Виктор Янукович распустит Верховную Раду?
— Думаю, что такого указа не будет. Сегодня в досрочных парламентских выборах заинтересованы только четыре человека — Юлия Тимошенко, Виктор Ющенко, Сергей Тигипко и Арсений Яценюк.
Виктор Янукович, конечно же, может решиться на роспуск парламента, но каковы будут последствия такой «решительности»? Давайте подсчитаем. При нынешней пропорциональной избирательной системе с закрытыми списками кандидатов в депутаты в Верховную Раду мощно заходит Юлия Тимошенко. Полагаю, в пределах пяти-шести процентов голосов избирателей наберет возможный блок Виктора Ющенко, около десяти процентов — блок Сергея Тигипко, до пяти процентов — политическая сила Арсения Яценюка. Будут представлены в Верховной Раде также коммунисты и блок Литвина.
— Думаете, блок Литвина пройдет?
— Не сомневаюсь. Парламентские выборы — не президентские. А еще я уверен в том, что фракция Партии регионов в случае проведения досрочных парламентских выборов уменьшится ровно в два раза. И что получит Президент Янукович? Премьер-министра, мнением о котором у него даже не поинтересуются. А полномочий у главы государства сегодня, как известно, не так уж много. Поэтому, на мой взгляд, меньше всего в досрочных парламентских выборах заинтересован именно Виктор Янукович.
— Вы неоднократно утверждали, что, пока Литвин — спикер парламента, Верховная Рада не будет распущена. То есть в случае появления указа Виктора Януковича о роспуске парламента вы будете этот указ игнорировать?
— Соглашусь на досрочную кампанию только при условии принятия нового закона о выборах. Я — сторонник мажоритарной системы выборов. Но поддерживают мою позицию немногие коллеги-политики. Поэтому в качестве компромиссного варианта предлагаю реализовать идею так называемых открытых списков, когда люди голосуют не только за партию, но и за конкретного ее представителя. Поверьте, после принятия такого закона все разговоры о досрочных выборах для многих нынешних политических сил потеряют всякий смысл. Не следует забывать еще и о том, что при нынешней избирательной системе каждый следующий парламент, который избирается в Украине,- хуже предыдущего. Это как в жизни многоженца — когда каждая следующая жена всегда оказывается хуже предыдущих.
«Неужели попытки спасти страну от краха выглядят предательством?»
— Кстати, о многоженстве. Политическом. Не боитесь повторить участь лидера Соцпартии Александра Мороза?
— Не боюсь, потому что всегда поступаю публично. Назовите хоть один пост в правительстве, который получил представитель фракции Литвина после создания коалиции. Не вспомнили? Вот поэтому я и уверен, что подобного рода сравнения мне не грозят. Я не присягал ни Юлии Тимошенко, ни Виктору Януковичу и всегда публично давал оценки тем или иным их действиям. А еще всегда работал, что называется, выгребая за других. Сейчас ситуация в парламенте сложилась таким образом, что надо или соглашаться принимать участие в военных действиях, или работать. Бюджет не принят, финансировать выборы нечем, нового закона о выборах нет, готовности начинать новую предвыборную кампанию тоже — что остается делать? Присоединиться к Тимошенко в войне с Януковичем? И это будет выглядеть геройством? Неужели попытки спасти страну от краха выглядят предательством?
— Владимир Михайлович, следует ли ожидать каких-то изменений в политической системе страны? В частности, будут ли предприниматься попытки вернуться к президентско-парламентской форме правления?
— Думаю, что это невозможно. Во-первых, для внесения соответствующих изменений в Конституцию нужно найти 300 голосов, а это сейчас маловероятно. Во-вторых, экономические и социальные проблемы настолько захлестнут новую власть, что ей будет просто не до этого. И в-третьих, международное общественное мнение окажется явно не на стороне тех, кто вместо решения текущих неотложных задач займется перераспределением властных полномочий.
— Почему же блок Литвина поддержал отмену проведения местных выборов 30 мая 2010 года? Боитесь проиграть?
— Я боюсь тогда, когда мне страшно, а не этих разговоров. По большому счету, меня местные выборы не интересуют, особенно при нынешней избирательной системе. Просто не хотелось бы в очередной раз выставлять страну на посмешище. Ведь в соответствии с графиком подготовки к выборам в местные советы избирательные комиссии нужно было сформировать уже 23 февраля, а мы новоизбранного Президента к присяге привели только 25-го. Кроме того, нет госбюджета, а значит, нет и денег на местные выборы. Один умник, правда, сказал, что можно на проведение кампании взять деньги из Резервного фонда. Но в том-то и дело, что согласно изменениям в законодательство выборы финансируются исключительно из Государственного бюджета. Подобная норма была специально внесена, чтобы у руководителей нашего государства не чесались руки разгонять, переизбирать
И еще один момент: в Украине полностью разрушена система управления. В этих условиях, не наведя элементарного порядка, идти на выборы — значит, усугубить и так непростое экономическое, политическое и социальное положение страны. Я лично не в восторге от решения отложить местные выборы. Но именно в этом решении, как в капле воды, отражается несостоятельность нынешней власти. И лучше это признать, нежели порождать дальнейшие проблемы. Считаю, что выборы в местные органы власти нужно перенести на осень. А к ним следует обязательно приурочить выборы столичного мэра и Киевсовета.
— Возможны ли досрочные выборы Президента?
— А зачем тогда было проводить срочные, если сразу же говорить о досрочных? Досрочные выборы Президента возможны только в порядке импичмента. А согласно действующей Конституции реализовать механизм импичмента главы государства практически невозможно. Разве что Президент сам напишет заявление о сложении полномочий.
438Читайте нас у Facebook