ПОИСК
Політика

Александра Кужель: «Президент должен проявить свою волю и посодействовать тому, чтобы таможенная система была прозрачной и честной»

16:36 10 березня 2011
Інф. «ФАКТІВ»
В своем обращении к главе государства предприниматели, брокеры и перевозчики просят сменить руководство таможни, а также содействовать расследованию фактов коррупции в работе этого ведомства

В последнее время украинская таможня все чаще становится объектом критики, звучащей с различных сторон. Одним из главных оппонентов руководства ведомства является экс-глава Госкомпредпринимательства, заместитель главы партии «Сильная Украина» Александра Кужель. По ее мнению, непрофессиональная работа таможенной службы разрушает инвестиционную привлекательность Украины и вызывает повышение цен на товары на внутреннем рынке.

«Таможня была и по сей день остается кормушкой для коррупционеров и страшилкой для инвесторов»

- Александра Владимировна, вы недавно заявили, что ситуация на таможне угрожает экономической безопасности страны. Вы, часом, не сгущаете краски?

 — Я прагматик и доверяю цифрам. По нашей информации из источников на таможне, если бы весь товар в течение последнего года шел по ценам 2009 года, казна получила бы больше на 26 миллиардов гривен. В это же время замминистра финансов говорит о недовыполнении таможней плана на 7 миллиардов. Так сгущаю я краски или нет?

- Предприниматели ведь не стали платить меньше…

РЕКЛАМА

 — Меньше? Бизнес криком кричит о том, что ему в 5-7 раз завышают цены! Как это происходит: например, девушка завозила контейнер с китайской мебелью. Раньше она платила 22 тысячи гривен. Сейчас ей говорят: давай официально 66 тысяч плюс еще 40 тысяч сверху. Ей ничего не оставалось как сказать: «Подавитесь этим контейнером». Потому что свою дешевую мебель она не продаст за эти деньги. Покупатель мебели просто не готов оплачивать такие поборы на таможне. И таких обращений у нас на руках сотни. На беспредел жалуются не только отечественные предприниматели, но и иностранные инвесторы. В ответ на требования бизнеса мы проводим акцию «Зеленый коридор», и каждый, кто столкнулся с противодействием таможенников, может позвонить нам на прямую линию или оставить сообщение на сайте «Сильной Украины». Мы не просто аккумулируем факты, но и на законодательном уровне в новом Таможенном кодексе ликвидируем все лазейки для нечистых на руку чиновников.

- Но ведь представители власти неоднократно заявляли о планах по борьбе с коррупцией и упрощении таможенных процедур.

РЕКЛАМА

 — Ну, это как с другими реформами — говорят все и давно, а делать никто не берется. Таможня была и по сей день остается кормушкой для коррупционеров и страшилкой для инвесторов. Вице-премьер Сергей Тигипко — первый, кто взялся с этим бороться. Он начал готовить реформу отрасли. Разработанный под его руководством Таможенный кодекс на 80-90 процентов снимает проблему коррупции. Но за спиной Кабинета министров устроили провокацию. Любой политик знает: чтобы завалить один законопроект, нужно внести другой на аналогичную тему. Тогда на голосование выносят сразу два, чтобы ни один из них не набрал голосов. И тем самым срывают принятие важного документа. Так, на мой взгляд, поступили и на этот раз. Кто это сделал? Тот, кто заинтересован в сохранении нынешнего положения на таможне и своих теневых доходов.

«Такого, как сейчас, не было, даже когда перед таможней стояла задача вообще никого и ничего не впускать и не выпускать»

- Вы имеете в виду внесение в парламент альтернативного законопроекта, одним из авторов которого является член фракции коммунистов? Но в этом документе на первый взгляд немало схожего с кодексом Тигипко…

РЕКЛАМА

 — Именно на первый взгляд. В этом и смысл затеи. В законопроекте взято все лучшее из Таможенного кодекса рабочей группы Тигипко, но «разбавлено» нормами, сводящими на нет саму идею прозрачного Таможенного кодекса, ставящего чиновника в очень четкие, ясно и предметно выписанные рамки.

- Например?

 — Например, проект кодекса Сергея Тигипко четко устанавливает перечень документов, которые может требовать таможня. В законопроекте Тигипко очень четко выписано, как определяется таможенная стоимость товара. Главное основание — контракт: таможенник не имеет права определять «на глазок», сколько стоит тот или иной товар. А в законопроекте коммунистов прописано, что чиновники устанавливают перечень документов своими приказами. Им позволено требовать даже документы о себестоимости ввозимого товара, хотя все мы понимаем, что в ряде случаев себестоимость является коммерческой тайной, раскрывать которую производитель совсем не собирается! Идем дальше. В законопроекте коммунистов стоимость определяется по данным мифической «таможенной базы». Вы знаете, как это происходит на деле? Чаще всего таможенник говорит предпринимателю: «У нас база зависла». Товар простаивает на таможне. Неделю, вторую. На самом деле предпринимателю дают понять, что, чем скорее он догадается, куда и сколько нужно заносить, тем скорее заработает «база».

Еще одна любопытная «антикоррупционная» норма, как вы говорите, альтернативного законопроекта: предлагается позволить таможенникам затягивать время проверок до 120 дней. Они смогут проверять всю финансово-хозяйственную деятельность предприятия, а не только ту, что касается импорта-экспорта.

Очень удобны для сбора взяток и «вилки» в штрафах. Скажем, у таможенника есть выбор — оштрафовать предпринимателя на 100 или на 200 необлагаемых налогом минимумов. Что мешает ему за определенное вознаграждение предложить человеку уплатить в казну штраф по минимуму. Это ведь для него должно быть выгоднее, чем платить максимальную сумму штрафа государству!

Кроме того, в их законопроекте есть еще одна интересная норма — инспектор может определять, «коммерческий» товар или нет. Например, человек везет пылесос для собственных нужд — в Украине такой стоит дороже. А таможенник ему говорит: «Вы его на продажу везете! Платите». И наконец: желание сделать таможенников всевластными у авторов законопроекта зашло так далеко, что они хотят дать им право на ношение оружия!

- Прямо как в Советском Союзе…

 — Еще хуже. Такого, как сейчас, не было, даже когда перед таможней стояла задача вообще никого и ничего не впускать и не выпускать. Понятно, что такое положение дел абсолютно ненормально. От имени предпринимателей, брокеров, перевозчиков мы направили обращение к Президенту с просьбой содействовать расследованию фактов коррупции на таможне и уволить главу ведомства. Мы требуем сделать все, чтобы не было стыдно за нашу державу. Президент должен проявить свою волю и посодействовать тому, чтобы таможенная система была прозрачной и честной.

835

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів