ПОИСК
Україна

После Троицы супруги, выдавшие замуж или женившие всех своих детей, справляли еще раз… собственную свадьбу

15:38 10 червня 2011
В Родительскую субботу, полагается помянуть умерших, а в воскресенье -- освятить в церкви целебные травы

В воскресенье, 12 июня,  один из самый больших духовных праздников — Троица. Отмечается он на пятидесятый день после Пасхи, поэтому всегда приходится на воскресенье. Когда-то пожилые люди так рассказывали о Троице своим детям-внукам: «Сорок днiв по своєму воскресiннi наш Iсусик дорогий ходив ще землею. По сороковiй днинi вознiсся на небо. А коли вознiсся, то на апостолiв Дух Святий опустив, аби мали вони велику силу. В час, коли сходив Дух Святий, землею розливалася благодать, вiд якої розбуянювалась усiляка зелень. Сталося усе те у недiлю Божу. I вiдтодi вона iменується Зеленою…»

С давних времен наши предки тщательно готовились к Троице, причем в традициях тесно переплелись христианские убеждения и языческие обряды. Так, в канун праздника обязательно шли в церковь на поминальную службу по усопшим родственникам. Но при этом после панихиды отправлялись в лес или поле — отнести гостинцы русалкам, чтобы те не погубили посевы и не оставили девиц без женихов.

В праздник полагалось от души повеселиться и впрок наесться мясных и молочных блюд, ведь через неделю после Троицы начинается Петров пост. В нынешнем году он продлится чуть больше трех недель — с 20 июня до 12 июля (день памяти апостолов Петра и Павла).

Перед Пятидесятницей нужно раздать бедным сало, яйца, калачи

Завтрашний день, суббота накануне Троицы, издревле называется Духовой, или Родительской. Потому что с незапамятных времен у наших предков было принято перед праздником Пятидесятницы помянуть умерших родственников. Утром в храмах и на кладбищах служат панихиду, после которой полагается раздать нуждающимся принесенную в церковь снедь — сало, яйца, калачи, коржики. Одаривая бедных, люди просят помолиться об упокоении душ своих родственников.

РЕКЛАМА

Кроме того, наши предки считали, что Духова суббота — это единственный день в году, когда можно молиться за самоубийц и людей, умерших некрещеными или пропавших без вести.

Вернувшись домой, семья дружно бралась за еще одно важное дело — украшение жилья ветками, травами и цветами. Озеленить хату и подворье нужно было до захода солнца, поэтому трудились и взрослые, и дети. По церковным канонам зеленый цвет и молодые травы — символ живительной силы Святого Духа. Поэтому к Троице листьями украшали не только дома, но и церкви. Что касается фольклорных традиций, то с давних времен наши предки считали: многие травы защищают человека от злых духов, русалок, которые в начале лета пробуждаются от зимнего сна и всячески стараются навредить людям. Чтобы помешать нечисти творить недобрые дела, в субботу девушки и дети шли в лес и на луг и собирали травы-обереги: чабрец, полынь, любисток и, конечно же, аир, или, как его еще называли, татарське зiлля.

РЕКЛАМА

Не озеленить дом считалось большим грехом. Семья украшала хату ветками клена, липы, ясеня, березы, ольхи или тополя. Вербу не ломали, ведь она уже заплатила дань Богу и людям в Вербное воскресенье. У липы просили веток с особым благоговением. Делалось это так. Самая пожилая женщина обращалась к дереву с такими словами: «Моя помiчнице, моя пораднице, коло хати стоїш (липа росла возле каждого дома. — Авт.), все бачиш, не йдуть тебе з сокирою рубати, а йдуть помочi просити, там вiдiтнуть, де ти покажеш». Затем самый крепкий мальчишка влезал на дерево и отпиливал-отламывал те ветки, на которые указала бабушка. К слову, ни веток, ни трав, ни цветов не рвали без особых благодарственно-просительных слов, присказок. Зелень была для людей живой, «бо i в нiй Господня душа є», поэтому относились к ней с почтением, чтобы она помогала, исцеляла и ни в коем случае не гневалась на человека.

Срезанные ветки прикрепляли на двери, ставни, загоны для скота и заборы. Полы в хате и амбаре устилали аиром. На подоконниках и столах в доме ставили кувшины и горшочки с пионами, лилиями, фиалками. Особенно нарядно старались украсить святой угол: полки под иконами выстилали васильками и мятой, образа обрамляли новыми рушниками и зажигали перед ними лампадку.

РЕКЛАМА

На троицкой зелени гадали. Например, чтобы выяснить, что ожидает семью в этом году, во дворе возле хаты устанавливали принесенную из леса молодую березку или осину. На ночь это деревце полагалось внести в дом, а утром вся семья внимательно рассматривала его листья. Если они только привяли, но при этом остались зелеными, значит, до следующей Троицы все в семье будут здоровыми. Ну а почерневшая листва предвещала невзгоды и болезни.

Между прочим, чтобы защитить свой дом от всяких неприятностей, в субботу хозяйки обязательно тщательно перемывали все ведра, щоб все зле, що за рiк налипло, вiдiйшло.

Зелеными хата и подворье оставались целую неделю — до начала Петрова поста. Предки верили, что в этих ветвях прячутся души умерших родственников, которые тоже защищают семью от разных напастей. Троїцьке зiлля не выбрасывали и после праздников. Травы сушили и использовали для приготовления лекарственных чаев, а также отваров, в которых парили ноги или мыли волосы. Еще зелень клали в гроб под голову покойнику, щоб йому на тiм свiтi пахло. Сухоцветы нужно было положить в амбар, где сберегалось зерно (чтобы отогнать мышей) и в гнездо к наседке (помогало выводиться цыплятам). Что касается троицкого деревца, то после праздников его сжигали, приговаривая: «Дякувати тобi, деревце Боже, що ти нечисть вiд мене вiдганяло i через мене зiв`яло. Йди у вогонь, а через вогонь — до раю, а той злий дух, що на тобi, хай горить…»

Парубок должен был забросить маленькое зеркальце за пазуху своей избраннице

Праздновать Троицу начинали с посещения церкви. Утром нарядно одетые люди отправлялись в храм. Дiвочий вiк короткий, поэтому незамужние красавицы надевали лучшие наряды и украшения: расшитые бисером вышиванки, коралловые бусы и богатый венок из цветов и ароматных трав! В церковь девушки несли букетики из полыни, мяты, барвинка — в честь Святого Духа, давшего жизнь всему, сотворенному Богом, а в середину букета ставили тройную свечу, огарок которой не выбрасывали, а хранили как оберег.

После службы начиналось настоящее веселье. Народ от души наедался сваренным к празднику холодцом из петуха, курицы и цыпленка. Еще к столу подавали борщ с яйцом и пироги с соленым творогом и зеленью, молочную кашу и сдобные калачи, вареники с фруктовыми начинками и медовые коржики, яичницу и узвар. Выпечки полагалось сделать много, так, чтобы хватило и семье, и на угощение обездоленным людям. Например, в старину на Троицу обязательно одаривали сирот. Несчастным детям раздавали булки, коржики, яичницу и мелкие деньги. Считалось, что тот, кто не забудет о сиротах, весь год не буде лиха мати.

Еще в этот день освящали колодцы. После праздничной службы поп ходил по дворам и кропил криницi. Желающие освятить еще и хату оставляли у ворот на столике хлеб-соль. Особый обряд был связан с молоком, выдоенным на Троицу. Часть молока женщины давали собакам, щоб тi вигавкували людську злiсть. Остальное молоко глава семьи разливал на дороге, по которой коровы ходили на пастбище, это должно было уберечь скот от ведьм и русалок.

У молодежи в Зелену недiлю были свои забавы. Так, парубки лазили на липу и срезали с нее верхушку. Считалось, что звук сопилки, сделанной из этого дерева, не позволит нечистой силе заманить юношу в лесные чащи. А в западных регионах Украины молодые люди выбирали себе невест: тот парубок, который хотел жениться до праздника Покрова Богородицы (14 октября), должен был забросить маленькое зеркальце… за пазуху своей избраннице, чтобы теперь она смотрела только на него. Подаренное зеркальце невеста берегла как талисман всю жизнь.

В этот день девушки, которые хотели поклясться друг другу в вечной дружбе, плели общий венок и привязывали к нему крест. Они вместе брали зеленую гирлянду и одновременно прикладывались к кресту. После такой церемонии между подругами не могло возникнуть никаких недомолвок, ведь теперь ссоры считались большим грехом.

Веселились и семейные люди. К примеру, в понедельник или во вторник после Троицы родители, которые уже выдали замуж и женили всех своих детей, справляли еще раз… собственную свадьбу. Созывать гостей не требовалось, ведь все село и так знало, где должно было произойти такое событие. К «молодоженам» шли всем миром и несли с собой не подарки, а выпивку и закуску. Жениха и невесту украшали венками из жасмина (Божого деревця), чтобы Дух Божий не покидал эту семью и давал ей здоровье, радость и долгие годы жизни в чистоте и счастье.

А еще, на второй день после Троицы замужние женщины гнали шулiку (ястреба). Утром, собравшись в шинке, подруги сбрасывались на закуску и горилку и мастерили из веточек и платков чучело ястреба, которого полагалось «угостить». Женщины выпивали и приговаривали: «Не смотри на цыплят, а смотри на падаль». После обряда куклу разрывали на части, и каждая участница банкета выкупала свой платок.

В пятницу после праздника хозяйка пересыпала золой сорочки мужа, чтобы не заглядывался на других женщин

С Зеленими святами наши предки связывали надежды на богатый урожай, здоровье семьи, предстоящие свадьбы, рождение детей… А еще, считалось, что в течение недели после Троицы по земле ходят русалки. Главным днем водяных красавиц был Зеленый четверг, или, как его еще называли в народе, Русальная пасха. В этот день запрещалось работать, ведь если мавки увидят кого-нибудь в поле, обязательно обидятся и уничтожат посевы. Чтобы спасти урожай, на нивах для русалок оставляли краюхи хлеба, а в садах на фруктовых деревьях развешивали полотно — мавкам на сорочки.

Поскольку трудиться на Русальную пасху не полагалось, народ предавался веселью. Замужние женщины отправлялись в шинок, куда через какое-то время подходили их мужья, чтобы вместе закусить, выпить, спеть и потанцевать. Ходить парами было опасно: русалки позавидуют семейной идиллии и погубят одного из супругов.

А вот в пятницу женщины устраивали особую постирушку: хозяйка собирала все сорочки мужа, пересыпала их золой, а потом тщательно выбивала и выполаскивала. Этот ритуал должен был отбить у мужа охоту заглядываться и на русалок, и на других женщин.

Особенно почитали и боялись мавок незамужние девушки. Они носили для потусторонних красавиц в лес венки, яичницу и хлеб, чтобы те им богатых женихов наслали. Дабы русалка не защекотала до смерти, с собой брали травы-обереги: чеснок, любисток и полынь. Кстати, по народным поверьям, русалки существуют разные. Щекотуньи — это души девушек, которые умерли зимой. На Гуцульщине мавок называли нявками (от древнерусского слова «навь» — мертвец). Их представляли красивыми девушками, которые живут в горах и заманивают молодежь, чтобы защекотать до смерти. В центральной части Украины нявками считали маленьких детей, которые умерли, не приняв крещения. Только на Троицу малышей можно освободить от власти злых духов. В этот день души младенцев поднимаются в воздух и просят о крещении. Если кто-то из христиан услышит детский голос, он должен сказать: «Iван та Марiя! Хрещу вас в iм`я Отця i Сина i Святого Духа. Амiнь». Тогда ангелы подхватят душу младенца и унесут ее на Небеса. Народная молва утверждала, что нужно успеть окрестить дитя до семилетия, иначе ребенок навсегда останется русалкой.

Через неделю после Троицы наступает Петров пост, который, кстати, считается не слишком строгим: есть запрещается только мясные и молочные продукты. Зато православным разрешаются рыба, овощи, каши, сдобренные растительным маслом. Такая лояльность, видимо, связана с тем, что в старину самое голодное время было как раз в начале лета: прошлогодние запасы у селян уже съедены, а плодов нового урожая еще нужно ждать. Хозяйки говорили: «Як олії нема — шабаш!» Что касается продолжительности поста, то начало Петровки зависит от Пасхи и Троицы, а заканчивается пост всегда 12 июля (на Петра и Павла), поэтому говеть приходится от двух до шести недель, в нынешнем году — чуть больше трех недель.

С Петровкой в народе тоже было связано много традиций и обрядов. Так, в первый понедельник старые женщины (в обряде принимали участие даже самые немощные бабушки) собирались в хате какой-нибудь хозяйки, держащей корову: наставляти Петрiвку, щоб глечики не збiгали. Посреди стола ставили пустой кувшин, украшали его венком из цветов и трав, подвязывали красным платком. Старушки немного выпивали, закусывали троицкими коржиками и желали друг другу: «Дай, Боже, щоб нашi корови були дiйнi, збирнi, щоб вершок хороше стояв. Щоб нашi корови на пашу ходили i наїдалися i побагату молока носили!»

ПОЛТАВСКИЕ ВАРЕНИКИ С КЛУБНИКОЙ

 

Для приготовления теста потребуется: кефир или простокваша — 1 стакан, яйцо — 1 штука, сахар — 1-2 столовые ложки, масло подсолнечное — 3 столовые ложки, мука пшеничная — 2-3 стакана, сода — 1 чайная ложка, щепотка соли, немного ванилина.

Для начинки: клубника — 500 г, сахар — по вкусу.

В просеянную муку влить кефир, добавить яйцо, соль, сахар, ванилин и подсолнечное масло. Месить тесто, пока не перестанет прилипать к рукам. Затем на стол насыпать немного муки и чайную ложку соды, перемешать. Тесто втирать в эту муку с содой (тогда вареники хорошо поднимутся и будут пышными), а затем снова месить. Поставить тесто в холодильник на 30 минут.

Охлажденное тесто раскатать и разрезать на квадраты или сделать стаканом кружки. Промытую и подсушенную клубнику положить на тесто, посыпать сахаром и слепить вареники.

Поставить на огонь кастрюлю с водой, предварительно натянув сверху марлю. Как только вода закипит выложить вареники на марлю на некотором расстоянии друг от друга и накрыть миской. Варить на пару 5-7 минут. Складывать готовые вареники в подходящую посуду, при этом хорошо смазывая их сливочным маслом, чтобы не прилипали друг к другу. Перед подачей посыпать сахаром и полить ягодным соком, смешанным со сметаной.

3802

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів