Налоговый кодекс значительно уменьшит расходы при продаже машин и фактически легализирует систему трейд-ин
Растаможка стареньких авто останется совершенно неподъемной
Принятый на прошлой неделе Верховной Радой новый Налоговый кодекс отменяет привычное для автомобилистов понятие транспортного сбора, который сейчас платится во время прохождения обязательного техосмотра. Налог будет теперь заложен в цену топлива. По словам экспертов, это весьма разумный шаг. Все должно быть по справедливости. Кто больше ездит, тот и больше платит за ремонт дорог. По прогнозам аналитиков, запланированное увеличение акциза на топливо может привести в следующем году к подорожанию бензина примерно на 50 копеек за литр (поднимутся в цене также дизель и сжиженный газ).
Нетрудно подсчитать, что для владельца «Ланоса», наезжающего ежегодно 10 тысяч километров, это выльется в дополнительные 500 гривен (при среднем расходе 10 литров на 100 километров пробега). Для сравнения: сейчас хозяин «Ланоса» за свои 1500-1600 «кубиков» платит всего 75-102 гривни транспортного сбора в год.
Если же говорить о владельцах дорогих и мощных авто, то здесь картина обратная. Сейчас при техосмотре представительского Mercedes с двигателем объемом 5,5 литра платится 2200 гривен транспортного сбора в год. А после замены налога на дополнительный топливный акциз хозяин «мерса» раскошелится на лишние 1500 гривен (при среднем расходе 15 литров на 100 километров и пробеге 20 тысяч километров в год). Иными словами, всех автомобилистов, по сути, уравняют в правах.
Правда, пока не совсем понятно, как будет решена судьба тех, кто начнет проходить техосмотр автомобиля в следующем году. Ведь транспортный сбор платится за прошедшее время. Следовательно, оформляя талон ТО в феврале 2011 года, владелец автомобиля будет рассчитываться с государством за десять месяцев 2009 года, за весь 2010 год, а также за два первых месяца 2011 года. Ясно, что 2011 год оплачивать уже не придется, а вот остальной «должок», как считают эксперты, страна водителям вряд ли простит.
Привычный транспортный сбор новый Налоговый кодекс оставляет лишь для новых и подержанных автомобилей, которые регистрируются в Украине первый раз. Налог, который платится только единожды, будет называться сбором за первую регистрацию транспортного средства. По большому счету, он уже существует, в кодексе лишь поменяли систему расчета его ставок. Если сейчас они прописаны для любого объема двигателя и возраста, то в новом кодексе есть разделение только по объему мотора, а по возрасту вводятся повышающие коэффициенты (см. таблицы).
Изменения в целом не принципиальные. К примеру, для десятилетнего Opel с двухлитровым движком сбор составит 8 тысяч гривен. Сейчас при первой регистрации такой машины приходится платить 10 тысяч гривен (хотя за старенькую Skoda с мотором 1,3 литра сбор как был 2600 гривен, так и остался). Главное в другом. С принятием нового кодекса растаможка подержанных автомобилей по-прежнему остается абсолютно неподъемной, а покупка таких авто в Европе лишенной смысла. Скажем, взяв в Германии тот же самый Opel 2000 года выпуска (мотор 2 литра) за три тысячи евро, в Украине за него придется доплатить почти шесть тысяч евро налогов, плюс упомянутый выше сбор. С учетом всех затрат цена машины превысит 13-14 тысяч долларов. Понятно, что гораздо дешевле купить аналогичное авто в Украине.
В течение года можно будет продавать любое количество машин
Впрочем, для простых автомобилистов в кодексе есть и действительно серьезные позитивные моменты. Так, по информации Всеукраинской ассоциации автоимпортеров и дилеров, при продаже машины ее хозяину вместо нынешних 15 процентов придется платить всего 1 процент от оценочной стоимости автомобиля. Причем ставка подоходного налога не зависит от количества проданных в течение года машин. Оформлять сделку разрешают как у нотариуса, так и через автосалон или другую фирму, имеющую право выписывать справку-счет. В последнем случае даже не требуется товароведческой экспертизы — оценку автомобиля фирма может сделать самостоятельно. А чтобы стоимость автомобилей откровенно не занижалась, вводится правило: оценка не должна быть ниже 25 процентов стоимости новой модели аналогичного авто в салоне.
Как вы понимаете, несложно спрогнозировать, что большая часть машин при продаже будет оцениваться именно по разрешенному законом минимуму. Если мы говорим о наиболее массовых авто вроде «Ланоса», то это порядка 20 тысяч гривен. Один процент от такой суммы — всего 200 гривен. Нам могут возразить, мол, и сейчас мало кто платит положенные 15 процентов подоходного. Даже после запрета проводить сделки по продаже бэушных автомобилей через биржи автомобильный рынок очень быстро нашел новый способ, как при оформлении купчей и уплате налогов уложиться в тысячу гривен. Но давайте не забывать о рисках. Есть немало примеров, когда продавцу автомобиля приходится потом отчитываться перед налоговой инспекцией. С вступлением в силу нового кодекса такая опасность исчезает.
Есть повод для радости и у автокомпаний. Налоговый кодекс фактически легализирует в Украине систему трейд-ин, когда, доплатив, можно обменять свой старый автомобиль на новый. Сейчас такая услуга существует, но автосалоны, по сути, лишь помогают клиентам продать их подержанные авто со своих торговых площадок. Выкупать у людей бэушные машины компаниям не выгодно, так как при последующей перепродаже приходится платить большой налог. По новым же правилам налог (НДС) окажется гораздо меньше, так как будет рассчитываться не со всей стоимости машины, а лишь с разницы между суммой ее покупки и продажи.
***
По словам специалистов, даже если Президент ветирует Налоговый кодекс и отправит его на доработку, это, вероятнее всего, никак не скажется на тех положениях, о которых говорится в статье.
Каким будет сбор при первой регистрации легкового автомобиля в Украине
Объем двигателя (см3) | Сумма (грн. ) |
До 1000 | 3 |
1001-1500 | 5 |
1501-1800 | 7 |
1801-2500 | 10 |
2501-3500 | 25 |
3501-4500 | 40 |
4501-5500 | 45 |
5501-6500 | 55 |
Свыше 6500 | 60 |
Коэффициенты для ставок сбора в зависимости от возраста автомобиля
Новые автомобили | 1 |
Авто до 8 лет | 2 |
Старше 8 лет | 40 |
Старше 8 лет (для электромобилей) | 3 |
Читайте нас у Facebook