«конвертаторы» могут вывезти за рубеж всю украину
Группа Горченко похитила около 7 миллионов долларов и перевела деньги в венгерский банк
Около года назад Генпрокуратура совместно с Государственным управлением по борьбе с организованной преступностью (ГУБОП) МВД Украины предотвратила попытку незаконного перевода почти 80 миллионов гривен через корсчет одного из прибалтийских банков» украинским частным предприятием «Вектор», замечательным лишь тем, что за все время своего существования оно не занималось никакой хозяйственной деятельностью. 80 миллионов были якобы предоплатой за горюче-смазочные материалы, для перевозки которых понадобились бы 27 железнодорожных составов из шестидесяти 60-кубовых цистерн. «Вектор», в свою очередь, переводил всю сумму некой латвийской фирме -- уже как будто в качестве предоплаты за компьютеры и ризографы. Остается добавить, что изначально вся сумма была похищена хакерами, взломавшими компьютерную сеть Винницкого областного управления Нацбанка, а ее возврат государству стал возможным лишь благодаря расторопности работников ГУБОП, успевших наложить арест на счет «Вектора».
Сейчас расследование по этому делу близится к завершению, виновные арестованы. Впервые в истории Украины была предотвращена утечка за рубеж столь значительных средств. И впервые внимание граждан было привлечено к проблемам хакеров и отмывания денег. А ведь только за последние два года из легального обращения были выведены и безвозвратно канули за границу 63 миллиона гривен, почти $3,3 миллиона и 90 миллиардов рублей РФ (1995--1997 гг. ) -- и это только по законченным уголовным делам.
Оцените размах и последствия, среди которых -- и невыплаченные налоги, и другие обязательные платежи, и прямой отток денег за пределы Украины, и беспрепятственное отмывание украденных ранее кредитных ресурсов и бюджетных средств с возможностью последующего легального их инвестирования в экономику любой страны (другими словами, создание так называемой экономической базы для организованной преступности).
Одно из первых своих дел, связанных с хищением кредитов, незаконным вывозом украденных денег за пределы Украины, дело группы Горченко (фамилия изменена), начальник Управления надзора за соблюдением законов спецподразделениями по борьбе с организованной преступностью Генпрокуратуры Украины Андрей Хочунский помнит особенно хорошо. Как все первое.
-- Откровенно говоря, мне было жаль арестовывать Горченко, -- рассказывает Андрей Михайлович, -- умен, энергичен, банковское образование получил за рубежом. «Дело» организовал блестяще. Он создал сеть из 12 фиктивных фирм (новая афера для того времени), во главе каждой из которых стояли ничего не подозревавшие студенты, получавшие свои мизерные $100 в месяц. Подготовка к операции длилась несколько месяцев, после чего почти одновременно в нескольких коммерческих банках на каждую из фирм были получены небольшие кредиты по 2 миллиарда карбованцев каждый (в сумме группа, состоящая из 11 человек, похитила около 90 миллиардов карбованцев -- около $7 миллионов по тогдашнему курсу). Обоснованием для получения кредита одной из 12 фирм послужила необходимость закупки муки у другой фирмы, а та, в свою очередь, при получении кредита в другом банке ссылалась на аналогичный договор с третьей фирмой. И так по кругу. И что интересно, Горченко не успели предложить свои «услуги» даже представители криминальных структур. Мы задержали преступников (совместно с сотрудниками УБОП), однако деньги к тому времени навсегда покинули пределы Украины. Они были переведены в один из венгерских банков. Когда наш следователь смог наконец выехать в Венгрию, то из $1,5 миллиона на банковском счете осталось немногим больше $5 тысяч. Остальные уже «ушли» в банки Франции и Канады, где их следы окончательно затерялись.
Во Львовской области выявлены 24 фирмы, через счета которых обналичивались денежные средства более чем 1300 предприятий
-- В последнее время часто сообщают: там-то и там-то выявлен очередной конвертационный центр. Что они из себя представляют?
-- По своей структуре их можно условно разделить на две группы: развернутые и целевые. Развернутые (те, которые охватывают «полный цикл» конвертации) располагают постоянно действующей сетью фиктивных фирм, собственными банковскими учреждениями (или связями с должностными лицами банков), оффшорными фирмами за рубежом (для размещения безналичных средств), валютными счетами на физических лиц в украинских банках (для «обналичивания» национальной валюты в СКВ), «окнами» на границе (для ввоза контрабандной наличной валюты), а также широким кругом постоянных клиентов, обеспечиваемым наличием «дилерской» сети в родных регионах. Конечно, для таких фирм конвертация -- основной источник прибыли.
Но есть и целевые фирмы, специально создаваемые для осуществления конкретных операций. Их основная цель -- скрыть доходы от налогообложения или (в случае контрабандного ввоза товаров) от таможенных платежей, хищение денежных средств (путем обыкновенного мошенничества -- как принято говорить, «кидка» -- или фиктивного экспорта). Кстати, такая деятельность сейчас является одним из самых прибыльных и «безопасных» видов преступной деятельности.
-- Судя по солидности предприятий, и размах у них должен быть «взрослый»
-- Конечно, убытки колоссальные. Уже упомянутые 63 миллиона гривен, значительные суммы в иностранной валюте -- только видимая часть айсберга. В силу высокой степени латентности этих преступлений. По ряду расследующихся сейчас уголовных дел установлены фиктивные фирмы, ежемесячный «оборот» которых составлял миллионы, а иногда и десятки миллионов гривен. Раскрывать такие преступления силами только правоохранительных органов, без помощи государственных контролирующих органов, которые держат руку на «пульсе» экономической жизни страны, крайне сложно. В соответствии с Законом Украины «Об организационно-правовых основах борьбы с организованной преступностью» с нами должны взаимодействовать и Контрольно-ревизионная служба, и налоговая администрация, и министерства финансов и внешнеэкономических связей и торговли, и многие другие ведомства (всего -- 10). Они должны, например, информировать нас о крупномасштабных сомнительных финансовых операциях, что дает, в частности, возможность сопоставить данные о постоянном перечислении миллионов фиктивными фирмами по тем же корсчетам и о том, что такие лжепредприятия не занимаются финансово-хозяйственной деятельностью.
Когда такое взаимодействие есть -- результаты налицо. Я имею в виду и раскрытое дело о хищении из НБУ 80 миллионов, и прекрасные результаты по разоблачению деятельности десятков «конвертационных центров» в Донецкой области, где областное управление НБУ постоянно информирует УБОП и существует постоянно пополняемый список фирм, активно работающих с корсчетами.
Во Львовской области органами прокуратуры совместно с контролирующими органами выявлены 24 фирмы, через счета которых обналичивались денежные средства более чем 1300 предприятий различной формы собственности (сумма ущерба в виде непоступивших в государственный бюджет платежей составила более 1,5 миллиона гривен), возбуждены уголовные дела, в том числе и в отношении должностных лиц областного управления налоговой милиции, которые, злоупотребляя своим служебным положением, незаконно разблокировали расчетный счет одного из таких лжепредприятий, что позволило преступникам распорядиться арестованными ранее 94000 гривен.
Не так давно Главным следственным управлением МВД Украины направлено в суд уголовное дело по обвинению ряда руководителей Центра деловых и творческих инициатив. Их деловой инициативой, по выводам предварительного следствия, стало хищение с использованием поддельных авизо (при помощи фиктивных фирм) из государственных и коммерческих банков более чем 259 миллионов гривен.
Генеральная прокуратура и МВД Украины планируют провести мероприятия организационного характера, направленные на улучшение нашего взаимодействия с контролирующими органами, и в первую очередь -- с налоговой администрацией. Ужесточение контроля за созданием и деятельностью фиктивных фирм -- вопрос экономической безопасности Украины. Речь, в частности, идет и о том, чтобы исключить возможность беспрепятственного открытия таких фирм на утерянные гражданами (или украденные у них) паспорта. Ведь только за последние 2,5 года утеряно более 450 тысяч паспортов, и, несомненно, часть из них попала в руки преступников. Думаю, необходим централизованный учет утерянных документов -- он тоже будет работать на предупреждение преступлений.
Деньги, вывезенные за пределы Украины, вернуть очень сложно
-- Насколько я понимаю, деньги, оказавшиеся за пределами Украины, возврату не подлежат?
-- Скажем так: их вернуть очень сложно. Действительно, Украина присоединилась к Конвенции Совета Европы 1990 года «Об отмывании, поиске, аресте и конфискации доходов, полученных преступным путем». Однако механизм реализации положений Конвенции оставляет желать лучшего. К сожалению, во многом еще из-за того, что государства, где оседают такие деньги (а это, в первую очередь, США, Великобритания, другие западные страны), не очень-то заинтересованы в возврате нам, да и не только нам, похищенных денег -- ведь те фактически работают на их экономику. Во время нашей встречи с прибалтийскими коллегами последние рассказывали, как английские правоохранительные органы отказались возвратить им $2 миллиона (несмотря на наличие всех необходимых доказательств), мотивируя это существованием своего внутреннего законодательства (такого архаичного, как постановление Палаты пэров о том что все, что не находится на территории Англии, принадлежит Англии), хотя всюду подчеркивается приоритет именно международных законов перед национальными.
-- Но так ведь можно всю Украину вывезти! Не считаете ли вы, что налоговая амнистия помогла бы вернуть хотя бы часть вывезенных денег?
-- Возможно, но это отнюдь не защитит нас от новых преступлений.
-- Наши генералы полагают, что сложности в отчетности бывают только с первым миллионом, второй, согласно этой легенде, в которую не вписываются ни Лазаренко, ни другие, покинувшие Украину «бизнесмены», зарабатывается честным трудом
-- Американский опыт (если мы прибегаем к нему) показал, что только второе-третье поколения Рокфеллеров и Морганов сознают свою ответственность перед обществом, становятся меценатами, занимаются благотворительностью. Почему у нас должно быть иначе? Думаю, работа у нас еще будет.
«Facty i kommentarii «. 27 октября 1999. Экономика
481
Читайте нас у Facebook