Украине готовят второй Голодомор?
Парламент готовится отменить мораторий на продажу последнего актива народа — землю. Этот шаг может привести к гуманитарной катастрофе в Украине. Землю выкупят 60 крупных агрохолдингов, которые сейчас владеют ею на правах аренды. Но большей частью на нее будут претендовать мощные ТНК, пишут в газете «Новой»
«После Второй мировой войны Аргентина практически кормила Европу, была известна как «житница мира». Крупного рогатого скота и пшеницы было вдоволь, чтобы прокормить нашу страну и другой континент. Так что же случилось? Почему многим людям не хватает продовольствия, а некоторые даже заканчивают поеданием отбросов? Да, Аргентина осталась житницей мира, но кое-что изменилось. Несколько больших транснациональных корпораций, таких как «Бенеттон», купили сотни тысяч акров сельхозземель… Продавать аргентинскую сельхозпродукцию в Аргентине стало плохим бизнесом. Зачем продавать килограмм мяса на внутреннем рынке за 17 песо, если его можно продать в Испании за 17 евро (1 евро равен 3,5 песо)? Все это в сочетании с высоким уровнем безработицы, низкими зарплатами и высокими ценами на продукты постепенно привело к тому, что в стране фактически начался голод».
Доморощенные неолибералы
Эта цитата — отрывок из записи в дневнике блоггера Ferfal. Он пережил кризис в Аргентине 2001 г. и описал хаос, в который погрузилась его страна. Насилие и голодная смерть стали обычным явлением тогдашней Аргентины. Всего за полгода число погибших составило десятки тысяч человек.
При чем здесь Украина, спросите вы? Связь заключается в схожести обстоятельств, которые привели Аргентину к катастрофе, а нашу страну неуклонно подводят к ней.
Реформы в Аргентине начались под руководством МВФ как условие получения дешевых кредитов. В 1991 г. правительство отказалось от протекционизма, ослабило госрегулирование, привязало песо к доллару, провело приватизацию госпредприятий, снизило пошлины на импорт и облегчило вход на внутренние рынки транснациональным компаниям.
Первые результаты принесли поступление иностранных инвестиций и рост производства. Но доли внутренних рынков неуклонно сокращались; продукция отраслей, где себестоимость производства была выше мировой, в условиях отсутствия господдержки, стала неконкурентоспособной по сравнению с импортной. Быстро рос внешний долг. Вместе с ростом импорта это вызвало нехватку валютных поступлений. Внезапно страна оказалась перед лицом крупнейшего в мировой истории дефолта. В качестве условия для стабилизационного кредита МВФ потребовал сбалансировать госбюджет: провести меры жесткого урезания социальных выплат, что и было сделано. Так как внутренний агрорынок существенно сократился, начался безудержный рост цен на продукты. Некогда процветавшую страну захлестнула тяжелейшая экономическая депрессия. Начались перебои с подачей воды и электроэнергии в городах. Аргентина окунулась в насилие: голодные бунты, погромы магазинов и супермаркетов, грабежи и убийства на улицах. Жизнь людей превратилась в борьбу за выживание.
Ко всему этому Аргентину привело слепое следование рекомендациям МВФ. Реформы были неолиберальными. Они заключались в лишении государства права вмешиваться в экономические процессы. Государство самоустранилось, его регулирование свелось к монетарным механизмам влияния на экономику. Изменения к «лучшему» выразились в сокращении программ социального обеспечения, снижении курса национальной валюты, снятии ограничений на экспортно-импортные операции, отмене государственных субсидий, приватизации госпредприятий и т. д. Они были выгодны мировой финансовой олигархии, которая стремилась выкачать из Аргентины деньги. Для этого ей нужен был приход ТНК на внутренние рынки, и чтобы этому не мешало слабое, погрязшее в долгах правительство.
«Реформы», проводимые сейчас в Украине, идентичны аргентинским; они такие же неолиберальные. Социальные программы урезаются, тарифы на услуги ЖКХ растут, и субсидии не решают проблемы. Украина стоит на пороге демонтажа социальных сфер — перевода медицины, образования, коммунальной сферы на коммерческие рельсы. В экономике все делается в угоду крупному бизнесу. Правительство наращивает госдолг и предпочитает действовать монетарными рычагами, печатая банкноты и удерживая жесткую привязку гривни к доллару.
Все это — строго по тем же рекомендациям МВФ. К слову, на заметку нашим рулевым: президент Аргентины Карлос Менем бежал из страны, а «архитектору» реформ министру экономики Доминго Кавалло запретили покидать Аргентину. Правительство неолибералов провалило свой курс и с позором ушло в отставку.
Экспорт и голод
Как уже упоминалось, в аргентинском кризисе существенную роль сыграл рост цен на продукты питания. В Украине складывается похожая ситуация. Иногда сообщения информагентств напоминают сводки с поля боя: сначала подорожала гречка, потом молоко, яйца, хлеб, сыры, рис, подсолнечное масло и ряд других продуктов. Ходят слухи, что существенно увеличится стоимость картофеля, лука, моркови, хотя в осенний период цены на эти овощи обычно снижаются.
Так как рядовой украинец тратит на продукты питания более половины доходов, рост цен на них существенно влияет на общий уровень инфляции. По данным Госкомстата, инфляция в сентябре составила 2,9% — максимальный показатель с 1998 г. В целом с начала года цены выросли на 7,9% и к концу года могут достичь 10,5%. Тем не менее эксперты называют данные Госкомстата слишком оптимистичными. В оппозиции добавляют, что власть намеренно скрывает реальные темпы роста цен накануне местных выборов и в ожидании ноябрьского транша МВФ. В реальности к Новому году инфляция может достичь уровня 30% и более. А с началом зимы-2011 украинцев ждет глобальное подорожание, в первую очередь на продукты питания.
Нынешний рост цен обычно оправдывают либо неурожаем в этом году, либо мировым повышением цен. В первом случае, действительно, неблагоприятные погодные условия привели к уменьшению урожая ряда акультур. Например, на сегодня собрано 28,7 млн т зерна, что на 21,4% меньше, чем за аналогичный период 2009 г. В целом урожай зерновых в текущем году составит 40 млн т, в итоге урожай будет на 13% меньше, чем в прошлом году. Однако уборка некоторых культур обнадеживает. Так, кукурузы собрано в 26,5 раза больше, чем в прошлом году, сахарной свеклы — в 12,8 раза больше, чем на аналогичную дату прошлого года, и в 42 раза больше подсолнечника.
Таким образом, населению Украины основных продуктов агропрома как бы должно хватить. Гораздо хуже может отозваться мировая конъюнктура. Рост цен на продовольствие в мире в последнее время стабилен, а с августа он ускорился еще больше. Причина — отказ России экспортировать зерновые из-за неурожая, вызванного засухой. По данным Food and Agriculture Organization (FAO), продукты питания в мире в этом году подорожали в среднем на 6-7%. В Европейском Союзе хлеб подорожал приблизительно на 17%, мясо — на 15%. Цена на молоко выросла приблизительно на 10%. Многие развивающиеся страны боятся продовольственного кризиса 2007-2008 гг. Тогда цены на рис за два года выросли более чем втрое, на пшеницу — в 2,3 раза, на кукурузу — в 2,2 раза, на сою — вдвое. Перебои с продовольствием были зафиксированы в Мексике и Бангладеш, а из-за голода на Гаити и Мадагаскаре были совершены правительственные перевороты.
Мировой рост цен на продовольствие влияет на Украину самым прямым образом. Экспортировать продукцию выгоднее, чем поставлять ее на внутренний рынок. Тем более, если есть чуть ли не ажиотажный спрос на нее. В погоне за сверхприбылями украинские экспортеры могут вымести из страны весь ее продовольственный запас. Это вызовет стремительный рост цен на продовольствие. И, как следствие, многие продукты питания станут для граждан недоступными. Здесь все будет зависеть от позиции руководства страны. Если оно уступит давлению «мировой общественности» и откроет границы, Украину постигнет участь Аргентины.
Земля из-под ног
Украина выделяется тем, что является одной из ведущих стран мира по запасам черноземов (по оценкам экспертов, около 25%). При этом они считались лучшими по своим физическим, химическим, агрохимическим и минералогическим свойствам. И этот невосполнимый стратегический и последний ресурс народа отдан в распоряжение кучки людей, которые могут принять роковое решение.
Парламент принял решение продлить мораторий на продажу сельхозземель до 1 января 2012 г. Однако уже подготовлен пакет законов о регулировании рынка земли, который, по словам президента, будет принят в начале 2011 г. Это означает, что мораторий будет досрочно снят, скорее в следующем году.
Из чуть более 60 млн га земли на сегодня в Украине около 25 млн га пашни, около 3 млн га было утеряно по ряду причин. Из этих 25 млн га около 60% — черноземы. Еще лет 20-30 назад они были действительно хороши. Настолько, что во Вторую мировую немцы снимали почву и эшелонами вывозили ее на Фатерлянд. Со времен независимости земли плохо удобрялись, что привело к снижению содержания гумуса в украинских черноземах, то есть их разрушению. Эрозия и разного рода экологические катастрофы тоже сделали свое дело — на сегодня деградированными считается до 10 млн га земель.
И все же даже такая изношенная земля станет предметом самой ожесточенной борьбы. Известны ожидаемые прибыли от перепродажи земли — около $40 млрд. Но вот кто станет ее собственником? В Украине почти не осталось свободной земли сельхозназначения — до 90% ее распахано. Около 75% фонда формально в собственности крестьян, до 15% управляют агрохолдинги, остальное — в руках у спекулянтов.
Земля крестьянам, конечно, не достанется. Ее выкупят 60 крупных агрохолдингов, которые сейчас владеют ею на правах аренды. Но большей частью на нее будут претендовать мощные ТНК.
Обозреватель The Guardian Джон Видал так описывает намерения ТНК по поводу земель в бедных странах: «Захват с/х земель в бедных странах богатыми странами и транснациональными корпорациями ускоряется в угрожающих масштабах. Только за последние шесть месяцев захвачены территории в половину площади европейских с/х земель. По меньшей мере 30 млн га приобретены для выращивания продуктов питания для таких стран, как Китай и страны Персидского залива. Согласно отчету ООН, такая тенденция ускоряется и может ослабить способность стран прокормить самих себя».
На сегодня в украинском АПК присутствие иностранного капитала минимально. Преимущественно это россияне, а также группа Morgan Stanley (земельный банк — 40 000 га). Однако оно резко усилится после снятия моратория. Мощные агропромышленные группы будут поставлять продукцию преимущественно на экспорт. Внутренний рынок Украины они игнорировать полностью не будут. Однако потребителям придется довольствоваться дешевыми продуктами — генномодифицированной и химизированной пищей.
Все не так плохо?
Миллионы голодающих украинцев на самых плодородных черноземах мира. Родная земля, на которую они глядят из-за колючей проволоки, натянутой новыми хозяевами… Такая картина не пригрезится и в дурном сне. К счастью или сожалению, судьба украинской земли в руках политиков, недавно пришедших к власти. Они должны понимать, что, продав иностранцам землю под ногами, они тут же лишатся силы — компрадоры никогда не владели подлинной властью.
Возможно, в команде президента это понимают. Отражение сомнений — предложение Минагрополитики создать новый государственный орган — Фонд оптимизации сельскохозяйственного землепользования. Принятие документа — одно из условий отмены моратория на продажу земель сельхозназначения. Фонд будет госоператором рынка земли, он сможет выкупать ее у граждан и продавать ее другим гражданам и юридическим лицам. Фонд будет иметь приоритетное право выкупа наделов сельхозназначения наравне с арендаторами этих земель (сейчас такое право есть только у арендаторов). Законопроект предлагает ввести ограничения для покупателей земли — ими могут быть только граждане Украины, имеющие профильное образование или опыт работы в АПК, а также фермерские хозяйства и другие юридические лица, занимающиеся сельхоздеятельностью.
Остается надеяться, что этой меры окажется достаточно. А для рядовых граждан подспорьем станут индивидуальные хозяйства. Возможно, те самые 10-20 соток спасут Украину, как это было в голодные 90-е. Они же, на случай аргентинского сценария, станут экономической основой социальной стабильности.
Даже сейчас индивидуалы могут обеспечить население большинством продуктов питания. Например, в поставках сырого молока (а это сыр, творог и масло) они преобладают над крупными фермами в соотношении 70% к 30%. Они только свиней выращивают в два раза больше, чем свинофермы, а птицы — в полтора. Индивидуальный сектор выращивает почти весь картофель в стране и большинство овощей, которые мы едим. Если будет выгодно, они примутся за пшеницу, ячмень, подсолнух и прочие культуры.
Не крупные агрофирмы, а индивидуалы — настоящие кормильцы страны. Пока они есть, Украине голод не страшен. Конечно, горожанам непросто. Им приходится ежедневно есть нездоровые продукты, произведенные по «передовым» технологиям. Но если имеется автомобиль и родственники в селе, эта проблема решаема. Впрочем, у «безлошадных» тоже есть варианты — поход на рынок или поездка на автомобиле в складчину. Выход, если захотеть, всегда найдется.
1819Читайте нас у Facebook