Прославленного полярного летчика леваневского мог застрелить богатый чукча или шаман на «священной земле»
В суровых бескрайних просторах Арктики сложили головы тысячи ее дерзких исследователей. Тайны гибели большинства из них до сих пор не разгаданы. Но следы некогда разыгравшихся трагедий сохранились. Некоторые из них сумел обнаружить Владимир Логинов, который почти четверть века посвятил опасному и захватывающему поиску.
Загадочная шифровка Леваневского
-- Я прожил на Чукотке шестнадцать лет и все это время занимался поиском пропавших без вести исследователей Арктики, -- рассказал Владимир Логинов, президент Всеукраинского клуба путешественников «Киевская Русь». -- Собственно, поисковые экспедиции занимали лишь 20--25 суток в году -- лето ведь за Полярным кругом очень короткое, уже в августе здесь нередки сильные метели и морозы. Поэтому не удивительно, что когда искали самолет Леваневского, за три недели мы умудрились пройти 900 километров. Правда, мы знали, где искать самолет: место его падения «вычислили» после кропотливого сбора информации.
Последняя радиограмма Леваневского, когда он в 1937 году попытался перелететь в Америку через Северный полюс, была зашифрованной, причем не по заданному шифру, а произвольно -- в расчете, что коллеги его поймут. Поиски летчика велись под личным контролем Сталина (Леваневский был одним из любимцев вождя, из его рук получил звезду Героя Советского Союза N 2 за участие в спасении челюскинцев). Но радиограмму, состоявшую из цифр, расшифровывали в Москве люди, не обратившие внимание на специальные термины полярных летчиков. Не удивительно, что две пары вызвавших сомнение цифр 00 и 34 они рассматривали как время (ноль часов по московскому времени) и место (34-й квадрат), где Леваневский совершил вынужденную посадку. Но там его найти не удалось. И тайна гибели героя оставалась неразгаданной.
Подступиться к ней мне позволил рассказ, услышанный от старого чукчи Пинеуги, который видел, как в конце лета 1937 года у самого берега Ледовитого океана в тундре упал самолет. Это было недалеко от места, где в 34-м Леваневский в жуткую пургу сумел посадить машину. Зная от ветеранов, что в те времена у пилотов была расхожей фраза «по нулям», означавшая приземление, я предположил: Леваневский направил самолет в уже знакомые ему места, а загадочные цифры 00 34 означают «Сажусь в районе, где совершил вынужденную посадку в 34-м». Кроме того, его самолет Н-209 очень тяжелый, для посадки ему нужна взлетно-посадочная полоса. А на всем востоке арктического побережья она была тогда только возле поселка Ванкарем, что в непосредственной близости от предполагаемого мною места посадки. Будучи в Москве, я рассказал о своей версии полярному летчику Аккуратову. Он молча встал, пожал мне руку и сказал: «Наконец-то все становится с головы на ноги».
Летом с пятью товарищами мы вышли к тому месту и нашли нечто подобное стреле, выложенной из камней красного оттенка. Недалеко от них был казался гурий (знак) из камней, где под одним из них оказался сверток из необычно толстой фольги (от знаменитого полярника Папанина я узнал, что в 30-е годы в такую фольгу упаковывали неприкосновенный запас для пилотов). На ней ножом было нацарапано: «Упали море иду Ванкарем. С. Л. ». Подпись, безусловно, могла означать «Сигизмунд Леваневский»! У меня, кстати, есть снимок самолета, который он перегонял с Аляски -- на крыльях были написаны эти инициалы. Фольгу мы отправили в Москву, в Институт криминалистики, но специалисты не смогли дать определенный ответ, действительно ли это почерк Леваневского.
Если записку оставил он, то события, видимо, развивались так: самолет совершил аварийную посадку у самого берега, Леваневский спасся, выложил из красных камней стрелу, указывающую, куда он собрался идти (ее могли увидеть с самолета), и оставил сообщение.
-- Удалось ли еще что-нибудь отыскать?
-- Заколку для галстука -- точно такую же, что была у Леваневского перед роковым вылетом. Она специфическая, длинная, и спутать ее невозможно. Мы нашли заколку в каких-то 700 метрах от стрелки, где в то время было стойбище богатого чукчи-шамана (следы стойбища сохранились и поныне). Для Леваневского это могло сыграть роковую роль. Местные народы и сейчас держатся с нашими крайне отчужденно. А в 30-е годы, когда советская власть вела борьбу с полярными «кулаками», к «русским» здесь относились крайне враждебно. Застрелить могли запросто. Один старик-чукча рассказал, что когда ему было девять лет, недалеко от стойбища совершил вынужденную посадку самолет. Мальчик взял пилота на мушку (уже в таком возрасте маленький чукча может ходить с оружием) и долго раздумывал, стрелять или нет.
Юный бортмеханик месяц продержался в тундре почти без пищи
-- Значит, известный фильм «Начальник Чукотки», в котором местные жители отказывались стрелять в людей, -- вымысел?
-- Над этой кинокартиной на Чукотке смеются -- ничего общего с реальностью в ней нет. Из-за очень суровых условий жизни местные традиции не отличаются сентиментальностью. Например, в прежние времена новорожденного выносили на четверть часа на мороз совершенно голенького. Выживет -- его счастье, нет -- особо не сожалели: слабые в семье считаются обузой. Кое-где и поныне соблюдается еще одна традиция. Когда старик чувствует, что не может наравне со всеми добывать пищу, болеет, он сообщает, что решил уйти к «верхним людям». Наутро через дымоход продевается веревка с петлей. Старик остается в яранге один, надевает на шею петлю, и старший сын тянет за веревку снаружи -- помогает отцу Поминок не справляют -- смерть воспринимается как дело обычное. Старухам было проще, особенно беззубым. Чукчи шили рубашки из кожи нерпы, песца. Для ее выделки необходим беззубый рот -- чтобы мять кожу деснами, не повреждая материал. Кормить при этом бабушек почти не нужно -- им хватало подкожного жира.
-- Вам приходилось находить следы экспедиций, с которыми расправились аборигены?
-- Недалеко от места крушения самолета, произошедшего в 1935 году, мы нашли простреленный череп человека европейской расы Когда самолет с руководителем полярной авиации Волобуевым, летчиком Буториным и совсем юным бортмехаником Богдашевским сел брюхом на край склона в абсолютно неизученном горном массиве, бортмеханик сломал ногу. Его перенесли в расщелину и стали ждать помощи. У летчиков была двухместная палатка, немного бензина и деревянная облицовка кабины самолета. Дерево не жгли -- берегли для сигнального костра. А зимой там место гиблое: морозы под 50 градусов, дуют сильные ветры. Однажды летчики услышали гул самолета -- совсем близко. Развели огонь, но их не заметили. Прошел целый месяц. Еды, несмотря на жесточайшую экономию, почти не осталось, и Волобуев с Буториным решили идти. Парню со сломанной ногой выпало остаться одному. В его распоряжении была лишь шоколадка. Позже знаменитый летчик Каминский нашел место аварии и дневник бортмеханика. «Сегодня отломил дольку шоколада. Осталось три. У меня есть наган. Я мог бы застрелиться, но я так не сделаю. Так поступают только трусы. Человек должен жить и бороться до конца. » И последняя запись: «По-видимому, завтра конец. Как обидно умирать молодым. Сколько пользы я еще мог бы принести моей Родине » А Волобуева и Буторина так и не нашли. Я неоднократно беседовал с Каминским, изучил документы поиска и решил, что летчики могли уйти не туда, где их искали. Отправился в одиночную экспедицию и возле ручья обнаружил простреленный череп. Над этим местом на пригорке зимой 1935-го тоже было стойбище богатого чукчи
-- Как ваша жена относилась к тому, что вы в одиночку отправлялись в тундру?
-- О многом она и не догадывалась. А такое путешествие для бывалого человека особой опасности не представляет. Летом в тундре снега нет. Насобираешь сухих корешков, веточек карликовой березы, костерок разведешь -- чайку попить. Кстати, если знаешь как, то вскипятить кружку воды можно, использовав лишь горстку таких дров. Из припасов -- банка тушенки в день. Остальное добываешь сам -- рыбки словишь, утку подстрелишь.
«Мне пришлось пройти 300 километров с порванными мышцами на правой ноге»
-- Как у вас складывались отношения с местными?
-- Для них я стал почти своим, хотя это было непросто. Поначалу они меня игнорировали -- чукчи считают, что все «белые» корыстны и в конце беседы обязательно попросят клык моржа или мех. Я объяснил: мне это не нужно, интересно просто побольше узнать о них. Они поверили. Один чукча даже словарик помог мне составить. Постепенно я выучил чукотский язык. Особо подкупало чукчей, что я не гнушался некоторой их специфической пищи -- ел протухшее мясо. На «черный день» они закладывают мясо в ямы, и когда приходит время его есть, оно обретает, мягко говоря, неаппетитный запах
Предметом моей гордости стало то, что чукчи удостоили меня своего имени Вэнвып'эткольын лейвыльын, которое переводится «Тот, кто идет по следу». Академик Вдовин из Петербурга, исследователь народов Севера, говорил, что ему неизвестны подобные случаи. К тому же, меня допускали в районы, которые считаются у чукчей священными. Туда белому человеку путь заказан -- появившегося там чужака попросту убивают.
-- За этими местами приглядывают шаманы?
-- Причем очень ревностно. Я это понял, когда шаман следовал за нашей экспедицией, отыскавшей самолет, на котором Леваневский летел спасать челюскинцев в 1934 году. (Тогда, кстати, его и других членов экипажа спасли от смерти чукчи, доставив летчиков в поселок. )
Этот самолет считался бесследно пропавшим. Но я был уверен, что его отыщу, и пригласил съемочную группу программы «Очевидное -- невероятное», а также полковников из Москвы, прибывших в качестве экспертов. Предстояло пройти более трехсот километров. Надо же было такому случиться, что я угодил в яму и почувствовал, что повредил ногу. Усилием воли я заставил себя не подавать виду, что мне больно, и продолжал идти. (По окончании экспедиции выяснилось, что у меня порвались мышцы ноги, понадобились несколько операций. ) Мы добрались до берега Ледовитого океана, оттуда на кожаных байдарах с чукчами пошли к нужному месту. Кстати, не будь у меня чукотского имени, служившего вроде «рекомендательного письма», нам бы не помогли. Чукчи недоумевали -- мол, сколько здесь живем, а самолета никакого не видели. Можете представить, что творилось у меня на душе. Зато когда добрались до места, сразу же повезло. Я обратил внимание на один холм, стал его разрывать, и под землей оказались остатки самолета. Надписи на его деталях однозначно свидетельствовали: это тот самый.
«Facty i kommentarii «. 30 ноября 1999. Человек и общество
845
Читайте нас у Facebook