ПОИСК
Україна

Председатель государственной налоговой администрации украины николай азаров: «подорвать экономические основы криминального мира мы можем только сообща»

0:00 9 жовтня 1999
Інф. «ФАКТІВ»

Николай Азаров приехал на прямую линию ровно в четыре часа. Минута в минуту. Желающих пообщаться с главным налоговиком страны было предостаточно. Телефон не умолкал… Гость редакции был сдержан, собран, краток, конструктивен. Внимательно выслушивал просьбы звонивших в редакцию людей, обещал разобраться и лично проконтролировать дальнейший ход дела.

«Парламентариям сейчас не до законов… »

-- Николай Азаров? Вас беспокоит Алексей Матвеев из Киева. Одно время много говорили о возможности проведения налоговой амнистии… Так будет ли она?

-- Как вы знаете, президентские полномочия издавать указы закончились. И теперь этот вопрос может решить только Верховная Рада. Ну, а парламентариям, вы сами понимаете, сейчас не до законов… Вот закончатся выборы, и я думаю, что депутаты поймут, что этот вопрос действительно необходимо рассматривать…

К сожалению, войти в 2000 год с «чистым» капиталом, как мы планировали, уже не удастся -- упустили время. И если этот закон будет принят хотя бы в декабре, то с «чистым» капиталом мы можем войти только в 1 июля 2000 года…

РЕКЛАМА

-- Это Николай Янович? Вас беспокоит Валентина Михайловна из Киева. Когда, наконец, наши инспектора будут получать приличную зарплату, чтобы их нельзя было купить?

-- Вы работаете в налоговых органах?

РЕКЛАМА

-- Нет. Я просто проходила по материалам следствия как свидетель. Одна мошенническая фирма откупились от работника Подольской администрации… Но когда я узнала, сколько получает инспектор, мне его стало очень жалко.

-- А какую сумму он вымогал?

РЕКЛАМА

-- Он не только вымогал, но и получил ее. За что и поплатился работой. Будет ли у них возможность жить честно, на одну зарплату, и не брать взятки?

-- Когда-нибудь будет.

-- Спасибо… А то ведь мошенник всегда сможет откупиться от бедного налоговика.

-- Добрый день, Николай Янович. Я звоню из Харькова. Моя фамилия Алексеев Николай Иванович.

-- Очень приятно…

-- В прошлом году в марте сотрудники Московской налоговой администрации города Харькова проверили меня и составили фальсифицированный протокол. У меня изъяли кресло импортное и утюг… Я написал на ваше имя два письма и получил ответ за подписью вашего заместителя, где указано, что человек, который составил это протокол, уволился. Поэтому принять меры не представляется возможным… Затем я написал письмо начальнику районной инспекции… Ни слуху, ни духу. Мне надоела эта переписка! Пусть вернут хоть кресло (импортное, стоит 130 долларов) и утюг. Я его жене на день рождения подарил…

-- Хорошо. Мы разберемся…

-- Здравствуйте, Николай Янович! Я из Хмельницкого. Руковожу малым предприятием. Мы в прошлом году выполнили работу для атомной электростанции. Они должны были заплатить нам 318 тысяч гривен. До сегодняшнего дня деньги не перечислены. Долг они отдают электроэнергией, а мы ее обмениваем на товары, которые не можем продать. Все живые деньги ушли на уплату налогов. Таким образом, мы оказались на грани банкротства… Такие у нас законы, такое государство… Как жить дальше?

-- Вы работали для АЭС, не требуя денег. Получили электроэнергию, выменяли ее на товар, который никому не нужен. Какие могут быть претензии к налоговой администрации? Вы упрекаете законы, государство… А ведь вы просто сами дали себя обмануть. Я желаю вам в будущем хозяйствовать мудро и грамотно.

(положив трубку) Между прочим, эта АЭС надула не только его. Она обманула и своих работников, которым не платит полгода зарплату, бюджет, да, по большому счету, себя саму на сумму 373 млн. гривен. За электроэнергию она получила векселя и затем отдала их одному банку с огромным дисконтом (скидкой. -- Ред. ). В результате станции выплатили только треть причитающейся суммы.

Когда я встречаюсь с руководителями предприятий, жалующихся на действия налоговой инспекции, то в первую очередь спрашиваю, по каким схемам они реализуют свою продукцию. И зачастую оказывается, что грабежом занимаются, в основном, они сами. Вот, например, председатель коллективного сельхозпредприятия (КСП) меняет 6 тонн зерна, выращенного его людьми, на тонну солярки. Естественно, при таком ведении хозяйства селяне, работающие в КСП, давно забыли, что такое зарплата, ветераны не получают пенсию. Как назвать такого председателя? Мародер! А он ходит и рассказывает, что село гибнет. А кто ж его заставляет так торговать? Из-за него и гибнет.

«Мы заинтересованы в том, чтобы поддерживать хороших хозяйственников»

-- Николай Янович? Вас беспокоит Черняк Виктор Иванович из Ивано-Франковска. Я знаю, что существует Указ Президента об отмене картотеки. Но мое предприятие по-прежнему «сидит» на ней. Почему? случилось?

-- Вынужден вас огорчить -- Верховная Рада отклонила Указ об отмене картотеки. Но если финансово-экономическая ситуация вашего предприятия требует предоставления налоговой отсрочки или рассрочки, вы должны обратиться в инспекцию вашего города с соответствующим заявлением. Если вы приведете убедительные доказательства того, что ваше предприятие находится в тяжелом финансовом положении, думаю, вам не откажут в отсрочке. Пока это единственное, что можно сделать в такой ситуации.

-- Здравствуйте! Хорошо, что я к вам дозвонился… Николай Янович, скажите, пожалуйста, за кого вы будете голосовать на предстоящих выборах?

-- Я свою позицию не скрываю -- буду голосовать за Леонида Даниловича Кучму.

-- Николай Янович, у меня есть конкретное предложение относительно налоговой политики. Нам нужно встретиться. Мне кажется, что вы из своего кабинета многого не видите.

-- Почему же. Я бываю в разных городах, областях и обо всем знаю.

-- Часто продавцы на рынках одновременно закрывают свои торговые точки. Вы знаете почему?

-- Знаю. Потому что намечается рейд налоговой милиции. К сожалению, в наших рядах есть люди, которые эту информацию «сдают».

-- Но мне все-таки нужно с вами встретиться…

-- К сожалению, это сделать довольно сложно. Каждый день ко мне на прием записываются около пятисот человек. Поймите, я физически не могу принять всех желающих. Лучше направьте свои предложения по почте. Адрес очень простой: Киев, Львовская площадь, 6, Николаю Азарову. Я обещаю, что обязательно прочитаю ваше письмо.

-- Вас беспокоит Владимир Плюшко, фермер с Днепропетровщины. У меня 32 гектара земли и своя техника для обработки. Собираю урожай на уровне мировых стандартов. Плачу все налоги. Однако местная налоговая инспекция нашла какие-то нарушения, изъяла документы и передала их в прокуратуру. В результате я не могу перерегистрировать свое хозяйство, продать урожай. Я хожу по разным инстанциям и не могу добиться справедливости. Что мне делать?

-- Я уверен -- если у вас большие урожаи и высокая экономическая эффективность, то такое предприятие следует всячески поддерживать. Давайте договоримся, что вы подъедете в Днепропетровск к председателю областной налоговой администрации. Я отдам распоряжение, чтобы он внимательно изучил ваше дело, а о результатах доложил мне лично. Мы заинтересованы в том, чтобы поддерживать хороших хозяйственников.

-- Николай Янович, вас беспокоит председатель Союза инвалидов Чернобыля Ленинградского района Сергей Красильников. Может быть, вы помните, мы как-то приходили к вам в 1997 году.

-- Помню.

-- Я сейчас лежу парализованный. У меня к вам вопрос. Налоговая инспекция Ленинградского района предъявляет претензии к нашему уставу, зарегистрированному в 1994 году. Он разрешает нам заниматься предпринимательской деятельностью. Поэтому, по мнению налоговой инспекции, мы обязаны платить налоги даже с членских взносов.

-- А ваша организация занимается коммерческой деятельностью?

-- Нет. После того как в 1996 году для нас отменили льготы, мы вообще ничем не занимаемся -- никому мы не нужны. Чтобы перерегистрировать устав, нужно заплатить много денег. А где их взять?

-- Я разберусь с этим вопросом. Будем по факту считать вас неприбыльной организацией. Я распоряжусь, чтобы налоговая инспекция Ленинградского района с вами связалась и решила проблему.

«Сегодня честные предприниматели не выдерживают конкуренции с контрабандистами»

-- Добрый день, меня зовут Владимир. Подскажите, пожалуйста, куда можно пожаловаться, если неправильно начисляют налоги и незаконно применяют санкции?

-- При налоговой администрации создано управление апелляций. Туда довольно часто обращаются граждане, которые считают, что с ними неправильно поступила налоговая инспекция. Это означает, что определенный процент предпринимателей предпочитает подавать заявление не в суд, а в управление апелляций. Во-первых, при обращении в управление сразу приостанавливается действие всех санкций. Во-вторых, решение арбитражного суда не является окончательным: если наши органы не согласны, то они подают апелляцию. Дело может тянуться годами.

В управлении апелляции работают лучшие специалисты по налоговому законодательству. Если наши сотрудники приняли неправильное решение, то оно отменяется. За восемь месяцев нынешнего года в апелляционном управлении центрального аппарата было рассмотрено около 5,5 тысячи жалоб и вынесено около 2 тысяч решений в пользу предпринимателей.

Кстати, при каждой инспекции существуют консультационные службы, где предприниматели могут получить ответы на все интересующие их вопросы. А при городских администрациях созданы телефонные консультационные службы. Например, в Киеве, позвонив по телефону 007, вы можете получить любую консультацию наших специалистов.

-- Азаров? Здравствуйте. Я знаю, что одна фирма не платит налоги. Можно ли сообщить об этом анонимно? И куда?

-- У нас создана специальная служба по борьбе с коррупцией. В каждой области есть «телефон доверия», по которому в любое время можно сообщить не только о фактах взяточничества со стороны налоговых работников, но и об укрывательстве от налогообложения. Например, номер «телефона доверия» при ГНАУ: 212-24-89. При этом сообщивший может сохранить анонимность. Если же человек назвал себя, то мы обязательно позаботимся о его безопасности: предупредим заинтересованные структуры, что если с ним, не дай Бог, что-то случится, то наручники, в первую очередь, наденут на них. Такие случаи бывали.

Многие средства массовой информации говорят, что мы поощряем «стукачество». Но можно посмотреть на это и с другой стороны. Например, один известный агент КГБ в США был раскрыт благодаря бдительности соседа, который обратил внимание на то, что тот живет не по средствам, и сообщил об этом своему налоговому инспектору. Налоговики заинтересовались им. А через три месяца было установлено, что он -- советский шпион.

В США это весьма распространенное явление. Американцы рассуждают так: почему мой сосед не должен платить налоги, если я их плачу?

Кроме того, если мы хотим победить криминал, мы должны подорвать экономическое благосостояние преступных группировок. Для этого необходимо, чтобы все средства в стране были учтены. Надо избавиться от «левых» денег.

И третий аспект так называемого «стукачества». Предположим, я -- производитель сигарет. Работаю честно, плачу все налоги и акцизные сборы. А себестоимость одной пачки у меня, к примеру, -- две гривни. Другой предприниматель ввозит сигареты из-за границы контрабандой. Он налогов не платит, поэтому у него себестоимость пачки -- одна гривня. Конечно, честный предприниматель не выдержит конкуренции с контрабандистом! Поэтому мы должны подорвать экономическую основу преступного мира. А сделать это мы можем только сообща.

Материал подготовили Роберт ВАСИЛЬ, Лилия ПОВОЛОЦКАЯ, Сергей КУРГАН, «ФАКТЫ»


«Facty i kommentarii «. 9 октября 1999. Экономика

610

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів