Председатель государственной налоговой администрации украины николай азаров: «информация о крупных расходах человека позволит налоговым органам серьезно заинтересоваться источником его доходов»
Изучение расходов налогоплательщика для их дальнейшего сравнения с его задекларированными доходами практикуется во многих странах. Выявляя явные противоречия в этих двух показателях, налоговые органы определяют реальный объем капитала, находящегося в распоряжении человека. И в самом деле, не может же скромный служащий, получающий, по официальным сведениям, 200 гривен в месяц, купить себе шикарный джип стоимостью 30 тысяч долларов. Значит, у него есть, как минимум, еще один источник дохода. Какой? Об этом и вынуждены рассказывать в налоговых органах те, кто живет не по официально задекларированным средствам.
Не исключено, что вскоре на эту тему смогут пообщаться с налоговыми работниками и жители Украины: если парламент одобрит законопроект, разрабатываемый сегодня в недрах исполнительной власти, налоговые органы страны будут получать информацию обо всех крупных расходах граждан. О том, какие именно покупки окажутся под их контролем, корреспондент «ФАКТОВ» беседует с председателем Государственной налоговой администрации Украины Николаем Азаровым.
«Посадить известного американского гангстера Аль Капоне удалось только благодаря контролю над его расходами»
-- Николай Янович, чем было обусловлено решение о введении в Украине контроля над расходами физических лиц?
-- Сейчас активно обсуждается перспектива проведения налоговой амнистии в Украине. Уже издан соответствующий указ Президента и разработан необходимый законопроект. Однако мировая практика показывает, что налоговая амнистия без внедрения контроля над расходами налогоплательщиков нецелесообразна. Поскольку именно контроль над расходами является сильнейшим стимулом для легализации доходов.
Судите сами. Если во время амнистии человек выводит из тени миллион и впоследствии вкладывает его в акции какого-нибудь предприятия, то в ответ на все возникающие у налогового инспектора вопросы он сможет показать свою декларацию и напомнить, что государство обещало не интересоваться источником получения легализованных денег. А вот если этот человек не решился обнародовать свой капитал, то налоговые органы смогут на законных основаниях спросить: «Откуда ты взял деньги на покупку такого большого пакета акций?» И ему придется это объяснить.
Кстати, только благодаря применению такого метода известный американский гангстер Аль Капоне попал на скамью подсудимых. В свое время правоохранительные органы Соединенных Штатов Америки долго и безрезультатно пытались привлечь его к ответственности. Ведь собрать доказательства того, что он участвовал во многих противозаконных операциях, было практически невозможно. Поэтому Аль Капоне обвинили в уклонении от уплаты налогов. Суду предоставили его декларацию о доходах и сведения об имуществе, которым он владел, а также средствах на его личных счетах. Противоречия были налицо, и он признал себя виновным в том, что получал незадекларированные доходы, с которых не были уплачены налоги.
Известно, что в США жесткая налоговая политика, поэтому Аль Капоне был приговорен к 12 годам лишения свободы. И уже во время его пребывания в тюрьме полиция вела дальнейшее расследование по остальным эпизодам.
«В борьбе с коррупцией государственных служащих этот метод придется как нельзя более кстати»
-- Пример, действительно, очень яркий
-- Дело в том, что любая противозаконная деятельность неразрывно связана с нелегальным капиталом. И только перекрывая каналы теневого обращения денег, можно эффективно бороться с преступностью в целом. Например, вор украл у вас сумочку, в которой было 2 тысячи гривен. Эти деньги ему нужно будет потратить?
-- Ну, в общем, для этого он их и украл
-- Так вот, информация о крупных расходах этого человека позволит налоговому инспектору серьезно заинтересоваться источником его доходов. Благодаря чему, возможно, выяснится, что он живет за счет воровства.
Впрочем, проведением единичного акта или акции проблемы искоренения теневых доходов решить нельзя. Поэтому в настоящее время разрабатывается комплексная программа, направленная на борьбу с обращением теневого капитала в Украине. Первой ее составляющей стал законопроект, которым предусмотрено проведение легализации теневых доходов.
Второй -- законопроект «О внесении в законодательные акты изменений и дополнений, направленных на усиление контроля за соблюдением физическими лицам налогового законодательства», которым предлагается ввести контроль над расходами физических лиц. В настоящее время он практически готов к рассмотрению специальной комиссией под председательством первого вице-премьер-министра Юрия Еханурова.
Третьей составляющей является Международная конвенция «О борьбе с отмыванием грязных денег», присоединение к которой (в совокупности с двумя вышеназванными шагами) поможет Украине поставить заслон безнаказанному обращению теневых капиталов. И тогда люди будут вынуждены указывать в декларациях свои реальные доходы, иначе они обязательно попадут в поле зрения налоговых органов.
Во многих развитых странах (Австрия, Германия, Франция и другие) контроль над расходами физических лиц успешно применяется уже на протяжении многих лет. Причем там особое внимание уделяется тем, кто работает непосредственно с наличными деньгами (где учет и контроль над денежными потоками наиболее затруднен): владельцам и работникам автозаправок, небольших магазинов, кафе
-- И, наверное, государство должно следить за расходами своих чиновников?
-- Несомненно. В борьбе с коррупцией в государственных органах эта мера придется как нельзя более кстати. Потому что практически все расходы чиновников моментально окажутся в поле зрения налоговых органов. И тогда им будет очень трудно потратить полученные взятки.
«Налоговые органы станут получать сведения о покупке недвижимости, акций, антиквариата, транспортных средств»
-- Располагаете ли вы данными относительно того, какой объем теневого капитала в настоящее время находится во владении наших сограждан?
-- Об этом очень сложно судить. В Украине около 10 миллиардов гривен и 12 миллиардов долларов находится в обращении вне банковского учета. Но исходя из этих цифр, можно говорить только о приблизительном объеме теневого капитала.
-- Какие именно затраты будут интересовать налоговые органы?
-- Принятие данного законодательного акта -- очень непростой шаг. Ведь он ограничивает возможности некоторых наших сограждан. Однако те, кто хочет потратить значительную сумму, полученную легальным путем (например, унаследованную, заработанную, выплаченную в виде дивидендов и так далее), ни в коей мере не пострадают. Ведь им нечего бояться: источник их дохода известен и законен.
Что же касается затрат Если законопроект вступит в силу, то налоговые органы станут получать сведения о приобретении любым физическим лицом недвижимости, транспортных средств, паев и акций предприятий, ценных бумаг, антиквариата и других культурных ценностей, драгоценных металлов, ювелирных изделий. Кроме того, нас будет интересовать информация о единоразовых расходах, которые превышают порог, установленный Кабинетом министров Украины.
-- И каков же этот порог?
-- Это (как, впрочем, и многое другое) правительству еще предстоит решить.
-- Откуда налоговые органы станут получать информацию о крупных затратах?
-- Сведения будут поступать от структур, где совершаются соответствующие покупки. Если человек приобретает акции предприятия, то информацию нам направит Фонд государственного имущества Украины, если недвижимость, -- нотариальная контора, которая заверяла договор купли-продажи, и так далее.
Чтобы узаконить действия всех структур и наладить механизмы контроля над расходами, законопроектом предусмотрено внесение изменений в ряд законодательных актов.
«Facty i kommentarii «. 19 июня 2000. Экономика
330
Читайте нас у Facebook