ПОИСК
Життєві історії

«Пока я реанимировал первого утопленника, второй пошел на дно. Его тело я обнаружил метрах в тридцати от того места, где видел его последний раз»

0:00 4 червня 2010
В Полтавской области женщина, чья старшая дочь 15 лет назад погибла, провалившись под лед, едва не потеряла и двух сыновей, которых друзья пытались научить плавать. К счастью, на пляже случайно оказался советник министра Владислав Сафонов

Братья Сигляники из села Большой Перевоз Шишакского района Полтавской области утверждают, что они в тот день вовсе не хотели идти на речку. Но к ним зашел друг Андрей и уговорил пойти с компанией на Псел, дескать, он научит их плавать.

«Тренировки» ребята начали рядом с неработающей ГЭС возле райцентра Шишаки. Здесь норовистый Псел, преодолевая искусственное препятствие, бурлит многочисленными водоворотами, а течение резко увеличивает скорость. Рассказывают, именно в этом месте утонул уже не один человек. К немалому количеству жертв своенравной реки едва не прибавились еще две — 9-летний Владик и 11-летний Валера Сигляники.

«Брат хотел мне помочь и… тоже утонул»

Чтобы добраться до самого популярного в здешних местах пляжа, пятерым сельским мальчишкам пришлось преодолеть, по крайней мере, километров восемь труднопроходимых дорог и тропинок вдоль Псла. Но разве это расстояние для непоседливых ребят?

- Когда оказались на пляже, Виталик сказал, что мы с братом можем учиться плавать, держась за пустые пластиковые бутылки, которые нашлись на берегу, — удобно усевшись на больничной койке, рассказывает Владик.  — Виталик с Андреем тут же полезли в реку, а мы с Валерой и Димой некоторое время смотрели, как Псел бурлит возле ГЭС. Потом все же решились зайти в воду. Сначала нам было по колено, и вдруг стало по самую шею. Не помню, что случилось потом, но меня начало относить течением все дальше и дальше. Брат хотел помочь мне и тоже утонул…

РЕКЛАМА

Несостоявшийся спасатель — шестиклассник Валерий — менее разговорчив. Ему запомнилось, что Владик некоторое время плавал, держась за бутылки, а потом исчез под водой. Он хотел вытащить братишку, но и сам не смог противостоять течению.

- Ребята, которые умели плавать, бросились нас догонять, но не успели, — вздыхает еще не отошедший от шока худенький паренек.

РЕКЛАМА

Насмерть перепуганные, братья Сигляники даже не могли кричать — вода, попав в легкие, моментально перекрыла дыхание. Валера говорит, что пытался зацепиться за берег, но это ему никак не удавалось. А Владик уже попрощался с жизнью, однако твердо решил не плакать.

Гибель ребят казалась неминуемой. Но, видно, умирать им было еще рано. Ибо за поворотом Псла, на соседнем пляже, что метрах в ста от того места, где проходили ребячьи «заплывы», в это время случайно оказался человек, которого тонущим послал, наверное, их ангел-хранитель. Сорокалетний житель Шишаков, заместитель начальника по технике безопасности и охране агрофирмы имени Довженко Владислав Сафонов, он же советник министра по вопросам семьи, молодежи и спорта Равиля Сафиуллина и мастер по гиревому спорту, приехал на речку, чтобы показать изумительные по красоте местные пейзажи своему другу из Лубен.

РЕКЛАМА

- Меня как будто тянуло к тому месту. Обычно я купаюсь в Псле каждый день, вот и тогда тоже собирался нырнуть в прохладную воду, — рассказывает Владислав.  — Когда я со своим гостем около половины шестого вечера подъехал к ГЭС, на пляже никого не было. Только туристы-байдарочники на речке копошились. Причем явно не местные, потому что они тщетно пытались переплыть с правого берега на левый, на котором стояли мы с другом. Мощный водоворот возле плотины не позволял им причалить к пляжу, и путешественники, немного покрутившись, поплыли вниз по течению. Мы с Вадимом пошли вслед за ними, подыскивая хорошее место. Не успел я ступить в речку, как вдруг увидел детское тело, которое несло течением по краю противоположного берега. Оно плыло вниз лицом и то скрывалось под водой, то снова появлялось. Я подумал, что байдарочники «потеряли» кого-то из своей команды…

«Испугавшись, приятели пострадавших даже на помощь никого не позвали»

Владислав без раздумий кинулся вытаскивать ребенка. В том, что это был утопленник, он не сомневался — мальчик никак не реагировал на обращения к нему. Но только мужчина прыгнул в воду, справа от себя увидел… еще одно плывшее по течению тело. В отличие от первого мальчика, этот издавал глухие звуки, отдаленно напоминающие крики о помощи: гух, гух… Влад скорее схватил его подмышки — мальчик был худенький и бледный — и вытащил на берег. Тут же положил его животом себе на колено и дважды нажал на грудную клетку. Изо рта парнишки полилась вода. Он задышал, открыл глаза.

- Смотри за ним! — приказал Влад товарищу и снова бросился в речку, чтобы вытащить другого ребенка. Однако тела на том месте, где он видел его последний раз, не было — оно ушло на дно.

- Место я запомнил и поплыл искать утопленника, — продолжает Владислав.  — Нырнул один раз — не нашел. Тогда проплыл вперед метров двадцать-тридцать, полагая, что течение успело отнести тело дальше. К счастью, на глубине двух — двух с половиной метров поймал пацаненка за руку.

Оживив мальчишку тем же образом, что и первого, и оставив обоих на товарища, Влад побежал к ГЭС, откуда, как он слышал, доносились детские голоса.

- Сколько вас было? — спросил трех перепуганных ребят, стоявших на берегу. И, услышав, что пятеро, облегченно вздохнул. Теперь он уже точно знал, что больше никого не нужно спасать. Поскольку узнать что-либо от пришедших в сознание «утопленников» было невозможно — говорить они все равно не могли.

- К сожалению, ребятня даже не собиралась звать кого-то на помощь. Мальчишки просто растерялись и, видимо, решили никому не сообщать о трагедии на речке, — сетует Владислав.  — Они и меня просили никому об этом не говорить. Но я тут же вызвал «скорую» и сотрудников милиции.

Так что, если бы не мужественный поступок Владислава Сафонова, внезапное исчезновение братьев Сигляников могло бы еще долго оставаться загадкой.

- В тот день я ездила в Шишаки по делам, а когда вернулась домой и увидела, что сыновья не сложили кирпич в кучу, о чем я их просила, сразу же поняла, что они где-то гуляют, — рассказывает о пережитом мать сорванцов, 37-летняя Татьяна.  — Мобильных телефонов у них нет, и я, сев на велосипед, отправилась искать мальчиков в лес. Там их друзья построили шалаш, так что сыновья могли находиться в нем. Но в лесу было тихо. Я не знала, что делать, но поиски не прекращала, ведь дело шло к вечеру. Случайно встретила соседку, сестру одного из мальчиков, с которыми мои дети были в одной компании. «Их в милицию забрали», — огорошила меня девочка. Для меня эта новость стала громом среди ясного неба. Что мальчишки могли такого натворить? Начала мужу звонить, рассказывать ему об этих неприятностях. Он связался с райотделом милиции, а оттуда ответили, что наши дети не у них, а в больнице. У меня все так и похолодело внутри. Думала, случилось самое худшее. Я ведь пятнадцать лет назад уже потеряла одного ребенка. Моей девочке от первого брака было три годика, когда она утонула в речке. Провалилась под лед…

Когда «скорая» доставила братьев в больницу, температура их тел опустилась до 34 градусов

Как выяснилось в разговоре, Татьяна однажды уже чуть не потеряла сына Валеру. В три года его… украли. Семья гостила у друзей в Кременчуге, зашла в большой супермаркет за покупками. И, пока взрослые присматривали товар, мальчик… исчез. Спустя несколько дней его нашли в детском приюте. Малыш рассказывал, что из магазина его увела незнакомая тетя. С какой целью она это сделала и почему ребенок оказался в приюте, так и осталось загадкой, но с тех пор Валера замкнулся, начал всего бояться. И теперь гораздо тяжелее приходит в себя от пережитого шока, нежели его младший брат.

Поначалу медики подозревали у потерпевших воспаление легких, но, к счастью, обошлось без осложнений. А вот у ребят, которые были на пляже вместе с братьями, появились насморк и кашель.

По словам врача-педиатра Шишакской центральной районной больницы Натальи Омельяненко, которая принимала «утопленников» на своем дежурстве, «скорая» доставила маленьких пациентов уже в более-менее удовлетворительном состоянии. Хотя их кожа была сероватой, их тошнило и бил озноб (температура тела опустилась до 34 градусов), эти симптомы удалось довольно быстро снять. Медики больше тревожились за старшего из ребят, который выглядел синее брата, поскольку, видимо, дольше пробыл в воде.

Пострадавшим провели соответствующую терапию, напоили горячим чаем, обложили пластиковыми бутылками с теплой водой и укутали одеялами. Часа через три мальчики уже чувствовали себя практически здоровыми.

- Благодаря тому, что им была грамотно оказана первая медицинская помощь, нам не пришлось проводить никаких реанимационных мероприятий, — говорит фельдшер станции скорой медицинской помощи Виктор Юстимчук, доставлявший братьев Сигляников в детское отделение райбольницы.  — По сути, Владислав вырвал их у смерти буквально в последний момент. Если бы мальчики пробыли в воде еще чуть-чуть, то могли бы умереть от гипоксии мозга или других осложнений, вызванных переохлаждением. Да и попросту захлебнуться…

Владислав Сафонов после случившегося решил взять шефство над спасенными детьми. Тем более что Равиль Сафиуллин, узнав о геройском поступке своего советника, дал задание найти возможность бесплатно оздоровить ребят. Медики, кстати, рекомендовали мальчикам пройти курс санаторно-курортного лечения, поскольку им требуется и психологическая помощь, и просто хорошее полноценное питание. Глава райгосадминистрации Вячеслав Билаш, к которому Сафонов обратился с просьбой о выделении путевок, очень быстро решил этот вопрос. И уже в ближайшее время братья Сигляники отправятся поправлять здоровье в детский санаторий.

Валера с Владиком сознаются, что стали еще больше бояться воды и теперь вообще на речку ходить не будут. А их спаситель убеждает школьников, что, наоборот, нужно перебороть в себе страх и научиться плавать, чтобы больше не попадать в подобные ситуации. И обещает лично заняться тренировками ребят.

Спасать людей «всерьез» Владу пришлось впервые. Хотя в детстве, говорит, ему не раз приходилось вытягивать из Псла других пацанов, которые начинали тонуть. Плавать в норовистой речке действительно непросто. Во-первых, дно здесь коварное, с обрывистыми глубокими ямами. Во-вторых, течение такое, что для того, чтобы удержаться на одном месте, нужно очень энергично грести руками и ногами.

- Так, как я, поступил бы каждый, — считает Владислав Сафонов.  — У меня у самого подрастают сыновья. Одному семь лет, а другому только два месяца.

Мама спасенных мальчиков уверена, что ее детям очень повезло.

- Как хорошо, что именно этого человека послал Бог Валере и Владику, — с дрожью в голосе говорит Татьяна.  — Он не растерялся и совершил геройский поступок, за что вся наша семья ему бесконечно благодарна. Муж уже отнес письмо в редакцию районной газеты с просьбой рассказать об этом смелом человеке.

Начальник районного отделения МЧС Александр Вильховой сообщил, что готовит документы на присвоение Владиславу Сафонову звания «Герой-спасатель года».

502

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів