ПОИСК
Життєві історії

«Как ловко школьники обвели нас вокруг пальца! Глядя в глаза взрослым, они хладнокровно солгали, что Алеша зацепился за стул, упал и… умер»

14:01 13 жовтня 2010
Інф. «ФАКТІВ»
Лишь спустя несколько дней после смерти старшеклассника в одной из школ Ровенщины выяснилось, что подросток погиб после того, как одноклассник несколько раз ударил его головой о стену

Ученик одиннадцатого класса Алексей Чигирь был инвалидом детства по зрению. В остальном он, по утверждению матери и врачей, был абсолютно здоровым. И к первому уроку 22 сентября Алеша принес в школу медицинскую справку, подтверждающую это. А после четвертого урока юношу нашли в классе мертвым.

«Учительница биологии, пытаясь привести в чувство Алексея, делала ему непрямой массаж сердца»

 — Алеша был очень способным, трудолюбивым, воспитанным мальчиком, — вспоминает заместитель директора по воспитательной работе Корыстянской школы Людмила Дячук-Лисовская.  — Мы никогда не слышали от него худого слова, он не грубил ни учителям, ни одноклассникам. Мальчик был уравновешенным и спокойным. Насколько нам известно, у него не возникало каких-то серьезных конфликтов с одноклассниками. Хотя Алеша на год старше своих сверстников, на вид был щупленький, невысокого роста. Он инвалид детства по зрению, однако от занятий физкультуры не был освобожден и занимался спортом практически наравне со всеми. Поэтому известие о том, что он умер от сердечно-сосудистой недостаточности, нас потрясло.

В тот злополучный день я оказалась в числе первых, кто был с Алешей сразу после случившегося. Кто-то из одноклассников прибежал в учительскую и сообщил, что Чигирю плохо. Схватив медицинскую сумку, я помчалась в кабинет украинского языка и литературы. Алеша лежал в конце кабинета и синел у меня на глазах. Учительница биологии, пытаясь привести его в чувство, делала мальчику непрямой массаж сердца. Кто-то еще — искусственное дыхание. Однако время шло, а у Алексея пульс не прощупывался. В ужасе озираясь по сторонам, я заметила на парте огрызок. Первая мысль: он подавился кусочком яблока. Я еще больше испугалась, потому что если это так, то, делая искусственное дыхание, мы еще дальше заталкиваем ему кусок яблока.

Понимая, что сами не смогут спасти школьника, учителя вызвали врачей из сельской амбулатории и районной больницы, а также позвонили в милицию и сообщили о случившемся матери Алексея Чигиря. К сожалению, прибывшим на место происшествия медикам спасти мальчика не удалось.

РЕКЛАМА

 — Я не спрашивала, а кричала детям: «Что здесь произошло?» — продолжает Людмила Анатольевна.  — Они выглядели шокированными, поэтому отложила допрос на потом. Тем более что в школу уже заходили милиционеры. Школьники сообщили им, что сразу после урока Алеша встал и направился к выходу. По дороге между рядами парт он зацепился за стул, пошатнулся, упал и… умер. Мы поверили, что произошло именно так. Дело в том, что это случилось, едва прозвенел звонок на перемену. То есть ребятам попросту не хватило бы времени поссориться или подраться. Ведь для спора нужно время! Да и признаков насильственной смерти мы не заметили. Неудивительно, что у нас сложилось впечатление, что это несчастный случай.

… В тот злополучный день в школу пришли 16 одиннадцатиклассников. Всего в классе учатся двадцать два ученика. Классный руководитель выпускников Алла Собко была дома. О случившемся ей сообщили по телефону. Алла Владимировна отправила своего мужа искать мать Алеши, а сама побежала в школу.

РЕКЛАМА

 — Когда пришла в школу, там уже была милиция, — говорит Алла Собко.  — Я слышала, как мои подопечные рассказывают им о случившемся. Около пяти вечера учеников отпустили по домам. Я не стала задерживать их. Школьники были напуганы и выглядели уставшими. На следующий день, 23 сентября, Алешу похоронили.

Тем временем по селу стали ходить разные слухи о причине смерти Алексея. Самой вероятной версией выглядела драка в школе, которая стала причиной трагедии. Хотя хватало и нелепых домыслов.

РЕКЛАМА

 — Эти слухи нужно было срочно прекратить, — продолжает классный руководитель.  — На третий день после случившегося, уже была пятница 24 сентября, я собрала в классе учеников, чтобы основательно во всем разобраться. Руслан Назаренко (имя изменено.  — Авт. ) мог иногда подшутить над Алешей, поэтому я спросила школьника, не было ли какого-нибудь конфликта в тот день между ним и Алексеем. Руслан заметно занервничал и сообщил, что ничего такого не было. Я даже корила себя, что напрасно подозреваю парня, и перед всем классом попросила у него прощения. Дело в том, что Руслан тоже инвалид детства. У него редкое заболевание крови. Однако если Алеша был маленький и щупленький, то Руслан, наоборот, высокий и крепко сложенный мальчик. Так как у Руслана проблемы со здоровьем, я боялась, что своими подозрениями могу ему навредить. Предложила детям: если виновных в смерти Алеши Чигиря нет, то мы должны прийти к его маме и честно обо всем рассказать. Успокоить женщину, а заодно — прекратить всяческие слухи.

«В свидетельстве о смерти было написано, что сын умер от сердечно-сосудистой недостаточности. Но он никогда не жаловался на боли в сердце!»

К тому времени мама Алеши Чигиря Наталья Леонтьевна немного пришла в себя после похорон сына и стала самостоятельно выяснять обстоятельства его гибели.

 — Сынок был моим первым помощником, моей опорой, — признается женщина.  — У нас с Алешенькой никогда не было секретов друг от друга. Но, к сожалению, мы почти не говорили о его делах в школе. Сынок хорошо учился, и я считала, что других проблем в школе просто не может быть. К тому же классный руководитель уверяла, что ее класс очень дружный.

Сегодня не могу спокойно смотреть на вещи Алеши, заходить к нему в комнату. У меня сразу начинается истерика. Запрещаю мужу и старшему сыну перекладывать его вещи. Пусть все остается так, как оставил Алешенька.

Знаете, я ведь не помню похорон. Когда узнала, что моего сыночка больше нет, потеряла сознание. Немного придя в себя, прочла свидетельство о смерти сына, где черным по белому написано, что он умер от острой сердечно-сосудистой недостаточности. Но мой сын никогда ни на что не жаловался, тем более на боли в сердце! Хотя Алешенька родился семимесячным — всего два килограмма, — он очень быстро набрал вес, а впоследствии ничем не болел.

Не только я этому удивлялась, но даже педиатр. Единственный его недостаток — это плохое зрение. Алеша с раннего детства носил очки. Как раз накануне его смерти мы прошли медосмотр. Наш педиатр осмотрел сына, сказал, что все в порядке, выдал справку, что он здоров, и направил к окулисту. А вот окулист нас расстроил. Доктор сообщил, что зрение ухудшилось, и отругал Алешу, предположив, что тот много времени проводит у компьютера. Дома я сказала сыну, что больше не позволю подолгу засиживаться за компьютером и пригрозила, что даже буду отключать в доме электричество. Алеша засмеялся и пообещал сократить время.

Я не верила во внезапную смерть сына и поставила себе цель разобраться в причине его гибели. А тут еще по селу поползли невероятные слухи. Решила встретиться с несколькими родителями одноклассников Алеши и попросила помочь мне узнать правду. Вскоре я выяснила, что именно произошло в тот злополучный день.

Наталья Чигирь очень благодарна однокласснику погибшего сына Владу Чернышу. Выяснилось, что школьник сказал неправду, когда давал показания правоохранителям, однако не смог спокойно лгать, глядя в глаза матери Алеши. Он признался, что Руслан Назаренко несколько раз сильно ударил Алексея головой о стену, после чего тот сполз на пол и больше не встал.

 — Я позвонила сотруднику Корецкого райотдела милиции Анне Домешко и попросила ее снова вызвать на допрос всех свидетелей трагедии, — продолжает Наталья Чигирь.  — Сказала, что знаю другую причину случившегося, и требовала провести повторную судмедэкспертизу. Полагаю, что предварительный диагноз смерти либо ошибочный, либо ложный.

Пока женщина разговаривала по телефону с милицией, к ее дому направлялась группа одноклассников сына вместе с классным руководителем. Однако они так и не дошли к Наталье Леонтьевне…

«Назаренко сказал Чигирю: «Либо даешь 20 гривен, либо будем серьезно драться… »

 — На третий день после случившегося, в пятницу, мы с девчонками решили во всем разобраться, — вспоминает одноклассница погибшего школьника Мария Панчук.  — Собравшись в классе, стали вспоминать, что произошло в тот день. После урока украинского языка должна была быть сложная самостоятельная работа по математике. Помню, когда прозвенел звонок на перемену, мы с девчонками не выходили из класса, а сразу достали учебники по математике и, не теряя времени, стали готовиться. Я четко слышала за спиной, у последней парты, потасовку между мальчишками, однако не обратила на это внимания. Вообще-то у нас частенько бывали потасовки. Ребята могли потолкаться между собой, но серьезные драки происходили крайне редко.

Мальчишки шутили над Алешей Чигирем, и мне не раз приходилось за него заступаться. Чигирь был такой безобидный и добрый, что все подколы одноклассников переводил в шутку. А тогда, накануне урока украинского языка, Чигирь в потасовке с Назаренко ударил товарища в пах. Назаренко сказал, что Чигирь «попал по-крупному»: «Либо даешь за это 20 гривен, либо будем серьезно драться». Алеша выбрал последнее. Но тут прозвенел звонок, и мальчишки пошли на урок. Поэтому, как только прозвенел звонок на перемену, сразу же после урока украинского языка, Назаренко схватил Чигиря и с силой ударил несколько раз головой о стену. Алеша упал и не подавал признаков жизни. Руслан испугался. В это время в классе находились всего пару человек — мы с подружкой на первой парте и несколько мальчишек. Они попросили нас сбегать за помощью. Когда мы выбежали из класса, ребята договорились между собой, что Алеша зацепился за стул, упал и умер. Именно такую версию позже они стали рассказывать всем.

Как только мы разобрались в случившемся, в класс вошла Алла Владимировна. Она попросила нас сходить к маме Чигиря и обо всем ей рассказать. Мы согласились. Однако, как только на улице ребята завели об этом разговор, Руслан Назаренко побледнел, упал на землю и забился в судорогах. Алла Владимировна ужасно испугалась и вызвала скорую помощь.

Сначала Руслана Назаренко увезли в Корецкую районную больницу, затем — в столичный Охматдет, где он находится по сей день. Его одноклассникам пришлось заново давать показания правоохранителям. На этот раз — истинные.

Преподаватели Корыстянской средней школы наконец узнали всю правду. Класс Аллы Собко, где произошла трагедия, считался самым лучшим в школе, самым дружным. Однако оказалось, что учителя знали о своих подопечных далеко не все.

 — Раньше они никогда не лгали, а случись беда у кого-то из одноклассников, всегда спешили на помощь,- говорит классный руководитель Алла Собко.  — Не было такого: «Не хочу», «Не буду». Все делали вместе, дружно. Этих детей я воспитываю с пятого класса. Они мне очень дороги. Я знаю о них практически все. До сих пор не укладывается в голове, что они могли такое натворить. Ведь свидетели драки не только не воспрепятствовали ей, а еще и нагло врали, спокойно глядя нам всем в глаза. Всем нам это должно послужить уроком — безобидные, на первый взгляд, разборки между детьми могут привести к трагедии.

Прокурор Корецкого района Алексей Парфенюк признался, что первый раз в жизни дети так жестоко его обманули.

 — Надо же, как ловко школьники обвели нас вокруг пальца! — восклицает Алексей Сергеевич.  — Ведь мы поверили тому, что мальчик умер внезапно. За несколько минут школьники обо всем договорились, а потом, спокойно глядя в глаза взрослым, хладнокровно солгали. Все они повторно дали показания. Руслан Назаренко до сих пор находится на лечении в столичной больнице, поэтому показания у него брали там же. Школьник утверждает, что не трогал погибшего Алексея Чигиря. Видимо, парню еще не известно, что его одноклассники уже честно обо всем рассказали.

Сегодня идет проверка всех обстоятельств смерти школьника. Если станет понятно, что именно драка повлекла смерть Алексея Чигиря, то Руслану Назаренко не избежать уголовного наказания.

 — Я хочу, чтобы Руслан пришел ко мне покаяться, — признается Наталья Чигирь.  — Может быть, тогда мне не так тяжело будет переносить утрату Алешеньки.

 — То, что драка между школьниками была, — уже доказанный факт, — говорит прокурор Алексей Парфенюк.  — Гистологическая судмедэкспертиза покажет, есть ли причинная связь между смертью и дракой, иными словами, умер ли школьник именно из-за наносимых ему ударов. В школу направлено предписание руководству и учителям, чтобы они навели порядок в школе и обеспечили детям безопасность обучения.

Фото автора

928

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів