Обидевшись на родственников, 72-летний мужчина взял дома боевую гранату и выдернул чеку
Около восьми часов вечера в дежурную часть Гагаринского райотдела милиции поступило сообщение от местного жителя: его отчим хочет покончить жизнь самоубийством, намереваясь взорвать в квартире боевую гранату. Ситуация была экстраординарная, на место происшествия срочно выехали следственно-оперативная группа, взрывотехники, наряды «Беркута», сотрудники ГАИ, патрульно-постовой и других служб милиции города во главе с начальником управления.
«Да я просто попугать хотел своих родственничков»
Первыми на место происшествия прибыли начальник Гагаринского райотдела милиции Владимир Роживец, начальник штаба райотдела милиции Николай Сатонин, а также исполняющий обязанности начальника милиции общественной безопасности Николай Алексеенко.
*Николай Сатонин и Николай Алексеенко не стали ждать прибытия взрывотехников
и специалистов МЧС. «Дорога была каждая секунда, — говорят офицеры милиции. -
Люди могли пострадать»
— Возле одного из подъездов многоэтажки они увидели сидящего на лавочке мужчину, с которого градом лился пот. В руках у него была граната РГ-42 с выдернутой чекой, — рассказывает начальник отдела по связям с общественностью Управления МВД Украины в Севастополе Елена Фроляк. — «Больше не могу держать, сейчас брошу!» — крикнул он подбегающим милиционерам. Всего в нескольких метрах играли в песочнице малыши, на спортивной площадке подростки гоняли мяч, во дворе дома гуляли мамы с колясками. Была пятница, конец рабочей недели, жара спала, люди вышли вдохнуть прохлады. В парке неподалеку от дома тоже было немало отдыхающих. Один неосторожный шаг мог привести к непредсказуемым жертвам.
— Сотрудники милиции могли бы дождаться взрывотехников, специалистов МЧС, никто бы их за это не осудил.
— Время шло на секунды! Подбежав к мужчине, Николай Сатонин перехватил из его слабеющих пальцев гранату, а Николай Алексеенко сжал руки Сатонина для подстраховки. Ведь держать долго гранату без чеки одному человеку практически невозможно — руки немеют, пальцы слабеют. А выпустить гранату из рук тоже нельзя — тут же раздастся взрыв. Так, держась вдвоем за гранату, Сатонин и Алексеенко переместились в служебный автомобиль начальника Гагаринского райотдела. За руль сел сам Владимир Роживец.
Начальник севастопольской милиции Олег Козюра принял решение перевезти гранату в безопасное место и обезвредить в кратчайшие сроки, ведь она могла взорваться в любое мгновение.
— Все происходило в старом районе города, где, как говорится, дом на доме, припарковать машину и то сложно, — объясняет Елена Фроляк. — Действовать надо было очень быстро. Поэтому обезвредить гранату решили в море — так было ближе. Но на пляже «Солнечный» в это время отдыхало много людей. Пока Владимир Роживец аккуратно, объезжая кочки и ямы (ведь любой толчок мог спровоцировать взрыв), вел автомобиль к пляжу, сотрудники «Беркута» освобождали от людей маршрут следования, а прибрежную территорию — от отдыхающих.
Поначалу многие возмущались, дескать, отдохнуть не дадут спокойно. Но, узнав, ЧТО везут, быстро покинули пляж. Гранату Николай Сатонин и Николай Алексеенко бросили в море. Коснувшись поверхности воды, она взорвалась. Осколки разлетелись в радиусе 25 метров, высота водяного столба достигала десяти метров. Страшно даже подумать, что было бы, взорвись она в квартире многоэтажки…
В ходе расследования выяснилось, что Иван Петрович Сидоров (имя изменено) жил на третьем этаже в двухкомнатной квартире с супругой и ее сыном. После смерти жены, завещавшей одну из комнат внучке, к пенсионеру перебрался его пасынок с невесткой. А в их квартиру в этом же доме переехала внучка. Мирного сосуществования не получилось. Из-за чего родственники поскандалили в то утро, сказать сложно, с чего все началось, никто уже и не помнит. Но слегка подвыпивший Иван Петрович, недолго думая, достал из ящичка тумбочки, на которой стоит телевизор, гранату, выдернул стопорное кольцо и крикнул, что взорвет себя и родственников. К счастью, пасынку сразу удалось выхватить гранату из его рук и позвонить в милицию. Затем он выскочил с гранатой на улицу.
Как рассказал потом сотрудникам милиции сам Иван Петрович, гранату он приобрел еще 20(!) лет назад у сержанта воинской части ПВО, где тогда работал. По словам специалистов, граната могла взорваться в любую минуту.
— Почему вы вдруг решили достать гранату?
— Да меня эта ведьма, невестка моя, с мужем уже так достали! — говорит Иван Петрович.
— Вы понимали, что могли взорвать не только себя, но и своих близких?
— В тот момент я уже ни о чем не думал, — вздыхает мужчина. — Говорю же, что они меня достали.
— И в чем это проявлялось?
— В оскорблениях, унижениях. Дело в том, что я льготник, начались раздоры по поводу оплаты за жилье. Внучка никаких претензий не имела, а вот невестка… Ну просто спасу не было. Я в тот день выпил с друзьями на лавочке граммов двести, пришел домой. Они (невестка и пасынок. — Авт.) тоже выпили и стали оскорблять меня: мол, ты здесь никто, квартира наша. Хотя квартира моя, комнату внучке, как завещала покойная супруга, я отдал. Но они говорят: «Уезжай отсюда!» И я не выдержал. Достал из ящичка гранату. Решил их напугать. Выдернул чеку. «Надоело, — говорю, — терпеть унижения!» А пасынок же, здоровила, на меня кинулся, повалил. Невестка в это время была в другой комнате…
— Жалеете о случившемся?
— Естественно. Если бы можно было вернуть тот вечер, я лучше бы просто ушел из дому, чтобы не слушать претензий своих родственничков.
— О том, что у вас дома хранится граната, ваши родные знали?
— Нет. Одно время она у меня лежала на огороде. Потом я ее забрал домой. Спрятал.
— С какой же целью вы ее хранили?
— Так, на всякий случай. К тому же сержант, который продал мне гранату, сказал: «Не бойся, она учебная». А оказалось — боевая…
«Не до страху было — люди могли пострадать»
Пасынок Ивана Петровича рассказал, что у отчима был еще и пистолет. «Во время очередной ссоры я забрал у деда оружие и выбросил его в мусоропровод», — говорит.
— Когда вы поняли, что граната не учебная? — спрашиваю у начальника штаба Гагаринского райотдела милиции Николая Сатонина.
— Сразу понял.
— Было страшно?
— Нормально было, терпимо.
— О чем в тот момент думали?
— Только о том, что гранату нужно как можно быстрее вывезти в безопасное для людей место.
— Возле дома — женщины с колясками, детские площадки, — вступает в разговор исполняющий обязанности начальника милиции общественной безопасности Николай Алексеенко. — Мы понимали, сколько людей могло пострадать. В этот момент к нам подъехал начальник райотдела Владимир Роживец. И хотя о происшествии уже сообщили во все службы, другого выхода не было: главное — успеть как можно быстрее вывезти гранату подальше от людей и жилых домов. Дорога была каждая секунда. Пока доехали до пляжа, у нас руки уже с трудом удерживали гранату. Как стояли с Сатониным, так вдвоем и бросили ее в море…
Так же, как и его коллеги, не стал подвергать опасности других людей и Владимир Роживец. Хотя рядом было много милицейских экипажей, он решил транспортировать взведенную гранату на своем автомобиле.
— Владимир Иванович принял правильное решение, у нас другого выхода не было, граната могла сработать в любую секунду, — убеждены Сатонин и Алексеенко. — Слава Богу, все обошлось.
— Как дома отреагировали на ваш поступок, когда узнали все подробности случившегося? — спрашиваю у Владимира Роживца.
— Я приехал домой далеко за полночь, жена уже спала… Вы что, так и напишете? — улыбается.
— Конечно!
— Утром, когда СМИ сообщили о ЧП, она сказала: «С такой работой тебе лучше уйти на пенсию».
P.S. Автор благодарит сотрудников отдела по связям с общественностью за помощь в подготовке материала.
1329Читайте нас у Facebook