ПОИСК
Події

«Мошенники, ежемесячный доход которых составлял 5 млн. гривен, перевозили деньги в обычных целлофановых пакетах в такси»

9:46 2 червня 2011
Інф. «ФАКТІВ»
В Херсоне расследуют крупномасштабную аферу, нанесшую аграриям Украины ущерб в сотни миллионов гривен

Херсонские правоохранители задержали преступную группировку, за которой вот уже три года охотились буквально во всех регионах Украины.

 — Нет в нашей стране ни одной области, куда бы со своими «выгодными» предложениями не заходила эта фирма, — рассказал «ФАКТАМ» подполковник милиции Глеб Мельниченко, начальник управления госслужбы по борьбе с экономической преступностью Херсонского областного управления милиции. — Члены организованной преступной группы позиционировали себя как бизнесмены и предлагали сельхозпроизводителям минеральные удобрения и горюче-смазочные материалы. Действовали они по довольно простой схеме: договаривались о поставках и брали предоплату. Деньги на банковские счета аферистов поступали вполне реальные, а поставки оказывались липовыми. Частные предприниматели, фермеры, представители крупных фирм за три года засыпали милицию заявлениями. Западная Украина, восток, юг — потерпевших становилось все больше, но ни одно из возбужденных уголовных дел так и не удавалось раскрыть.

«Предложение исходило от фирмы, давно работающей на рынке»

 — В разгар сезона купить в Украине качественную аммиачную селитру — проблема, — рассказывает один из потерпевших фермеров Херсонщины. — Тем более по привлекательной цене. Нужно не один день помотаться, поискать. А тут вдруг телефонный звонок — ценовое предложение выглядело очень выгодным.

— Вас не насторожило, что фирма неизвестная, к тому же требует предоплату?

РЕКЛАМА

 — Да в том-то и дело, что предложение исходило от фирмы, давно работающей на рынке. Потом оказалось, что мошенники для прикрытия использовали чужое название. Все необходимые лицензии и свидетельства поставщики оперативно прислали, предоставили также контактные телефоны, адреса. Решение пришлось принимать быстро, так как сделка выглядела очень выгодной и поступила в самый пик спроса на удобрения: не возьмешь ты — возьмут другие. Договор купли-продажи я подписал с легким сердцем, не предполагая, что лишусь ста тысяч гривен. Все шло обычно: «отгрузка производится», «машины завтра выедут», и вдруг — тишина. Средства, перечисленные на расчетный счет поставщика, вернуть не удалось — следы его терялись.

Казалось, подобные схемы присвоения чужих денег остались в прошлом, в 90-х. Но в связи с кризисом опять возникли. Если бы не экономические трудности, кто бы искал халяву? Государство бросило аграриев один на один с их проблемами. Вот и сушишь голову, где какую копейку выторговать.

РЕКЛАМА

В подобную историю попали тысячи предпринимателей.

 — При задержании мы изъяли у аферистов четыре компьютерных диска всеукраинской информационной базы «Аграрный бизнес Украины», — рассказывает подполковник милиции Глеб Мельниченко. — Пользуясь ею, мошенники и намечали себе потенциальных жертв. Далеко не всегда сельхозпроизводители соглашались работать с такими предложениями: 70 процентов отказывались, предпочитая проверенных партнеров. Но и 30 процентов, я вам скажу, это немало: мошенники, по самым приблизительным подсчетам, каждый месяц имели доход в 5 миллионов гривен. Только по одной сделке, например, им перевели из Крыма 4,5 миллиона гривен. Пострадавшая агрофирма крепко стоит на ногах, но тоже попала в зону риска, соблазнившись дешевым товаром, — купила горюче-смазочных материалов и удобрений побольше. В другом случае 50 тысяч гривен собирали всем селом в Днепропетровской области — тамошние фермеры едва сводили концы с концами, и на закупку аммиачной селитры пришлось пускать шапку по кругу.

РЕКЛАМА

 — Вы спросите, почему так долго — целых три года(!) — не удавалось выйти на кидал, — вступает в разговор Денис Бородин, оперативник херсонского управления госслужбы по борьбе с экономическими преступлениями. — И это несмотря на то, что в поиске были задействованы оперативные службы со всей Украины. Разработанная мошенниками схема присвоения средств действовала безотказно, потому что никто из потерпевших никогда не видел партнеров-поставщиков, связь с ними осуществлялась исключительно по телефону. Жертве сбрасывался договор на бланке реально существующей фирмы. Когда обманутые аграрии связывались с ней, выяснялось: код, все другие данные — вполне реальные, а вот банковские реквизиты другие. Возбуждая уголовные дела, мы пытались идти по цепочке: кто открыл в банке счет? Каждый раз для этой цели использовался поддельный паспорт. Вернее, паспорта были настоящие, но с переклеенными фотографиями (таких документов при обыске мы потом нашли две сотни). Сняв деньги, к этому банковскому отделению мошенники больше никогда не возвращались. Мы получали видеосъемку, но ни фамилии изображенного на ней человека, ни имени — ищи ветра в поле! Телефоны, с которых велись переговоры с сельхозпроизводителями, выбрасывались. Аферисты были уверены, что все предусмотрели: сыщикам никогда не подобраться к их «бизнесу»!

— На чем же они просчитались?

 — Помог случай. Херсонский фермер имел две фирмы: одну — в родной области, а другую — по соседству, в Николаевской. Кинув его один раз на 150 тысяч гривен, преступники, конечно, не предполагали, что звонят одному и тому же человеку второй раз. Он, кстати, уже успел обратиться в милицию, было возбуждено уголовное дело. После нового предложения, поступившего от мошенников, предприниматель примчался к нам. Было решено пойти на опережение ситуации: пока фермер водил «партнеров» за нос, мы зря времени не теряли. Удалось установить, что звонят из Киева. Убедившись, что клиент клюнул, аферисты сообщили ему реквизиты одного из банков в Николаеве, куда нужно перевести деньги. За банковским отделением мы установили круглосуточное наблюдение. Как только явился получатель, в деле, наконец, наметился просвет.

«У всех членов преступной группы по несколько паспортов, даже машины они водили по поддельным удостоверениям»

 — Организатор преступной группировки часто представлялся Анатолием, давайте будем так его и называть, — предлагает Глеб Мельниченко. — Скажу сразу: любой институт экономики может гордиться таким выпускником — золотая голова! Вот только идеи Анатолий продуцировал явно криминальные. В свое время был гендиректором одного из крупных заводов, за хищение госсобственности в особо крупных размерах в 1995 году приговорен к десяти годам лишения свободы. Вышел из колонии через пять лет условно-досрочно (мастерски шил там комнатные тапочки). И в свои 36 лет взялся за старое. Дела пошли на подъем, когда познакомился с компаньоном Геннадием (имя изменено. — Авт.) — гражданином России, проживавшим в Харькове, а со временем организовавшим в Полтаве группировку, отмывавшую незаконно добытые деньги. У Геннадия тоже высшее экономическое образование, и в этом тандеме ему отводилась роль технического директора — он занимался поиском фирм, где водились деньги, готовил документы к сделкам. Идеи же продуцировал Анатолий. При обыске на фирме, расположенной в центре Киева, изъято огромное количество поддельных печатей. Под офис приятели сняли обычную квартиру в одном из жилых домов. Утром туда приходили люди, вечером уходили, никто из соседей понятия не имел, чем занимаются хорошо одетые мужчины.

 — Это два друга не разлей вода: вместе работали, вместе отдыхали, — уточняет Денис Бородин. — Гена и Анатолий обожали красивую жизнь. При задержании изъяты тысячи снимков, на которых они запечатлены на дорогих курортах. «Успешные предприниматели» предпочитали теплые моря, дорогие иномарки, красивых женщин, много путешествовали. Кроме того, увлекались горными лыжами, так что были завсегдатаями на высокогорных трассах. Когда по делам заглядывали в Киев (здесь у них построены даже не дома, а целые замки), то обязательно покупали абонементы в спортивные залы. Современная бизнес- элита, иначе не скажешь.

 — Что известно об их семьях, детях?

 — У 50-летнего Геннадия жен много: одна в Греции, другая в Москве, третья в Харькове. В каждом городе, где на время обустраивались приятели, у них есть семьи и дети. Всех кормили, содержали, денег не жалели. Имея криминальный бизнес на миллионы долларов, могли себе многое позволить. К слову о детях. При задержании в офисе находился 26-летний сын Геннадия, которого папа приобщал к делам. Будет ли в отношении него возбуждаться уголовное дело, пока не знаю. Все зависит от того, в какой степени вовлекалось подрастающее поколение в преступные мошеннические схемы. У всех членов организованной преступной группировки (ОПГ) — по несколько паспортов, даже машины они водили по поддельным водительским удостоверениям. Словом, люди вели нелегальную жизнь.

 — А другие члены преступной группы? Кто они?

 — На данный момент задержаны трое. Третий — Владимир (имя изменено. — Авт.) — хотя работал с Геной и Толиком больше года, встречался с ними только на улице (в целях конспирации он не знал даже адреса киевского офиса). Если кому и грозил провал, так только Володе, ведь именно он рисковал больше всех. Он житель Боярки, имел большие проблемы со здоровьем и не мог найти работу. Именно таких людей и подыскивали себе торговцы удобрениями. Чтобы заработать деньги на лечение, мужчина готов был на любую работу. Этим воспользовались друзья-экономисты. Володя мотался по всей Украине, открывая в банках счета и снимая с них деньги. Как он сам утверждает, рассчитывались с ним щедро: боссы отдавали ему 10 процентов от каждой сделки, что позволило Владимиру приобрести иномарку за 30 тысяч долларов. Правда, за ним присматривали. Например, когда доверили снять в банке города Николаева четыре с половиной миллиона гривен и доставить их в Киев, за автомобилем Владимира установили слежку: до самой столицы за его иномаркой незаметно следовала еще одна машина. В Киеве Владимир бросил свой автомобиль на улице, нанял такси и повез миллионы к условленному месту встречи в обычных целлофановых пакетах.

Примечательно, что ни Анатолий, ни Геннадий не хотят сотрудничать со следствием. Они замкнулись, молчат.

«Когда мы задерживали аферистов, в их офис пришел один из членов этой ОПГ. Он принес в мешке полмиллиона»

 — Каждый из них имеет опыт общения с правоохранителями, да и адвокатов наняли высокопрофессиональных, — замечает Мельниченко. — Откровенничать сейчас не в их интересах. Геннадия мы на время передали коллегам из Полтавы — члены ОПГ, в которую он входил, давно осуждены, ему же как сообщнику длительное время удавалось скрываться, находился в розыске.

 — А что полтавские правоохранители вменяют Геннадию?

 — Мошенничество, подделку документов. Когда из Полтавы его этапируют в Херсон, продолжим работу над нашим уголовным делом.

 — Наверное, ваших коллег по всей Украине потерпевшие забросали заявлениями о возмещении ущерба, причиненного деятельностью столичных «бизнесменов»?

 — Как только мошенников задержали, при обыске удалось изъять у них базу сведений о клиентах, с которыми они пытались «сотрудничать». Имея номера телефонов, мы связывались с аграриями и задавали всем один и тот же вопрос: «Поступало ли вам «выгодное» предложение?» Таким образом удалось найти многих, кого криминальная парочка разорила. Часть обворованных аграриев даже не обращались в милицию — «не хотели позориться, сами ведь оплошали». Другое дело, можно ли возвратить сельхозпроизводителям украденные деньги. Когда мы проводили в Киеве операцию по задержанию мошенников (ею руководил начальник Херсонского милицейского главка Валерий Литвин), в их офисе в тот момент находился только один из членов этой ОПГ. Минут через десять пришел и другой, Геннадий, причем с мешком денег. Почти полмиллиона гривен, которые он принес, мы изъяли, но это, конечно, капля в море. Наложен арест на дорогую недвижимость аферистов. Понятно, что прогулять огромные суммы даже при всей любви к роскоши друзья не могли.

Сейчас пытаемся собрать информацию о том, куда они инвестировали свой капитал. Возможно, в развитие инфраструктуры украинского горнолыжного курорта Буковель, где их частенько видели. Кстати, если кто-то из читателей «ФАКТОВ» может нам помочь в получении подобного рода сведений (естественно, за вознаграждение), можно связаться с нами по телефону (050) 656-38-61. Мошенникам грозит до 12 лет лишения свободы, но пострадавшие все-таки надеются получить хотя бы часть украденного. Чем больше имущества, добытого преступным путем, нам удастся обнаружить, тем реальнее эти надежды. А еще я бы хотел обратиться ко всем деловым людям в нашей стране просто-таки с призывом: покупая технику, удобрения или что-либо другое, не экономьте на наведении справок о поставщике. Тогда не будет и таких крупномасштабных афер.

2147

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів