«среди ночи я услышала душераздирающий крик: «люди, родненькие, помогите! « — и увидела из окна, что нашу 73-летнюю соседку галю пинают ногами какие-то мужики! »
Сейчас стройка приостановлена, и судебный процесс тоже. Но пенсионерки опасаются, что их действительно могут выселить из квартир. У них нет адвокатов, женщин некому защитить от застройщика, который фактически лишает их придомовой территории.
«Если мы сейчас скажем, что согласны, мол, стройте, это проблему не решит. Зато все жильцы будут нас проклинать!»
- Вы к тем женщинам, у которых застройщики хотят отнять квартиры? — заметив, что я фотографирую спорную территорию, ко мне подошли несколько жильцов дома № 14 по улице Щетинина. — Сделали двух пенсионерок крайними! Так не только они подписывались, весь дом против этого строительства. Вот тут была карусель, тут — грибочек, тут — сушилка для белья. Все было заасфальтировано. А здесь, где теперь пеньки, росли тополя, которые не выбрасывали пух во время цветения. Все уничтожили застройщики
Жильцы показывают то, что осталось от детской площадки и от насаждений, сочувствуя двум соседкам из крайнего подъезда, под чьими окнами и началось строительство, прямо на придомовой территории. Людям удалось отстоять свой двор — сейчас работы здесь приостановлены. Но подрядчик предъявил иски двум женщинам, проживающим в доме, которых считают зачинщицами срыва графика строительства. Суммы, указанные в исках, ошеломляют: по 346,5 тысячи гривен с каждой ответчицы плюс 1820 гривен — на возмещение судебных издержек! А чтобы обеспечить свои исковые требования, ходатайствуют в суде о наложении ареста на квартиры несчастных пенсионерок. Что еще ценного можно у них «взять»? Кстати, обе ответчицы проживают в квартирах вместе со своими детьми и внуками.
- Эти тополя посадил хирург, который заселялся в наш дом вместе с нами 31 год назад, — указывает на пеньки Ольга Тягляй, одна из тех, кому застройщики предъявили иск. — Все жильцы сдали деньги на саженцы, а он купил их аж в Мариуполе (140 километров от Донецка. — Авт. ), потом врач погиб в Афганистане. Мы все дружно 30 лет благоустраивали территорию. Чтобы посадить здесь цветы, сумками(!) носили землю из соседнего совхоза. Нам не отказывали, узнав, что земля нужна для двора, где гуляет много ребятишек.
На этой площадке играли дети и внуки 59-летней Ольги Николаевны Тягляй и ее подруги по несчастью (на нее застройщики тоже подали в суд), 56-летней Валентины Ивановны Пивовар.
- Детки из соседнего дома тоже к нам приходят, у них своей площадки нет, — подключается к беседе Виктория Шалаева, дочь ответчицы Пивовар. — А если здесь построить магазин с автостоянкой, где тогда детям гулять? Расстояние между нашим домом и домом напротив всего 38 метров. Что есть поблизости? С одной стороны двора — проезжая часть и огороженные земли бывшего совхоза. С другой — пивная и рынок. И за то, что мы хотим сохранить свой двор, на нас подали в суд?!
Виктория, представляющая интересы своей матери в суде, сейчас находится в отпуске по уходу за вторым ребенком — ее младшему, Мише, два с половиной года. Женщина отмечает, что за последние десять лет детишек во дворе стало заметно больше.
- Нам истцы на первом заседании предложили мировую, — говорит Виктория. — А я думаю, если мы сейчас скажем, что мы согласны, мол, стройте, это проблему не решит. Зато соседи будут нас проклинать. Ведь все выступили против этой стройки, собрано 113 подписей. Но в райисполкоме их принимать почему-то отказались
«Нужно было тебя пристрелить», — заявил охранник избитой пенсионерке
По словам Виктории Шалаевой, жильцов никто не ознакомил с проектом застройки придомовой территории, никто их мнения не спросил, не говоря уж о проведении общественных слушаний.
- Все началось примерно два года назад, когда я увидела в окошко, что какой-то молодой человек просверливает отверстия в наших тополях, — Ольга Николаевна теперь не сомневается, что это был «посланник» застройщиков. — Я выбежала во двор и спросила у него, что он делает. Ответил: «Проверяю состояние деревьев».
Пенсионерка сказала «экологу», что сообщит в райисполком об этих странных проверках, травмирующих насаждения. Молодой человек тут же исчез, а деревья стали усыхать. Жильцы пытались их спасти: замазывали отверстия глиной. Минувшей осенью приехала какая-то бригада и спилила несколько просверленных деревьев. Жителям дома сказали, что посадят здесь новые тополя. Но, скорее всего, таким образом просто расчищали площадку под строительство: 22 сентября во дворе неожиданно появилась тяжелая техника. Притащили вагончик-бытовку
- Они моему сыну свой вагончик чуть на голову не опустили, — вспоминает Виктория Шалаева. — Мы с ним как раз гуляли во дворе. Миша катался на велосипеде. Увидев, что во двор заезжает грузовик с подъемным краном, Миша бросил велосипед, а я пошла его подбирать. В это время кран начал опускать вагончик на землю. Хорошо, что Ольга Николаевна вовремя увидела, что Миша стоит прямо под этим вагончиком, и вытолкнула ребенка оттуда! Никаких предупреждений о том, что здесь будет стройка, не было вывешено.
Жильцы восьми подъездов домов № 14 и № 15 (расположены рядом), а также № 7 (напротив) высыпали на улицу и стали задавать строителям вопросы: что здесь возводят и кто это разрешил? Те приготовили подходящую версию для каждого.
- Мужчину, вышедшего в спортивном костюме, заверили, что здесь будет магазин спортивного инвентаря и одежды, — рассказывает Виктория. — Нескольким мамам с детьми сообщили, что строят магазин детского питания. Я удивилась: да у нас здесь поблизости пять точек торгуют детским питанием!
Молодым людям заявили, что тут будут продавать мобильные телефоны (аналогичных ларьков в квартале также немало), а возможно, появится пиццерия с автостоянкой, которая, по мнению строителей, «облагородит» придомовую территорию.
- Я склоняюсь к мысли, что все же планировалось возведение кафе, — рассуждает Виктория. — В суде заказчик показал нам рисунок — макет будущего здания, в котором предусмотрены два входа и два туалета, плюс автостоянка. В целом был выделен участок площадью 563 квадратных метра. Значит, если это здание построят, то расстояние от него до нашего дома будет 15 метров, а до дома № 7 вообще девять метров останется.
Жильцы сами попытались организовать общественные слушания, однако райисполком проигнорировал их приглашение и собранные против строительства подписи принять отказался. А в ночь с 6-го на 7 октября 2009 года застройщик приступил к активным действиям. Во двор въехал грузовик, груженный щитами, и из этих щитов какие-то люди стали быстро сооружать забор, огораживая территорию под строительство. Жильцы, среагировавшие на ночное движение во дворе, жестоко за это поплатились.
- Среди ночи я услышала душераздирающий крик: «Люди, родненькие, спасите, помогите!» — с ужасом в глазах рассказывает Ольга Тягляй. — Из своего окна (на седьмом этаже. — Авт. ) я увидела, что наша соседка Галя находится за этим забором и ее пинают ногами какие-то мужики! Гале 73 года! Я выскочила на улицу в чем была — в ночной рубашке и носках.
Ольга Николаевна оперлась на забор, пытаясь вызволить соседку, и вместе с незакрепленным щитком повалилась на огороженную территорию, где также была избита (справка из больницы о нанесенных ей ушибах имеется в судебных документах). На шум высыпал весь дом. Жильцы стали дружно «обрывать» телефоны милиции и скорой помощи. Стражи правопорядка явились спустя час.
- Когда прибыл «Беркут», рабочие опять погрузили щитки на машину и стали убеждать милицию, что вообще не устанавливали забор, — вспоминает Виктория Шалаева. — Это был третий приезд строителей в наш двор: до этого они появлялись здесь 22 и 24 сентября. Третьего ноября они даже увезли свой вагончик. Зато в иске насчитали 22 рабочих дня, якобы сорванные моей мамой и тетей Олей. Да ни мама, ни тетя Оля возле стройки не дежурили: мать еще работает, а Ольга Николаевна не боец: она инвалид II группы.
И правда, список болезней пенсионерки Тягляй занимает два листа. Ольга Николаевна призналась, что иногда ей не под силу выйти посидеть на любимой лавочке.
- У одного из мужчин, которые привезли щитки, был в руках пистолет. Я заметила, когда он меня бил, — со слезами на глазах вспоминает Ольга Тягляй. — Какой пистолет — боевой или газовый, не знаю, но все равно было страшно. Позже из документов, предоставленных в суде, я узнала название частной охранной фирмы, работники которой нас с Галей и отметелили. Когда приехал «Беркут» и пришел участковый, я показала им мужчину, у которого было оружие, а он предъявил правоохранителям сразу несколько удостоверений и разрешение на ношение оружия. Потом бросил из толпы в мой адрес: «Нужно было тебя пристрелить».
«Мы будем оспаривать решение сессии горисполкома: я потратил три года, чтобы получить все разрешения на строительство»
- Когда застройщики потребовали в суде наложения ареста на наши с Валентиной квартиры (моя, кстати, не приватизирована), с дочкой случилась истерика, — вспоминает Ольга Николаевна. — Света кричала мне: «Мама они же могут выбросить нас из квартиры!» Денег на адвоката нет ни у меня, ни у Валентины Ивановны. Дочери представляют наши интересы в суде. Несчастные наши дети страдают больше, чем мы
Светлана Тягляй от имени своей матери подала встречный иск, требуя прекратить производство по иску подрядчиков, вторгшихся на придомовую территорию без согласия жильцов. Обе ответчицы, собрав подписи жильцов своего дома, отправили коллективное обращение в горисполком. Городской голова Донецка Александр Лукьянченко объявил журналистам, что намерен защищать законные интересы территориальной громады.
- Двадцать третьего декабря 2009 года сессия горисполкома приняла решение об отмене предыдущего решения горисполкома (от 21. 11. 08) о выделении ООО «Донбизнесстрой» в аренду спорного участка земли под строительство магазина мобильных телефонов, — прокомментировал позицию городских властей Максим Ровенский, начальник управления по связям с общественностью Донецкого горсовета. — Основанием для решения сессии послужили и обращения жильцов, и отсутствие общественных слушаний. Закон «О местном самоуправлении в Украине» рекомендует проведение общественных слушаний. Органы местного самоуправления, в частности райсовет, перед началом строительства имеют право инициировать обсуждение с жителями целесообразности будущей стройки и учитывать их мнение при принятии решения. И в изменениях, внесенных в Закон Украины «О планировании и застройке территории» (от 1. 04. 2009 года), предусмотрено: что сам заказчик строительства обязан продемонстрировать проект будущего объекта жильцам домов, окружающих стройку, и провести общественные слушания. Это не было сделано.
- Я не юрист, а хозяйственник, и в законах ничего об обязательном проведении общественных слушаний не нашел, — заявил «ФАКТАМ» Вадим Хижняк, руководитель ООО «Донбизнесстрой» — фирмы, заказавшей возведение магазина во дворе дома № 14. — Я потратил три года, чтобы получить пакет документов на строительство. Три года платил налог на землю за данный участок. Кто теперь мне это компенсирует? На каком основании горисполком, ныне отменивший свое же решение, тогда выделил мне участок? Я намерен обжаловать решение сессии горисполкома в суде.
- Истец должен будет доказать в суде виновность ответчиц в каждом дне простоя, предоставив свидетелей, документы на каждый из указанных в иске дней, — прокомментировала донецкий адвокат Анна Панкова.
Напомним, в иске фирмы-подрядчика «УКРБIЛРОС» сказано, что ответчицы «ежедневно, на заре приходили на место проведения работ и разными способами блокировали работу строительной техники». Представители истцов, требующие у двух пенсионерок астрономические суммы, не нашли время на то, чтобы описать собкору «ФАКТОВ», каким образом две бабушки распугивали строителей и блокировали проезд техники.
- Как я уже упоминала, строители побывали на этой площадке лишь трижды, стройка не велась, — говорит Виктория Шалаева. — Во всех ответах на наши запросы (из прокуратуры, райисполкома, горисполкома и санэпидемстанции) написано: «Строительные работы не ведутся».
Однако представители подрядчика заявили ответчикам, что свой иск отзывать не намерены, и как бы между прочим сообщили, мол, на их счету уже есть иски, выигранные у жителей этого микрорайона, вздумавших бунтовать против застройки придомовых территорий. Несчастные женщины и сочувствующие им соседи расценивают судебный процесс как демонстративное запугивание.
418Читайте нас у Facebook