«Некоторые попугаи стоят полторы-две тысячи долларов, пара лебедей — 800 долларов, одна декоративная кура — до 500 гривен, но для настоящего любителя деньги не имеют значения»
С «фанатом» домашней декоративной птицы Дмитрием Сукачем свел меня Александр Пылышенко — хозяин частного зоопарка из райцентра Васильевка Запорожской области. Об Александре и его ручных львах «ФАКТЫ» уже рассказывали читателям. «Для меня Степаныч — пример того, что в этой жизни можно не только тупо зарабатывать деньги, но и делать что-то, — написал в редакцию Александр Пылышенко. — Еще лет 40 назад Дмитрий Степаныч, работая простым шофером, держал во дворе павлинов. Побывайте у этого человека, не пожалеете»
«У меня всегда было все первое, птиц стандартной расцветки никогда не держал»
У ворот сельского дома, где живет Дмитрий Сукач, меня встретили хозяин и журавли Жора и Журка. При виде пернатых красавцев, грациозно вышагивающих на длинных тонких ногах, хватаюсь за фотокамеру.
- Еще успеете, никуда журавли не денутся, — довольный произведенным эффектом, усмехается Дмитрий Степанович. — Давайте сперва осмотрим мое хозяйство.
В сопровождении Жоры и Журки заглядываем в сарайчики, вольеры, клетки, поднимаемся на чердаки, заходим в летнюю кухню. Вижу павлинов, пеструю утку-мандаринку, множество голубей, разнообразнейшего окраса фазанов, кур, попугаев и попугайчиков. Вторжение незнакомца взбудоражило всех обитателей, и под громкое кудахтанье, клекот, свист, щелканье спрашиваю хозяина: чего и сколько у него «на балансе»?
- Из фазанов у меня золотой, алмазный, желто-золотой, королевские, — объясняет владелец пернатого царства. — Есть молодые ушастые самки и белый ушастый самец. Кур много декоративных — семь видов мелких и шесть крупных. Голубей сотни две будет: почтовые, русские выставочные, чернохвостые белые, трубачи, павлины, краснобокие, желтобокие, кучерявые, карликовые Голубей полетать особо не выпускаю — коршунов много.
Павлинов у меня пять. Один из них белой расцветки. Когда-то был редкий вид. Я впервые привез такого с выставки в Симферополе в 1963 году. Это сейчас шустряки наладили выращивание разных павлинов. А у меня всегда было все первое, птиц стандартной расцветки никогда не держал. Есть у меня еще попугаи: желтый ожереловый кольчатый и много волнистых разных расцветок. Но попугаев нужно идти смотреть к Юре Кириченко, это мой крестник, рядом живет.
- А журавли откуда, Дмитрий Степанович?
- Жору и Журку мне привезли маленькими из Крыма в обмен на голубей. Журавлям сейчас по два года, живут во дворе, могут выйти на улицу. Кормлю зерном, мясом, летом они ловят мышей, червей ищут. Не отходят от меня ни на шаг, птицы, как и все живое, очень чувствуют ласку.
- Птица — увлечение дорогое?
- Недешевое и неблагодарное. Есть попугаи по полторы-две тысячи долларов, пару лебедей мне предлагают за 800 долларов, одна декоративная кура стоит 250-500 гривен. Нужно еще и корм покупать — зерно, гранаты А неблагодарное это занятие потому, что птички иногда сдыхают, а они стоят сумасшедшие деньги. Но для настоящего любителя деньги не имеют значения, птицей мы занимаемся для души.
«Бывает, чувствую, что заболеваю. Но поднимаюсь утром, ведь нужно готовить корм, делать другую работу. И я уже не больной»
В войну с мамой, сестрой и двумя братьями жил на оккупированной немцами территории. Отец ушел на фронт, двух старших сестер угнали в Германию (после войны обе вернулись в Украину). Когда в 1943 году советские части освобождали Запорожскую область, дом Сукачей сгорел, пришлось из бревен, взятых из блиндажей и окопов, сооружать новое жилье.
Послевоенные мальчишки увлекались голубями повально. Дима Сукач вообще тянулся к природе: любил бродить по посадкам, найти и приютить ежика, выкормить изо рта птенца коршуна.
В армию парня призвали в 1956 году, направили служить в Венгрию. Там как раз случился «фашистский мятеж», как назвали его советские историки. К прибытию новобранцев в часть мятеж подавили, но солдаты еще долго прочесывали леса в поисках «венгерских фашистов». Дмитрий возил командира полка, когда караульные нашли выпавшую из гнезда горлицу. Парень вылечил ее, соорудив в машине гнездо.
Вернувшись из армии, завел в доме голубей, канареек, волнистых попугайчиков. Хлопот с птицами было много. Но они пели, рассевшись по жердочкам, и Димина душа радовалась!
- Кто для денег держит птицу, толку не будет, — убежден Степаныч. — Некоторые «крутые» заводят говорящих попугаев. Заходишь в квартиру, а из клетки, например: «Коля, давай выпьем». Чтоб обучить попугая одной-двум фразам, нужно, купив птенца, три месяца держать одного в комнате, специально выкармливать. Потом продать и на этом заработать. Такое не для меня. Если мне привозят голубя нового или попугая, чувствую подъем души, как будто я еще молодой.
Есть у меня в Запорожье знакомый, Сизов Володя. Как-то он достал голубя, которого я хотел видеть в своей коллекции. Вот лежу ночью, мечтаю об этом. Встаю, сажусь в машину и мчусь в Запорожье. Был выходной, погода плохая, дождь. Приезжаю, бужу Володю. Он выходит: «Ты что, обломался?» «Нет, говорю, приехал за голубем». — «Ты что, дурак? Два часа ночи. Голубя не отдам, самому нужен». И все, я развернулся и поехал обратно. Еду, песни пою. На Володю не обиделся, он ведь не спекулянт, а настоящий любитель. Приехал домой и заснул спокойно.
- Жена ваше увлечение разделяет?
- А что ей делать? Горбатого не исправишь. Хотя у нас доходило и до развода. Работал я на грузовом ЗИЛе, то песок людям подвезу, то другая подвернется халтура. Собрал денег, у кого-то дополнительно занял и поехал в Москву. Привез пару попугаев за тысячу рублей. Самочка, к сожалению, вскоре сдохла. Жена чуть не плачет: «Будешь опять в Москву ехать?» — «Буду. И опять буду одалживать».
Дмитрий Степанович Сукач — водитель с 40-летним стажем. В 1990-е автобазу закрыли, отправив персонал в отпуск без содержания. Когда через два года предприятие частично ожило, Степаныч практически утратил зрение — катаракта «съела» оба хрусталика.
- Автобазу решили ликвидировать, оставив всего четыре машины, в том числе и меня с МАЗом, начальство ж не знало о слепоте, — вспоминает Дмитрий Сукач. — Спасибо, говорю, за доверие, но я уже ничего не вижу. Оформил пенсию и начал лечиться. Кое-какую птицу пришлось, конечно, продать. В Запорожской горбольнице Юрий Витер бесплатно прооперировал оба глаза, я очень благодарен ему. Когда зрение вернулось, восстановил коллекцию. Как же я без нее? Бывает, чувствую, что заболеваю. Но поднимаюсь утром, ведь нужно готовить корм, делать другую работу. И я уже не больной. Понимаете? С каждой новой птицей чувствую прилив энергии.
Энергия из 73-летнего Степаныча действительно фонтанирует: говорит громко, эмоционально, не выпуская из рук трезвонящего часто мобильника. Выясняется, что в Донецке готовится выставка декоративной птицы, на которую Сукач и его товарищи из ближайших сел, городов отправляют свои экспонаты. Пока коллекционер занят переговорами, листаю толстый справочник «Попугаи», автор которого Вячеслав Гринев.
- Книга прекрасная, Слава работает старшим советником московского зоопарка, — поясняет Дмитрий Сукач. — Лет 40 назад этот сумасшедший энтузиаст торговал на рынке в Москве попугаями, с тех пор мы дружим. Я в московском зоопарке тоже свой человек, раньше возил туда голубей, сейчас не имею права. Вот что наделали политики!
Кроме политиков, Степаныч не жалует людей, воспринимающих красивых птиц исключительно как средство наживы. В прошлом году дважды с такими сталкивался. Какие-то подонки однажды отравили собак, но украсть со двора ничего не успели. Полумертвый пес-кавказец так зарычал, что хозяин услышал и выскочил на улицу с арматуриной, спугнув грабителей. Решив, что воры не остановятся, Дмитрий Сукач купил новую собаку и стал по ночам с ружьем поджидать «гостей».
Через двадцать суток гости ночью таки пожаловали. Хозяин успел обзвонить своих людей, и одного преступника они задержали. Второй на машине скрылся. Задержанный оказался 24-летним мастером рукопашного боя из Днепропетровска. Узнать, по чьему поручению действовал, милиция не успела — при «невыясненных обстоятельствах» парень через пару дней умер.
«Если предстоит выбор: купить попугая или женские сапоги, жена выберет попугая. Таких женщин — одна из тысячи»
Когда в комнату, где мы общались, перекрикивая сидевших в большой клетке десятка три попугайчиков, вошел мужчина, Дмитрий Степанович еще более оживился:
- Это Юра Кириченко, мой крестник, у него такое же увлечение. Вот у кого коллекция попугаев действительно редкая. Обязательно посмотрите!
- Я с детства «трусился» за любой птичкой, от дяди Мити увлекся, — рассказывает Юрий. — Сначала держал много разных, разводил волнистых попугайчиков. Потом стал брать птиц, которых у других нет. Сейчас занимаюсь только попугаями. Покупаю редкие породы, вывожу и получаю потомство. Чтобы сформировать пару, нахожу самца, допустим в Крыму, а самку — в Чехословакии.
У меня розеллы (плоскохвостый попугай) несколько видов и подвидов, много ожереловых попугаев разных расцветок, все виды кольчатых, есть ары, какаду Мечтаю собрать все имеющиеся в мире редкие породы попугаев, павлинов, гусей, фазанов. Могу за это все отдать!
Уже выкупил рядом участок в 25 соток, буду вольеры строить. Как жена относится к этому? Когда женился, сказал: «Вот тебе двухмесячный курс молодого бойца. Пройдешь испытание?» Прошла, полностью разделяет мое увлечение. Как-то привез ару сине-желтого. Жена решила, что такой красавец должен жить в доме, а не в вольере. Если предстоит выбор: купить попугая или ей сапоги, выберет попугая. Таких женщин — одна из тысячи.
Чтобы читатель понял, откуда у сельчанина средства для приобретения недешевых экзотических птиц, сообщу: Юрий Кириченко выращивает овощную рассаду, которая расходится по всей Украине. По словам Дмитрия Сукача, ради своей мечты парень сутками пашет на помидорах. Познакомиться с кассетной технологией выращивания томатов к Кириченко приезжают даже специалисты из Киева.
Войдя в помещение, где в 80 вольерах живут собранные Юрием попугаи, я, без преувеличения, онемел. Не потому, что две сотни потревоженных птиц устроили громкоголосый концерт. При виде открывшейся красоты хотелось молчать. Какими только красками и оттенками не блистало оперение попугаев! Понимаю супругу Юрия: никакие сверхмодные сапоги не сравнятся с этим природным крылатым чудом.
Прощаясь, спросил Степаныча, почему не заведет страусов, на которых сейчас в Украине мода. Оказалось, задел старика за живое.
- Когда два года назад увидел страусов, заболел ими, — вздыхает Дмитрий Степанович. — Взял цыплят, кормил до трех месяцев. Жена упрекала: куда в твоем возрасте? С ними столько проблем, да и агрессивные это птицы. Ну, я и успокоился — отдал знакомым цыплят бесплатно. Зато какая у крестника коллекция попугаев. Лучшая в Украине!
1011Читайте нас у Facebook