В России, Польше и Словакии заявили, что украинские бессрочные водительские удостоверения не будут изыматься на их территории и после 29 марта
Такое нововведение, по словам министра, обусловлено требованиями Международной конвенции о безопасности дорожного движения, поправки к которой вступают в силу с 29 марта 2011 года. В связи с этим нашим гражданам, которые собираются после указанной даты выехать за границу на автомобиле, необходимо получить новые водительские удостоверения с обозначенной датой окончания срока их действия.
-- Если водителя остановит дорожная полиция стран, присоединившихся к этой конвенции, в том числе России и Белоруссии, то можно попасть в неприятную ситуацию. Ведь они будут считать недействительными наши бессрочные водительские удостоверения. В результате права изымаются, а машина оказывается на штрафплощадке, -- объяснил
Анатолий Могилев. -- Чтобы такого не было, выезжающим нужно получить новые водительские удостоверения.
При этом главный милиционер страны заверил, что внутри Украины все ранее выданные «пожизненные» права будут действовать.
Сказанное министром породило множество вопросов и комментариев.
Так, в пресс-службе постоянного оппонента главы МВД народного депутата Украины Геннадия Москаля «ФАКТАМ» сообщили, что новые права не нужны. По заявлению парламентария, никаких предпосылок для срочной замены удостоверений ни в украинском, ни в международном законодательстве нет.
Геннадий Москаль подчеркнул, что Международная конвенция о дорожном движении не содержит норм об обязательной замене водительских удостоверений граждан, которые будут пересекать госграницу после 29 марта 2011 года. В третьем пункте статьи 41 Конвенции о дорожном движении определено, что «национальным законодательством может быть ограничен срок действия национального водительского удостоверения»,
но украинские законы не ограничивают срок действия отечественных водительских прав. К тому же, согласно статье 43 конвенции, удостоверения водителя, полученные до 29 марта 2011 года, признаются на протяжении всего срока их действия. А поскольку украинские национальные права являются бессрочными, они легитимны во всех государствах, присоединившихся к конвенции.
Кроме того, Геннадий Москаль сообщил, что связался с пограничниками Румынии и Венгрии, которые разъяснили, какие документы нужны для пересечения границы с Евросоюзом.
-- Пограничники не требуют удостоверения водителя. Человек, въезжающий на территорию ЕС, должен предъявить технический паспорт на автомобиль и страховой полис, который более известен в народе как «зеленая карточка», -- говорит народный депутат. -- А насчет прав в органах полиции этих стран разъяснили, что удостоверения
водителя требуется только в случае совершения административного или уголовного нарушения. Первый же вопрос, который задает полицейский, это есть ли «зеленая карта», поскольку за материальные убытки при ДТП или похищении автомобиля отвечает не его владелец, а страховая компания.
По примеру народного избранника «ФАКТЫ» решили в свою очередь выяснить, действительно ли с 29 марта за рубежом наши бессрочные водительские удостоверения, как об этом сказал Анатолий Могилев, будут изымать? Для этого корреспондент газеты связался с Госавтоинспекцией МВД России. Там «ФАКТАМ» сообщили, что действительно с 29 марта в России начнут выдаваться права международного образца. При этом в ГИБДД очень удивились вопросу о недействительности наших бессрочных водительских удостоверений на территории России.
-- Вы, пожалуйста, уточните у своего Департамента Госавтоинспекции, получали ли они от нашего ведомства информацию о признании утратившими силу таких водительских удостоверений на территории России, -- настоятельно порекомендовали «ФАКТАМ» в Госавтоинспекции РФ.
Наш вопрос о действительности или недействительности водительских прав с неуказанной конечной датой вызвал удивление и у представителей дорожной полиции Словакии. По словам одного из полицейских чиновников, с которым удалось поговорить «ФАКТАМ», без причины участников дорожного движения они вообще не останавливают.
А если водитель и будет остановлен, то обращается внимание на техпаспорт автомобиля и наличие страхового полиса. И никто не смотрит на строчку в водительском удостоверении, где указывается срок его действия. То же самое «ФАКТАМ» сообщили и в Польше.
За уточнением ситуации «ФАКТЫ» обратились в Департамент ГАИ МВД Украины.
«Они (права с не указанным сроком окончания действия. -- Авт. ) будут недействительными не только в России, но и в странах ближнего зарубежья и на территории бывшего СНГ», -- заявил начальник пресс-службы Департамента ГАИ Игорь Клопотий, не уточнив, согласована ли эта информация с российской госавтоинспекцией.
А в Департаменте по связям с общественностью МВД Украины разъяснили, что с 29 марта 2011 гола во всех странах, присоединившихся к конвенции, будут выдаваться водительские удостоверения с ограниченным сроком действия. То же самое, если Кабмин утвердит предложение МВД (напомним, правоохранительное ведомство Украины
считает необходимым ввести «10-летние» права), коснется и Украины. Впервые выдаваемые после 29 марта водительские удостоверения должны будут содержать окончательную дату действия, иначе их в странах конвенции признают «неправильными».
В то же время несколько информагентств сразу процитировали заявление представителя Европейской экономической комиссии ООН (ЕЭК ООН) Роберта Новака, который сообщил, что международные водительские права без даты срока действия, выданные в странах-участницах Конвенции о безопасности дорожного движения, будут считаться действительными еще три года.
-- Владелец международного водительского удостоверения (полученного, например, сегодня в Украине без указания даты окончания срока действия -- по украинским правилам, применяемым до 29 марта 2011 года) может пользоваться им еще три года, -- сказал Роберт Новак. -- Через три года, если он обратится, ему должны выдать международные водительские права «нового образца», со сроком действия до трех лет.
Эксперт особо подчеркнул, что, согласно конвенции, начиная с 29 марта 2011 года все новые международные права, которые будут выдаваться в Украине и в других странах-участницах конвенции, должны иметь срок действия не более трех лет.
Справка «ФАКТОВ». Международное водительское удостоверение IDP необходимо при аренде автомобиля во всех странах Евросоюза. Безоговорочно требуют выполнения этого правила в Нидерландах, Италии, Греции, Испании, Великобритании, Австралии, а также в ОАЭ. А такой же документ системы IAA позволяет управлять и арендовать транспортные средства в 185 странах мира. Но получение прав IDP и IAA не обязательно.
Читайте нас у Facebook