ПОИСК
Події

«Меня спас рост. Если бы на моем месте оказался мужчина ниже, его голову раздавило бы, как арбуз» (фото)

20:31 23 грудня 2010
Інф. «ФАКТІВ»
В минувшую среду черкасские спасатели благополучно завершили необычную операцию по спасению рабочего, приваленного двухтонной глыбой земли. Поразительно, но мужчина, неподвижно простоявший на десятиградусном морозе два часа, не получил ни одного перелома и даже не простудился.

 — Пятнадцатого декабря в два часа дня наша фирма выполняла земляные работы для прокладки коммуникаций в центре Черкасс, — рассказал «ФАКТАМ» спасенный Сергей Иванов.  — Я стоял на дне котлована глубиной метра четыре. И вдруг заметил, как сверху начала съезжать огромная глыба мерзлой земли. Это было, как в замедленной съемке. Глыба с глухим гудением сползала. Я медленно поворачивался к ней спиной… Через секунду ощутил мощный толчок в спину. Ну, думаю, все! Конец…

«Боялся двух вещей — замерзнуть и задохнуться»

 — Приготовился умирать, — признается 32-летний Сергей.  — Успел только инстинктивно прижать руки к груди. Глыба толкнула меня в спину, но не завалилась на меня, а плотненько зажала в яме. Незажатыми остались только голова и руки. Ширина глыбы почти совпала с шириной ямы, была у/же ее сантиметров на тридцать. И вот в этом пространстве шириной тридцать сантиметров я остался стоять.

- Как же вы уместились в эти тридцать сантиметров?

 — Меня спас мой 186-сантиметровый рост. Я хоть и люблю поесть, но не толстый, средней комплекции. Если бы на моем месте оказался мужчина ниже, его голову раздавило бы, как арбуз. А мне удар пришелся на плечи. Полностью оценить ситуацию не мог, ведь стоял к глыбе спиной. Но голова, слава Богу, поворачивалась, и я увидел, что обломок земли возвышается надо мной еще на полметра.
От мороза земля закаменела, как бетонная стена. Только она была черного цвета. Земля казалась монолитной и неподвижной. Но я понимал, что глыба стоит на нестабильной почве — свежевскопанном дне траншеи. Одно лишнее движение — и неизвестно, как поведет себя порода. Глыба могла накрениться в мою сторону и просто меня раздавить.

РЕКЛАМА

Когда первый шок прошел, решил позвонить по мобильному, чтобы вызвать спасателей. Но телефон оказался зажатым в кармане штанов. Тогда я стал звать своих друзей-строителей, находившихся наверху котлована. Ведь то, что меня накрыло, они могли и не заметить. Те вызвали спасателей.
Я боялся двух вещей — замерзнуть, если меня будут долго спасать, ведь на улице был 10-градусный мороз, и задохнуться под тяжестью глыбы. Сдвинься она сантиметров на десять — и все.

- А одеты вы были тепло?

РЕКЛАМА

 — Да. Ватные штаны, фуфайка, на голове — капюшон. Но на таком морозе надо бы двигаться, а я не мог пошевелиться. Буквально чувствовал, как свежевскопанная земля, которая сначала была теплой, начала остывать. А со временем начал остывать и я…

 — Когда на пульт поступило сообщение о случившемся, на место происшествия выехало три спецмашины и два отделения спасателей, — рассказал «ФАКТАМ» командир отделения спасателей аварийно-спасательного отряда специального назначения МЧС Украины в Черкасской области Александр Васильковский.  — Заглянув внутрь, увидели, что в канаве возле канализационного люка торчит голова приваленного глыбой человека. Оказалось, что мужчину придавило двумя мерзлыми глыбами шириной 60-70 сантиметров и высотой около двух метров каждая. Мужчина был в шоковом состоянии. Губы синие. Лицо белое. Глаза круглые от испуга. Но живой…

РЕКЛАМА

Спросили: «Как ты себя чувствуешь?» Он сказал: «Я замерз, мне холодно». А «замерз» в таких ситуациях может означать все, что угодно. И то, что действительно замерз. И то, что у человека переломы. И то, что он в шоке и уже не осознает, что говорит. «У тебя что-то болит?» — спросили. «Нога вывернута и придавлена, — ответил.  — И онемела». Но он держался бодро, не стонал.

Парню повезло, что глыбы съехали и лишь придавили его. Подобраться к нему близко мы не могли. Оценив ситуацию, поняли, что огромные толстые куски разбивать перфораторами нельзя. Иначе все завалится. Тут надо было действовать по-другому.

«В любой момент порода могла начать двигаться»

- В чем была сложность ситуации?

 — В том, что мы не знали, как глыбы расположились внутри траншеи и что происходит в том месте, где стоит Сергей. В любой момент порода могла начать двигаться. Чтобы парень не пострадал, мы надели ему на голову каску и накрыли покрывалом. Мерзлая земля не кололась, не резалась. Мы стали резать глыбу бензорезаком и раздавливать ее гидравлическим домкратом кусками по 50-60 килограммов. Он поворачивал голову назад и подсказывал, куда можно вставить гидроножницы, нет ли движений породы изнутри, где откололся кусок.

- Как вы чувствовали себя эти два часа, пока вас спасали? — спрашиваю у Сергея.

 — Как человек, который понимает, что глыба земли может его раздавить в любой момент. Спасатели все время общались со мной, чтобы я не замерз и не впал в отчаяние. Когда я умолкал, отвечая на какие-то их вопросы, они меня теребили: «Сережа, как ты себя чувствуешь? Как дела?» Они здорово меня поддерживали. Утешало еще и то, что я как строитель видел: спасатели действуют грамотно. А ведь такие случаи происходят у них не каждый день. Предположительно, глыбы весили до двух тонн.

- Вас пытались как-то согреть, может, передавали чай?

 — Конечно! Приехали мои сотрудники и директор фирмы. Люди, прибежавшие к месту происшествия, принесли термосы с чаем. Но дотянуться до меня было невозможно.

 — Первую глыбу мы разрезали, раздавили и вытащили, слава Богу, без эксцессов, — вспоминает Александр Васильковский.  — Вторую вообще не имело смысла трогать. Да и это было опасно. Она находилась в непосредственной близости от пострадавшего. Мы залезли в яму. Там могло поместиться только два спасателя и пострадавший. Подкопали глыбу снизу. Потом наклонили и зажали ее с трех сторон двумя гидравлическими ножницами и подушкой, чтобы она не упала на Сергея.

- То есть опасность теперь была уже для всех троих?

 — Другого пути не видели. Мы освободили пространство между парнем и глыбой. Убедившись, что она устойчива, надели на Сергея спасательный пояс, и спецмашина, стоявшая неподалеку от ямы, стала медленно тянуть его наверх лебедкой.

«Когда Сергея вытащили, люди стали аплодировать»

 — Парня подняли на поверхность. Все закричали: «Ура!» — продолжает Александр Васильковский.  — Собрались около ста человек, наблюдавших за ходом операции. Люди радовались: «Наконец-то вытащили». Аплодировали. Мы тоже были довольны. Слава Богу, техника не подвела. Мы уже лет пять-шесть оснащены по-современному. Единственное, что нас тревожило, так это состояние Сергея. Обычно в ситуациях, когда на человека обрушивается такая тяжесть, от него остается мокрое место. В лучшем случае — его достают с тяжелейшими переломами и сдавленными внутренностями. Мы опасались, что у пострадавшего сломаны кости, есть внутреннее кровотечение или обморожение. Врачи «скорой», дежурившей все это время у котлована, сразу уложили мужчину на носилки.

 — Я лежал на носилках и потихоньку шевелил руками и ногами, — вспоминает Сергей.  — Было ощущение счастья: после двух часов стояния в одной позе я мог двигаться!

Сергея отвезли в городскую больницу Ь 3. После проведенных обследований врачи удивленно констатировали: ни переломов, ни внутренних кровотечений нет. Было диагностировано только переохлаждение и ушиб грудной клетки. Но больной от госпитализации отказался.

 — Начальник фирмы, который очень переживал за меня, все же решил провести дополнительные исследования, — продолжает мой собеседник.  — Свозил меня на своей машине еще в несколько больниц. Врачи сказали: «Да он совершенно здоров! Можно хоть сейчас в космос».

 — То, что Сергей не пострадал, побывав в такой передряге, невероятно, — удивляется Александр Васильковский.  — Он может праздновать свой второй день рождения. Явно его оберегал ангел-хранитель.

- Когда вас вытаскивали из ямы, родные были рядом? — спрашиваю у Сергея.

 — У меня беременная жена, поэтому ее решили не волновать. Ждем первенца. Девочку. Уже после обследований я из больницы позвонил жене Лене. «Меня чуть-чуть засыпало, — говорю.  — Я в больнице. Но скоро буду дома». Она не поверила, что «чуть-чуть». Сразу разволновалась. Начались расспросы. Но когда я приехал домой и она увидела, что я жив-здоров и нигде не перебинтован, успокоилась.

Я с удовольствием принял ванну. Жена накормила меня курочкой, борщом. Решил хорошенько выспаться. Но всю ночь снились какие-то кошмары.

- Говорят, после таких испытаний люди как-то переосмысливают жизнь. Вы что-то новое для себя поняли?

 — Конечно. Начинаешь думать, праведно ли ты жил. И если судить по тому, как все хорошо закончилось, то за 32 года я, получается, немного и нагрешил! (Смеется. )

А что я понял, простояв на морозе два часа в одной позе? Что счастье — в простых вещах. Двигаться, дышать, пить горячий чай. Есть курочку, приготовленную любимой женой. Обнимать родных. Дождаться появления ребенка. Благодаря спасателям я остался жив. У моей дочки будет папа. В Новый год обязательно поднимем тост за спасателей. Пожелаем им здоровья и счастья. Спасибо им огромное!

749

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів