«Поглощение предприятия далеко не всегда сулит рейдерам золотые горы»
В нынешнем году в Украине выращен обильный урожай подсолнечника. Благодаря этому наша страна снова имеет все шансы подтвердить свой статус ведущего мирового экспортера семечек и подсолнечного масла.
Ожидается, что будет собрано 7 миллионов тонн семечек, из которых можно будет произвести около 3 миллионов тонн масла. А поскольку внутренняя потребность Украины в подсолнечном масле составляет 380-400 тысяч тонн, на экспорт уйдет около двух с половиной миллионов тонн этого продукта. Так что 2010-й маркетинговый год можно считать успешным для всей технологической цепочки — аграриев, переработчиков, экспортеров.
«Позитивные качества успешного бизнеса, к сожалению, могут обернуться определенными неприятностями»
Подсолнечное масло вывозится из Украины преимущественно морем. Причем наиболее выгодным с точки зрения логистики является Бердянский морской порт. Там работает один из лучших в Украине масличных терминалов — терминал компании «Агро-Класс». Он широко известен в мире как один из наиболее надежных и экологически безопасных украинских комплексов по перевалке растительного масла.
По словам директора компании «Агро-Класс» Александра Ласицы, терминал изначально проектировался как исключительно пищевой. Он оснащен специальными наливными рукавами, насосами, резервуарами, покрытыми тремя слоями пищевых красок, и другим оборудованием, необходимым для объектов такой специализации. Технология, применяемая на терминале, позволяет работать по принципу «вагон-резервуар» и «вагон-танкер». За час в танкер перегружают около 400 тонн масла.
Но лишь техническими характеристиками привлечь серьезного клиента невозможно, считает заместитель директора компании «Агро-Класс» Ирина Ласица:
— С нами работают в основном благодаря нашему безупречному имиджу и надежности, которую мы гарантируем партнерам. Мы даже в самые сложные времена не позволяли себе опускать планку качества.
«Агро-Класс» — единственный терминал, который даже в кризисном 2008 году осуществлял погрузку растительного масла. Остальным переваливающим терминалам в тот момент путь на рынки Европы временно был закрыт. Ведь у нас есть железный принцип — работать только с заводами, аккредитованными Институтом масложирпрома. Это и было гарантией качества для европейских партнеров.
Еще одна особенность терминала заключается в том, что он не принадлежит ни одной из компаний по производству подсолнечного масла. Такие компании, работающие в Украине, обычно строят подобные терминалы. И, естественно, предназначают их преимущественно для отгрузки масла собственного производства. А сторонних заказчиков эти терминалы обслуживают только после того, как удовлетворили все желания головной компании. Поэтому независимым производителям масла намного удобнее иметь дело с таким же независимым терминалом, который не входит в крупное объединение. В данном случае независимость — один из самых мощных и надежных камней в фундаменте успеха «Агро-Класса».
Такой подход к работе предоставил руководителям «Агро-Класса» еще одно преимущество перед аналогичными украинскими предприятиями — право выдавать расписки FCR (экспедиторская расписка в приеме груза. — Авт. ).
Данный документ — гарантия для зарубежных банков, подтверждающая, что в наших резервуарах находится масло наивысшего качества, для определенной компании и в требуемом объеме. Это своеобразный кредит доверия, который порой эквивалентен десяткам миллионов долларов. Если бы мы хоть раз не выполнили своих обязательств или выполнили не в полном объеме, наши FCR утратили бы силу.
Однако позитивные стороны качественного бизнеса, к сожалению, могут обернуться и определенными неприятностями. Вот уже два года «Агро-Класс» является объектом интереса «специалистов по недружественному поглощению», все старания которых по сегодняшний день так и не увенчались успехом.
«Когда закончился срок аренды причальной территории, у предприятия появился неожиданный конкурент»
В процессе своего развития каждое успешное предприятие рано или поздно достигает поставленных целей, становится узнаваемым, приобретает уважение, авторитет у коллег и связанные с этим проблемы. О судьбе компании начинают беспокоиться все, кто видит в ней потенциальный лакомый кусочек: депутаты различных уровней или бизнесмены, специализирующиеся на незаконном овладении чужими предприятиями.
— Только ни одни, ни вторые не понимают, что данный бизнес — специфический и его успех зависит исключительно от профессионализма, специальных знаний и опыта работающих на терминале людей, — говорит Ирина Ласица. — Если терминал не будет предоставлять услуги наивысшего, по международным стандартам, качества с соблюдением норм и методик перевалки, экологичности пищевого оборудования, то он превратится в груду металла с насосами. И те, кто намеревался заработать миллионы на данном бизнесе, останутся ни с чем, потому что «Агро-Класс» — это в первую очередь безукоризненная репутация, а уже потом технологические ноу-хау.
По словам Ирины Ласицы, в 2008 году, когда у компании «Агро-Класс» закончился срок аренды причальной территории в порту, на которой разместился маслоперевалочный терминал, руководству предложили «выгодно» продать бизнес.
— Естественно, мы не согласились и начали заниматься продлением договора аренды, — рассказывает Ирина Ласица. — В процессе оформления необходимых документов выяснили, что уже втянуты в судебный процесс. ООО «Оптимус» в одном из столичных судов столицы пыталось доказать свои права не просто на территорию в порту, на которой стоит терминал, но и на всё имеющееся там имущество. Третьей стороной в споре был Бердянский порт.
После того как «Агро-Класс» потребовал признать себя третьей стороной в судебном процессе, истец (ООО «Оптимус») на определенный срок просто исчез. Однако спустя некоторое время «Оптимус» снова заявил о себе. На этот раз с помощью народного депутата Украины Дмитрия Ветвицкого, который подал в соответствующие инстанции депутатский запрос с просьбой проверить деятельность терминала «Агро-Класс». По его мнению, предприятие якобы грубо нарушало целый ряд экологических норм и требований законодательства по охране труда.
Вскоре на предприятии начались проверки. Однако они не выявили нарушений, о которых говорилось в депутатском запросе.
В итоге частному терминалу продлили срок аренды участка в Бердянском порту до 2013 года. В Фонде госимущества сочли, что нет смысла менять арендатора, который в течение всего срока действия договора вовремя и в полном объеме вносил положенную плату.
«Попытки завладеть предприятием просто не имеют смысла»
Спокойный период работы компании продолжался недолго. Вскоре против нее был подан иск в Запорожский хозяйственный суд, который в самые короткие сроки наложил арест на имущество предприятия. При этом «Агро-Класс» даже не уведомили о дате судебного заседания.
— Мы так и не получили официального документа, из которого было бы ясно, что представляет собой фирма-истец и какие обязанности директора оговорены в ее уставе, — говорит Ирина Ласица. — Попросили только об одном: официально предоставить информацию о полномочиях директора, чтобы мы понимали, с кем работаем. Однако получить полный текст устава предприятия так и не удалось. Лишь однажды нам предоставили выдержки из этого документа, заверенные самим директором.
«Агро-Класс» был вынужден обратиться с апелляцией в Высший хозяйственный суд Украины. Этот суд отменил скоропалительное решение первой инстанции и обязал исполнительную службу разблокировать работу компании. Однако, к сожалению, исполнители, которые достаточно быстро выполнили решение областного хозяйственного суда, отнюдь не торопились подчиняться высшей инстанции.
— Мы подали в суд жалобу на бездействие государственной исполнительной службы, попросили признать это бездействие незаконным и снять все обеспечительные меры с имущества «Агро-Класса». Однако суд отказал нам в удовлетворении этой жалобы, — говорит Илья Костин, старший партнер юридической компании «Правовой Альянс».
Вместо этого вскоре было принято еще одно постановление об аресте имущества, аналогичное ранее принятому. Причем сделано это было очень быстро, буквально за один день. И снова данное решение было оперативно выполнено исполнительной службой.
А вскоре в помещение компании «Агро-Класс» попытались ворваться неизвестные люди. В это время руководители фирмы были в командировке, и в офисе находилась только секретарь Галина Холявчук.
— Сначала в дверь позвонил сотрудник компании-истца, — рассказывает Галина Холявчук. — Я ему открыла, и вдруг неожиданно в помещение попытались ворваться несколько парней спортивного телосложения. Естественно, я отказалась их впустить и попросила представиться и предъявить документы. Однако они отказались и попробовали ворваться в офис силой. Сначала они вталкивали меня внутрь помещения. Затем предприняли попытку вытащить меня на улицу. Действовали они бесцеремонно и с такой силой, что у меня на руках остались синяки. Они все вокруг крушили, сломали домофон.
По мнению Ильи Костина, в данном случае речь идет о достаточно типичной рейдерской атаке на успешно работающее предприятие:
— Если бы «Агро-Класс» не работал открыто и прозрачно, если бы нашлись какие-либо теневые схемы, в которых замешано это предприятие, то процесс разрушения бизнеса уже закончился бы. Нападающие применяют тактику втягивания предприятия в коловерть судебных процессов, пытаются подорвать его работу.
По словам Ирины Ласицы, на сегодняшний день терминалу ничего не угрожает. Предприятие работает стабильно, в полном объеме выполняя свои обязательства перед партнерами.
— К сожалению, рейдерство — достаточно распространенное явление в украинском бизнесе, и каждому успешному предприятию нужно быть начеку, чтобы эффективно защищать себя, — говорит Ирина Ласица.
Впрочем, нам не совсем понятна логика рейдеров. Даже если бы им удалось захватить наш терминал, они все равно не смогли бы вести на нем успешный бизнес. Ведь для эксплуатации терминала нужны высокая квалификация и опыт работы. А их нельзя отнять у нас вместе с оборудованием.
Кроме того, на рынке, где мы работаем, очень высоко ценится безупречная деловая репутация. Мы годами налаживали деловые связи и завоевывали авторитет у партнеров. И сегодня именно это позволяет нам вести успешный бизнес.
Поэтому, если даже предположить, что кому-то удастся захватить терминал, это не означает, что наш деловой успех автоматически перейдет к захватчику. Производители масла просто откажутся работать с партнерами, которые известны склонностью к рейдерским захватам. Кроме того, из-за отсутствия необходимой квалификации рейдеры не смогут обеспечить должное качество услуг.
В результате работа терминала развалится. Исчезнет успешно работающее предприятие, так и не принеся никакой выгоды своим незаконным владельцам. Зачем же тогда прилагать столько усилий для захвата имущества, от которого все равно не удастся получить никакой прибыли?
388Читайте нас у Facebook