ПОИСК
Життєві історії

Во время чистки колодца мужчина поскользнулся, провалился в песок и застрял на 17-метровой глубине, где провел больше 10(!) часов

13:17 14 жовтня 2010
То, что 52-летний житель Черкасской области выжил, врачи и спасатели называют настоящим чудом

Жителя села Рецюкивщина Николая Шандыбу все в районе знают как опытного копателя колодцев. И немудрено, ведь он занимается этим с детства. Еще будучи мальчишкой, Коля постоянно ходил с отцом (тоже копателем колодцев) на работу. Поэтому, когда сестра супруги попросила его помочь вычистить колодец в ее дворе, Николай с энтузиазмом взялся за дело. Заметив, что кольца в нем сместились в сторону, он решил попробовать аккуратно поставить их на место. Но это у него не получилось… Внезапно Николай поскользнулся — и в следующую секунду оказался по пояс в мокром песке.

*Николай Шандыба (на фото) с супругой и внуками. «Каждый день благодарю Бога за то, что мужа спасли», — говорит жена Любовь.

«Песок сдавливал все тело, мне было очень тяжело дышать»

Утром, в день ЧП, Николай Шандыба проснулся с тяжелым сердцем. Ночью ему приснилось, будто он спускается в колодец, а выбраться из него не может. Выходя из дому, Николай рассказал о странном сне жене. «Может, не ездил бы сегодня к Оле, — предложила супруга.  — Вдруг это какой-то знак? С четверга на пятницу все-таки». Но Николай отмахнулся: мало ли что приснится? Пятница — не воскресенье, работу никто не отменял. И отправился в соседний город Золотоноша.

 — Для меня тоже выдалась непростая ночь, — делится воспоминаниями Ольга, хозяйка дома, во дворе которого находится злополучный колодец.  — Я почему-то просыпалась каждые полчаса. Еще подумала: к чему бы это?.. Коля пришел к нам около восьми часов утра, когда я как раз заканчивала жарить котлеты. Позвала его позавтракать, но он отказался: «Выполню работу, тогда и поем. Не заслужил еще». Он чистил колодец несколько часов. А потом решил поправить сдвинувшиеся кольца. Все это время мы с ним переговаривались, а потом он почему-то затих. Мы испугались: «Николай, что там такое?» — «Да ничего, — прокряхтел он в ответ.  — Вылезать пора». С помощью троса мы подняли на поверхность ведро и лопату. Потом начали вытягивать и Колю. Но у нас ничего не получалось.

РЕКЛАМА

*«Сначала мы вместе с мужем сами пытались вытащить Колю, — вспоминает Ольга (на фото), хозяйка дома, во дворе которого находится злополучный колодец. — Когда же поняли, что нам это не под силу, позвонили спасателям».

Поняв, что с помощью троса не сможет подняться на поверхность, Николай пожаловался: «Кажется, меня засосало. Ноги засыпало песком, я не могу ими пошевелить».

РЕКЛАМА

 — Пытаясь освободить Колю, мы с мужем спустили в колодец деревянную доску, — продолжает Ольга.  — Приказав Николаю сесть на нее, опять начали тянуть. Но все было бесполезно. Потом спустили ему еще и лопату, чтобы он попробовал себя откопать.

 — Какое там откопать?! Я даже пошевелиться не мог! — восклицает Николай Шандыба.  — Все произошло очень быстро. Помню, поправлял кольцо колодца, как вдруг из-под него посыпался песок, и я, поскользнувшись, застыл в какой-то неестественной и ужасно неудобной позе. Меня по пояс засыпало мокрым песком. Но, по сути, я стоял на одной ноге. Потому что вторая, которую придавило кольцом, была приподнята вверх. Казалось, меня закатали в цемент. И все же я успокаивал себя: главное — не паниковать.

РЕКЛАМА

Плотный песок сдавливал мне всю нижнюю часть тела. Я попытался отгрести его руками, но ничего не получалось — рука угодила в плотную смесь. Становилось холодно — ведь я стоял в ледяной воде! Меня начало трясти, зуб на зуб не попадал. «Холодно, — закричал я, — вытягивайте меня быстрее!» Оля с мужем спустили мне лопату. Взяв ее в руки, начал разгребать песок. Я весь дрожал. Кое-как ухватившись за лопату, крикнул хозяевам, чтобы меня вытягивали наверх. Но, как только они попробовали это сделать, я чуть не взвыл от невыносимой боли в застрявшей ноге. И уже начал понимать, что так просто отсюда не выберусь.

 — А мы недоумевали: да что ж такое? — вспоминает Ольга.  — Совсем отчаявшись, позвонили «101». Прибывшие спасатели начали продумывать план действий. Спустили Коле страховочные веревки, приказали обмотать ими руки и поясницу. Приехал и врач, который сказал спускать застрявшему горячий чай. Но даже сотрудники МЧС не могли его вытащить.

 — Вот тогда-то я запаниковал, — признается Николай.  — Если уж спасатели не могут… Я начал молиться. Читал одну молитву за другой, а сам чувствовал, как замерзаю. Когда обвязался веревками и меня вновь попытались вытянуть, затрещали ребра. А нога — тресь, тресь, тресь. Бр-р, жуткое чувство, — передергивает плечами мужчина.  — Начала болеть грудная клетка. Но самым ужасным было даже не это. Главная проблема заключалась в том, что заканчивался воздух. И хотя, находясь на 17-метровой глубине, я видел проблески дневного света, кислорода катастрофически не хватало. Я жадно хватал ртом воздух, со страхом понимая, что он вот-вот может закончиться. В какой-то момент все поплыло перед глазами. Закружилась голова, засосало под ложечкой. И вдруг я увидел… отца. Моего родного отца, который умер много лет назад. Он стоял прямо передо мной и смотрел в глаза. «Держись, сынок, — сказал папа, — ты должен выжить». В следующую секунду он словно испарился. А мне вдруг стало легче дышать — откуда-то появилась струя воздуха. И я понял, что выживу.

«В какой-то момент спасатели совсем отчаялись: «Либо оставляем его в колодце, либо там остается его нога… »

 — Мы к тому времени уже совсем отчаялись, — вспоминает Ольга.  — Спасатели вызвали на помощь эмчеэсовцев из Черкасс. Оценив ситуацию, решили позвать копателей колодцев, которые хорошо знают, как они устроены. На вызов приехал молодой парень Саша Никулин. Не раздумывая, он сразу же полез вниз спасать Колю.

Оказавшись в колодце, Саша понял, что вытянуть Николая будет непросто. Прежде чем начать освобождать его ногу из-под кольца, надо было хотя бы ее увидеть. Попросив лопату, парень начал разгребать песок.

 — В колодце было нечем дышать, — вспоминает Ольга.  — Из-за этого Саша несколько раз просил поднять его на поверхность. Удивительно, как только наш Коля смог пробыть там десять часов!

 — А ведь мне после того видения стало легче, — признается Николай.  — Прямо мистика какая-то. Я чувствовал, что отец рядом и помогает мне. Саша Никулин все время меня подбадривал. Еще спускаясь в колодец, уверенно сказал: «Не переживайте — откопаем!» Хуже стало, когда меня снова попытались вытянуть наверх. Ногу так и не удалось высвободить, и получалось, что меня буквально разрывали на части. Сильно болели ребра. Вскоре врач спустил мне шприц с обезболивающим. Ни разу в жизни я не делал уколы, даже не знаю, как правильно держать шприц. А тут взял и через штаны сделал себе сразу два укола.

 — Помогло?

 — Не очень. Во всяком случае, боль не прошла. Только на сон потянуло и начало морозить. Чтобы я не потерял сознание, Саша все время со мной разговаривал. Меня уже тошнило от чая — за это время выпил несколько литров. Но врач настойчиво продолжал опускать мне чашки, чтобы я не замерзал. Тем временем Саша активно орудовал лопатой, и весь песок сыпался мне в чашку. А потом застревал между зубами и неприятно поскрипывал.

 — Растолкав удерживающих меня спасателей, я подбежала к колодцу и закричала: «Коля! Коля!» — рассказывает жена Николая Любовь.  — Когда услышала его голос, мне стало легче — значит, жив! Все это время я с ним переговаривалась, проверяя, не потерял ли он сознание. В какой-то момент спасатели совсем отчаялись. «Здесь вариантов, к сожалению, только два: либо оставляем его в колодце, либо там остается его нога. Стопа застряла намертво, нам ее не вытащить». Что делать? Я написала расписку о том, что согласна на все, лишь бы только Колю вытянули. Без ноги так без ноги, лишь бы живой остался! Мужу я, конечно, ничего об этом не сказала.

 — Да я сам понимал, что могу остаться без ног, — машет рукой Николай.  — Мне уже было все равно. На улице потемнело, спасатели светили в колодец фонариком. Наконец-то Саша откопал мою ногу и разрезал сапог. После этого меня опять начали тянуть. Помню, снова затрещали ребра и… все. Очнулся в больнице под горячим душем.

 — Такой случай в нашей практике произошел впервые, — рассказал «ФАКТАМ» заместитель начальника Золотоношского райотдела МЧС в Черкасской области Ростислав Пидложевич.  — Первое, что мы сделали, приехав на место ЧП, — опустили пострадавшему страховочные ремни. Несмотря на 17-метровую глубину, он хорошо нас слышал и следовал нашим указаниям. Осложняло задачу то, что, во-первых, диаметр колодца был очень маленький и там с трудом помещались два человека, а во-вторых, засыпавший мужчину песок был очень плотный. Сначала мы хотели размыть его водой. Но, к счастью, вовремя позвали копателей колодцев, которые нас остановили. Оказывается, это могло привести к смещению грунта и поднятию уровня воды. Иными словами, мужчина попросту захлебнулся бы. Спустившийся туда Александр Никулин потом рассказывал, что изнутри весь колодец был в трещинах и в любой момент мог обрушиться. Мы уже готовились к худшему. И пошли на отчаянный шаг — разрезав мужчине сапог, решили вытягивать. Потянули, и произошло чудо — нога вышла целой!

«Когда утром мы позвонили в больницу, врач радостно сообщила: «Все нормально, уже пошел курить»

Николая Шандыбу срочно госпитализировали. К удивлению врачей, мужчина отделался переломом двух ребер. Еще он сильно промерз. Но уже на следующий день пошел на поправку.

 — Врачи сказали, что после четырех часов, проведенных в ледяной воде, как правило, наступает обморожение, — говорит Любовь.  — А Коле после десяти часов хоть бы хны. Сняв с него одежду, мы ахнули: все тело было в крупных вдавленных кружочках размером с пятикопеечную монету! Будто он пролежал на монетах. К счастью, на следующий день они исчезли.

 — Да о чем разговор! На следующий день Николай был уже почти как огурчик, — смеется Ростислав Пидложевич.  — После того как его госпитализировали, мы все очень переживали. Все-таки он перенес такой стресс! Когда же утром позвонили в больницу, врач радостно сообщила: «Все нормально, уже курить пошел». «Значит, точно идет на поправку! — обрадовался я.  — Вот это здоровье у человека».

- А сейчас как себя чувствуете? — спрашиваю у Николая.

 — Лучше всех! — бодро отвечает мужчина.  — Только нога, которую прижало кольцом, еще иногда опухает. Правда, я сам виноват — на четвертый день удрал из больницы, не закончив курс лечения.

- Зачем?!

 — Дома тепло, хорошо, — улыбается мой собеседник.  — А что мне делать в холодной больничной палате? Кстати, на следующий день после выписки я отвез жену на велосипеде в райцентр и обратно.

- От стресса уже отошли? Испугались ведь тогда не на шутку…

 — Да я потом уже думал: ну и черт с ним, останусь в колодце, буду воду подавать, — шутит Николай.  — А если серьезно, то уже успокоился. Даже ни разу колодец не снился.

 — Зато нам снился! — в комнату забежала маленькая девочка лет шести. Вслед за ней прибежали двое мальчишек. Девочка без раздумий кинулась Николаю на шею.  — Дедушка, не надо больше никуда от нас проваливаться. Мы тебя все очень любим, правда!

 — Наши внуки, — шепотом сообщила мне Любовь.  — Аня, Коля и их двоюродный братик Тимур. Сколько мы с ними всего пережили, страшно вспомнить. Их мама — жена нашего сына — разбилась в автокатастрофе, когда Анечке было всего три годика, а Коле полтора. Все это время сын растил их сам. А недавно он тяжело заболел — до сих пор лежит в больнице. Мы с Колей им теперь как родители. Каждый день не перестаю благодарить Бога за то, что мужа спасли. Спасибо Саше Никулину — такой молодой, а не побоялся спуститься в западню. Без него спасатели не справились бы. Кто знал, как устроен колодец? В тот вечер в суматохе мы даже не успели по-человечески его поблагодарить. А на следующий день просто не смогли Сашу найти. Его телефон, который взяли из объявления в газете, потерялся.

 — Мне ведь за несколько дней до случившегося еще один сон приснился, — вдруг вспомнил Николай.  — Будто еду на велосипеде по кладбищу и вижу гроб, в котором лежит незнакомая старушка. Вдруг бабушка встала. «Не ходи сюда, сынок, — говорит.  — Тебе еще рано». Проснулся в холодном поту.

- Николай, после такого случая вы, наверное, больше в колодец ни ногой?

 — Почему же? — удивляется Николай.  — Вот вы смогли бы отказаться от любимой работы? И я не могу. Я ведь колодцами всю жизнь занимаюсь. Только отныне туда, где кольца не скреплены цементом, больше не полезу.

- А как же это проверить? Кольца-то внутри.

 — Ну как? — хитро улыбается мужчина.  — Спуститься вниз и посмотреть…

Фото автора; с сайта segodnya. ua

 

1135

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів