«Приходилось работать по 12 часов под «надзором» видеокамер. Мы не могли ни пообедать, ни в туалет сходить »
Лето — это не только пора отдыха, но и время, когда молодежь старается подзаработать — в многочисленных летних кафе, в отелях, на рынках, в таксофирмах. Хозяева бизнеса в сфере услуг этому, естественно, рады. Такие работники не предъявляют особых требований по условиям труда, услужливы, старательны, хотя получают гораздо меньшую зарплату, чем их постоянно работающие сотрудники. Если вообще ее получают. Ибо часто студентов и подростков официально не оформляют. И то, что еще по сути дети работают 10-12 часов в сутки и их порой «кидают» хозяева, не особо тревожит наших законодателей. При этом суды завалены гражданскими исками к нечестным работодателям.
Во Львовской области на днях завершено расследование уголовного дела, возбужденного почти год назад в отношении руководителя одной из таксофирм, который эксплуатировал труд нескольких человек, в том числе 17-летней девушки. Столкнувшись с обманом и издевательствами, Настя (имя изменено) получила психологическую травму. На нервной почве у нее начал развиваться псориаз…
«Работайте, девки, или идите вон, других наберу!»
— Год назад решила подработать, прочитала в газете объявление, что одна таксомоторная фирма приглашает диспетчеров. Пришла туда, и меня сразу взяли, — рассказывает «ФАКТАМ» Настя. — Написала заявление о приеме на работу. Потом мне объяснили условия: работать нужно по 12 часов. Обязанности — отвечать на телефонные звонки.
Зарплата была маленькая, но и ее платили не постоянно. Кроме меня, на фирме трудились еще 11 девушек. Это четыре смены. Офис состоял из двух комнат. Одна принадлежала директору, другая, маленькая, служила диспетчерской. В офисе было много телефонов, старенькие компьютеры и очень неудобные стулья, на которых приходилось сидеть половину суток. Я должна была очень хорошо знать город, вежливо общаться с клиентами и… не выходить из помещения. Ни пообедать, ни в туалет сходить! Ночью спать разрешалось только полчаса в режиме вахты. И самое поразительное: директор, солидного возраста, но не старый еще мужчина, установил в диспетчерской видеокамеру, чтобы круглосуточно за нами наблюдать. На наши возражения: «Мы женщины! Спим тут, переодеваемся, потому что нас не выпускают!» — он не реагировал. Пояснял просто: «Нужны записи, если возникнут конфликтные ситуации с клиентами или водителями». В принципе такое могло, конечно, случиться. Клиенты часто нам хамили, требуя немедленно предоставить машину в час пик. В общем, работа оказалась тяжелой и физически, и психологически. Поэтому знать, что за тобой все время «смотрит» видеокамера, постоянно думать, в какой позе сидишь, с каким выражением лица, было невыносимо. Мы попросили вмонтировать микрофоны, этого было бы достаточно. Но директор стоял на своем: «Работайте, девки, или идите вон, других наберу!»
Но это были еще цветочки. Время от времени в комнату директора вваливался его сын (он был основателем фирмы) со своими дружками-наркоманами. Шумел, орал и обзывал девушек, требовал… денег на водку и наркотики. Если не давали, начинал искать кошельки в их сумках. А приняв «дозу», засыпал на полу прямо в диспетчерской. Жаловались на
30-летнего дебошира и его наркокоманду не только девушки-диспетчеры, но и работники соседнего офиса. Вскоре не выдержал руководитель центра, в котором таксофирма от имени сына директора арендовала помещение. Он добился того, чтобы договор аренды был переписан и заключен не с основателем, а с директором. Кроме того, начальник охраны настоял на оформлении всем работникам офиса перевозчиков служебных удостоверений. Диспетчеры для этого сфотографировались и отдали фото своему директору. Но тот делать пропуска не захотел. И не только потому, что за охрану нужно было платить арендодателям. Как стало понятно позже, удостоверения он не сделал специально, чтобы у диспетчеров не было никаких доказательств трудоустройства.
«Иногда шеф, ничего не объясняя, выдавал только половину зарплаты, при этом шутил: «Занял у вас себе на носки»
— В этом плане у директора опыт был большой, — продолжает Настя. — У него, помимо нашей, было еще несколько фирм, записанных на родственников и других частных предпринимателей. В этих фирмах работали несколько сотен таксистов, без лицензий и трудовых книжек. Поэтому сомневаюсь, что платились какие-либо налоги. Иногда в наш офис приходили сотрудники милиции или налоговой и… уходили. Вот и все проверки! Однажды один из таксистов стал требовать у директора свою трудовую книжку, поскольку должен был оформить пенсию. Но шеф, сославшись на пожар в машине, ответил, что «трудовая» сгорела. Прокуратура проводила проверку по этому делу, но почему-то нарушений не нашла…
Руководитель экономил на всем. В летнюю жару диспетчеры работали без кондиционера или вентилятора. А зимой из-за отключенного за долги отопления в комнате стоял страшный холод, однако включать электропечь не разрешалось. Иногда шеф, ничего не объясняя, выдавал только половину зарплаты, при этом шутил: «Занял у вас себе на носки». Свои долги быстро забывал.
Некоторые девушки не выдерживали такого «темпа». Но ни о каких больничных или отпусках даже речи не могло быть. Им просто высчитывали из зарплаты за пропущенные дни. Постоянно кто-то уходил, нанимались новые сотрудницы.
— Окончательное решение бросить работу у меня созрело после конфликта с охраной офисного центра, — вспоминает Настя. — Хотела выйти на пару минут в аптеку и магазин, купить предметы гигиены и чего-нибудь поесть. Охранник, бывший спецназовец, помня о том, что наш директор не платит за охрану, решил меня не выпускать. Поскольку я настаивала, он набросился на меня с кулаками. Я расплакалась, позвонила домой и объяснила родителям ситуацию. До этого дома старалась ничего плохого о работе не говорить, чтобы не огорчать близких. Они приехали и забрали меня. Утром сообщила о конфликте директору, потребовала объяснений, но тот заявил: «Раз тебе что-то не нравится, можешь на работу не выходить». Зарплату так и не выдал. Но я думала не об этом, а о том, чтобы вернул хотя бы трудовую книжку, поскольку таксофирма была первым моим местом работы. Шло время, а бывший шеф все только обещал, что вот-вот отдаст книжку и произведет официальный расчет. Осенью прошлого года меня встретил на улице его сын и стал угрожать, что проломит голову, если от них не отвяжусь. Это было уже слишком! И я заявила о нарушении трудового законодательства в милицию. Там мне в беседе сообщили, что якобы почти в каждом райотделе против моих бывших работодателей заведены уголовные дела по фактам мошенничества, угроз убийством, подделки документов, наркоторговли. Многие люди остались не только без работы и денег, но и без жилья, потому что начальство оформляло кредиты на своих работников под залог их имущества. «Почему же они тогда не за решеткой?» — спросила я у дежурного милиционера. Тот лишь загадочно усмехнулся и пожал плечами…
Заявление девушки райотдел передал участковому, а тот, не стесняясь присутствия в своем кабинете пострадавшей, позвонил директору таксофирмы и стал… советовать ему, что писать в пояснительной, чтобы отделаться от жалобщицы. Поняв, что тут ничего не добьешься, Настя отнесла свое заявление уже в районную прокуратуру. Прошло полгода. Однако никто ничего не расследовал…
— Из таксофирмы мне звонили диспетчеры, — продолжает Настя, — и жаловались на то, что директор совсем обнаглел, хвастается, мол, милиция и прокуратура показывают ему все материалы по моему делу, и грозит: «Если кто-то будет свидетелем, долго не проживет!» Девушки боялись не только увольнения, но и физической расправы! Тем не менее две из них сообщили правоохранителям, что работают нелегально.
Инспекция по надзору за трудовым законодательством вместе с работниками отдела по борьбе с экономическими преступлениями Франковского райотдела милиции Львова наконец-то провели в фирме проверку и выявили, что девушки работали нелегально. Но затем дело опять застопорилось. Изъятые в офисе компьютеры через неделю вернули, а фирма, несмотря на массу найденных правонарушений, продолжала работать. Лишь в середине мая этого года Франковская районная прокуратура Львова возбудила уголовное дело по факту незаконного увольнения несовершеннолетней, за что предполагается наказание в виде штрафа или общественных работ.
— При этом следователь почему-то «забыл» ознакомить меня и моих родственников с материалами дела, — говорит Настя. — Он также не подал в интересах несовершеннолетней иск, хотя я просила об этом. Ведь имею право подать в рамках уголовного дела гражданский иск для возмещения материального и морального ущерба, для записи в трудовую книжку стажа работы. Расследование, считаю, проведено плохо: не затребована справка о моем месте работы, не опрошены свидетели, которых я назвала, и так далее. Даже письмо о том, что расследование завершено, мне никто не отправил. Узнала я об этом случайно, когда позвонила в прокуратуру выяснить, как идет следствие.
«Основатель фирмы, угрожая ножом двум 14-летним школьницам, отобрал у них мобильный телефон и ноутбук»
— Я уже долгое время безработная, — тяжело вздыхает собеседница. — Никто без трудовой книжки и опыта работы не принимает. От нервов и постоянного стресса у меня появился псориаз. Почти год потратила, пытаясь доказать, что вообще работала. Недавно бывшие коллеги рассказали: основатель таксофирмы был задержан милицией за… разбойное нападение. Средь бела дня угрожал ножом двум 14-летним школьницам и отобрал у них мобильный телефон и ноутбук. Одна из девочек оказалась дочерью судьи, так что на этот раз избежать наказания не удалось. А директор таксофирмы, на которого я в каторжных условиях трудилась, снял частный дом под офис и продолжает работать. Газеты пестрят его объявлениями, идет поиск новых «рабынь».
— Расследование по заявлению Насти затянулось, потому что я несколько месяцев находился на больничном из-за перелома ноги. А ответственный работник нашей прокуратуры в то время должен был пройти повышение квалификации, вследствие чего тоже отсрочил проверку, — сообщил «ФАКТАМ» прокурор Франковской районной прокуратуры Львова Игорь Ивченко. — Его отстранили от расследования, материалы передали другому сотруднику, который на днях завершил дело. Заявление несовершеннолетней подтверждено материалами уголовного дела. Действительно, имело место грубое нарушение трудового законодательства Украины, поэтому директор фирмы должен понести уголовную ответственность. Кроме того, возбуждено уголовное дело в отношении основателя этой таксофирмы за разбойное нападение на двух девочек. Мужчина задержан и до суда содержится в СИЗО…
Во Львовском городском центре занятости населения «ФАКТАМ» сообщили, что в период летних каникул многие фирмы подали объявления о наборе на работу молодежи. В основном это рестораны и бары. Юношам и девушкам предлагают зарплату от 960 гривен до 2 тысяч. Оформляются краткосрочные контракты. Центр занятости работает с проверенными фирмами, и инцидентов по поводу трудоустройства или невыплаты зарплаты не бывает. Сотрудники службы советуют студентам и школьникам устраиваться на работу с их помощью. Это безопаснее и надежнее, чем искать место по газетным объявлениям.
870Читайте нас у Facebook