Осуществляя сценарии идеальных убийств, киллеры прятали шприцы в букеты роз и использовали яд кураре
Как известно, идеальных убийств не бывает, даже самый предусмотрительный преступник оставляет следы и улики. Но двое бывших сослуживцев по спецназу внутренних войск Юрий Иванский и Игорь Зимин решили, что станут суперпрофессионалами, совершенной машиной для преступлений. Тем более что Юрий успел после армии закончить школу милиции и поработать в уголовном розыске, а значит, имел навыки оперативной работы. Игорь же, получив экономическое образование, вообразил себя сверхчеловеком, который возьмется за благородную миссию очищения мира от недостойных людей. Прочитав как-то детектив Андрея Ильина «Обет молчания», Игорь страстно увлекся идеей стать членом тайного подразделения антикиллеров, которое якобы существует при разведывательном управлении российской ФСБ. Готовясь к этому, он даже собирал книги по взрывотехнике и вооружениям, методам выживания на войне и ведению разведывательной работы. Среди множества пособий нашлось место и историям о Шерлоке Холмсе, ведь из них Зимин почерпнул идею использования для убийств яда кураре.
Иванский и Зимин создали банду, четыре года действовавшую на Днепропетровщине и за ее пределами.
Бандиты решили убить компаньона бизнес-леди и отнять у женщины его долю
После службы в спецназе бывшие армейские друзья Юрий Иванский и Игорь Зимин связи не теряли. Правда, жизнь Юрия складывалась удачнее. Он женился, увлекся единоборствами и даже получил черный пояс по каратэ и титул чемпиона мира по киокушинкай каратэ. После стажировки в Таиланде и США Юрий стал работать в Днепропетровске инструктором по рукопашному бою на базе общества «Динамо». Тренировал сотрудников милиции, в частности «Беркута», имел обширные связи не только среди правоохранителей, но и в бизнес-кругах, обожал светские тусовки и слыл человеком весьма влиятельным. История умалчивает о том, кто были его первые заказчик и жертва. Но известно, что, когда в феврале 1997 года возникла проблема с компаньоном владелицы фирмы «Укрпромэкспорт» Ларисы Серебрянской (имя изменено), Игорь Зимин уже действовал. В банду входили также боксер Евгений Самборский, приехавший в Днепропетровск из Чернигова, 21-летний Сергей Хмель и 23-летний Андрей Онищенко. Был у дружков и свой взрывотехник — сын милиционера, имевшего прозвище Дедушка. Именно обширные связи в среде правоохранителей и участие в банде бывших «оперов» могло сделать группировку действительно неуловимой. Но безнаказанность порождала все большую дерзость. В чужие заказы бандиты стали вносить свои коррективы. Когда Лариса Серебрянская попросила Иванского просто припугнуть ее компаньона, которому должна была крупную сумму денег, исполнители пошли на радикальные меры.
*Истории о Шерлоке Холмсе натолкнули Игоря Зимина на мысль об оригинальном способе убийства
Морозным зимним утром они заняли позиции возле дома, где жил «заказанный» компаньон, которого предстояло «попугать». Когда подъехала машина бизнесмена и мужчина, сидевший за рулем, вошел в дом, Сергей Хмель незаметно прикрепил взрывное устройство под днищем автомобиля. Но оказалось, что на машине приехал не хозяин, а его приятель, известный в России владелец сети казино. Он и погиб. Эта ошибка киллеров хоть и заставила истинную жертву пойти на уступки (бизнесмен понял, кому предназначалась бомба), но пустила правоохранителей по ложному следу. Было решено, что с погибшим расправились его российские конкуренты. Впрочем, самой Ларисе Серебрянской это сотрудничество с киллерами тоже вышло боком. Узнав, что бизнес-леди заключила крупную сделку на пару с неким Марком Ильинесом (здесь и далее имена потерпевших изменены), киллеры решили убить его и отнять у дамы долю компаньона. Именно это дело раскрыло «творческие таланты» Игоря Зимина.
Понимая, что второе покушение на бизнес-партнеров Серебрянской может вызвать подозрение, бывший оперативник Иванский предложил Зимину придумать, так сказать, естественную смерть для бизнесмена. Тем более что со взрывами автомобилей они уже «засветились» в городе (этим методом убийцы воспользовались еще раз, но человек опять выжил). Тут и вспомнил Игорь одну из историй о Шерлоке Холмсе. Там против жертвы использовали шипы, отравленные ядом кураре.
Человек, получивший инъекцию курареподобного вещества, гибнет от паралича дыхательной системы и остановки сердца, а само вещество в организме не выявляется. Подобные препараты под названием миорелаксанты и сегодня используются в анестезиологии, но с обязательным подключением пациента, который находится под наркозом, к аппарату искусственного дыхания. В противном случае человек умирает. Все это объяснил преступникам племянник Дедушки, работавший в детской клинике врачом-анестезиологом. Он по убедительной просьбе родственника похитил и передал банде нужный препарат. Причем начитанные киллеры добавили в него кислоту, которая многократно усиливала действие миорелаксанта.
Вколоть отраву решили с помощью инсулинового шприца — с укороченной иголкой, он легко помещался между пальцами. Но убийцам нужна была гарантия, поэтому первую дозу паралитического яда получил ни в чем не повинный бомж. После укола он умер на месте, а Зимин с Иванским, довольные эффектом, отправились готовиться к очередному преступлению.
Загримировавшись под бомжа, киллер просто похлопал свою жертву по плечу…
Убийство Марка Ильинеса группировка продумывала очень тщательно: изучались маршруты его передвижения, адреса, по которым он бывал чаще всего. Напасть на бизнесмена решили 4 июля 1997 года в его офисе. Причем из своей доли Иванский посулил Зимину за организацию покушения 100 тысяч долларов, а тот, в свою очередь, пообещал поделиться деньгами с Самборским и Хмелем, если те «уберут» бизнесмена «без шума и пыли». Впрочем, склонный к шпионским эффектам Игорь Зимин, передавая исполнителям шприц с ядом, придумал целый спектакль убийства: Самборский якобы обознается и кинется к жертве с объятиями, а Хмель в это время, будто бы случайно проходя мимо, быстро кольнет мужчину шприцем в шею. Так они и сделали. Несчастный упал и пытался заползти по лестнице на второй этаж здания, но вскоре скончался. Впрочем, эта смерть правоохранителей опять не встревожила. Ведь, по заключению экспертизы, бизнесмен умер от кровоизлияния в мозг, а странную возню вокруг него на первом этаже никто даже не заметил.
*Один из киллеров Юрий Иванский имел связи в милиции и бизнес-кругах и считался человеком очень влиятельным
Хозяйка офиса, увидев на полу в коридоре мертвого компаньона, вначале тоже восприняла его смерть как естественную. Но Юрий Иванский, уже прочно подцепив заказчицу на крючок, это заблуждение быстро развеял. Явившись к ней вскоре после происшествия, он потребовал долю Ильинеса, иначе инъекцию смертельного яда, противоядие от которого есть только у членов его организации, сделают дочери Серебрянской. Зная, что киллер — бывший милиционер, женщина даже побоялась обращаться к правоохранителям и отдала деньги.
Легкость, с которой удавалось избегать подозрений, вскружила киллерам голову и вдохновила на новые преступления. Поскольку Иванский прекрасно знал, что серийных убийц чаще всего находят по почерку, он требовал от Зимина свежих оригинальных сценариев убийств. Но само орудие — шприц с ядом — оставалось неизменным. Оно устраивало киллеров, поскольку не оставляло следов. На крошечную точку от укола медэксперты даже не обращали внимания. Но важно было и само покушение обставить так, чтобы не вызвать подозрений.
В мае 1998 года Иванский получил заказ на убийство бизнесмена Леонида Гриценко. Кстати, цена человеческой жизни была у Юрия довольно высокая — от 50 до 100 тысяч долларов. Сообщники обсуждали схему преступления, пожалуй, с не меньшим энтузиазмом, чем, скажем, съемочная группа фильма — сценарий. Распределяли роли: кто следит за жертвой, выясняя распорядок его дня, кто готовит само убийство. Выяснилось, что чаще всего днепропетровский бизнесмен бывал в доме по улице Симферопольской, где располагается проектный институт «Металлургавтоматика». Поскольку в холле института есть вахтер, а во дворе всегда многолюдно, киллеры решили разыграть спектакль. Евгения Самборского они вырядили бомжем, одев ему парик и наклеив усы. Незаметно проколоть зажатой в руках заточкой колесо автомобиля не составило для него большого труда. После чего «бомж» стал ожидать свою жертву, вытащив из кармана маленький инсулиновый шприц с обрезанной иглой. Владелец авто, выйдя из здания со своим приятелем, обнаружил, что спущен скат. Пока друг искал какой-нибудь камень, чтобы подложить под заднее колесо, хозяин, чертыхаясь, осматривал прокол. В это время «бомж», проходя мимо, сочувственно похлопал его по плечу: мол, не расстраивайся… Укола Леонид Гриценко, скорее всего, даже не почувствовал. Но, когда коллега привез его в больницу, врачам осталось только констатировать смерть от острой ишемической болезни сердца.
Охранник спас своего шефа, сделав ему искусственное дыхание и массаж сердца
Подобный сценарий киллеры решили осуществить и в Харькове. Хотя фантазии им хватало, но уже опробованный вариант казался самым надежным. Заказ на убийство директора ООО «Маркон» Бориса Малинина в декабре 1999 года получил все тот же Иванский, но бомжем на этот раз решили обрядить 25-летнего Андрея Онищенко. В Харьков Зимин и Онищенко приехали около полудня, почти семь часов ждали во дворе, когда Малинин выйдет из офиса. Все шло по плану: проколотое колесо, склонившийся над ним водитель, «случайно» проходивший мимо бомж… Но, очевидно, Андрею не хватило медицинского опыта. От болезненного укола в шею мужчина дернулся, обернулся и увидел лицо своего палача. Директор добежал до офиса и упал. Явные признаки удушья у шефа натолкнули охранника на мысль об искусственном дыхании. Пока приехала «скорая», сотрудники по очереди проводили начальнику эту несложную процедуру и массаж сердца, что и спасло ему жизнь. А уже врач неотложки диагностировал, что пациент был, возможно, отравлен миорелаксантом. Этот диагноз в истории болезни подтвердили и доктора 2-й горбольницы. Однако харьковские правоохранители на след днепропетровской банды тогда так и не вышли.
Еще больше года киллеры занимались своим черным делом, наводя ужас не только на бизнесменов, но и на представителей преступного мира, которые были в курсе: есть люди, предлагающие свою «крышу» и любые конфиденциальные услуги.
За 1999 год киллеры убили в Днепропетровске владельца аптечной сети и заточкой закололи гражданина Израиля, а в Чернигове Самборский сделал смертельную инъекцию мужу своей любовницы. Но в Кривом Роге их постигла неудача. Заказ на устранение предпринимателя, работавшего на центральном городском рынке, выполнить не удалось, хотя, по замыслу Зимина, это могла быть самая эффектная их операция. За жертвой долго следили. Напасть решили неподалеку от его рабочего места. Причем двое убийц, в том числе Зимин, якобы просто шли мимо с букетом роз. Когда предпринимателя толкнули в спину и он почувствовал укол, мужчины с улыбкой извинились за свою неловкость: мол, роз без шипов не бывает. На самом деле под букетом Зимин держал между пальцами шприц. Инъекция быстро подействовала — предпринимателю стало плохо. Но ему повезло: как раз в этот момент мимо рынка проезжала «скорая», врачи которой оказали мужчине помощь.
За невыполненный заказ деньги киллеры не вернули, как и в предыдущих случаях. Страх перед бандой был так силен, что клиенты и не требовали возврата. На «заработанные» капиталы Иванский построил себе трехэтажный особняк, купил несколько автомобилей. Зимин приобрел две квартиры в центре Днепропетровска и собирался прикупить еще парочку. Подручным же убийц доставались лишь крошки с барского стола. Например, Иванский, зная пристрастие бывшего боксера Самборского к женщинам и красивой жизни, отдал тому свой старый «Мерседес». И благодарный за это помощник был готов ради хозяина на все.
Заместителю начальника УБОПа, анализировавшему случаи смерти бизнесменов, стали предлагать деньги за молчание
Впрочем, рано или поздно кто-то должен был связать воедино все случаи отравления миорелаксантами. Когда Днепропетровское областное управление по борьбе с организованной преступностью (УБОП) поступила информация о существовании группировки из бывших сотрудников милиции, которые в качестве орудия убийства используют яд кураре, оперативники поначалу даже не поверили в ее достоверность. Затем один из заместителей начальника УБОПа, анализировавший все случаи смерти бизнесменов за последние четыре года, стал получать «выгодные» предложения о вознаграждении за молчание. Потом ему начали угрожать. Стало ясно: банда на самом деле существует и у ее главаря обширные связи в милицейских кругах. Поэтому к расследованию подключилась Днепропетровская областная прокуратура и Управление СБУ в Днепропетровской области.
*В квартире, которую снимала в столице банда киллеров, правоохранители нашли целый склад оружия
— Перелопатив горы медицинских заключений о смерти, сотрудники СБУ и УБОПа нашли одну ниточку: погибший якобы от инсульта Марк Ильинес и бизнесмен, чью машину взорвали неизвестные, были партнерами одной и той же фирмы, — рассказывает руководитель пресс-службы Управления СБУ в Днепропетровской области Игорь Воловик. — А уже от самой владелицы фирмы они узнали о том, что женщину шантажировал некий Иванский. Материалы о нем собирались в режиме строжайшей секретности и буквально по крупицам. Так оперативники вышли на след банды киллеров. В апреле 2001 года бойцы спецподразделения «Альфа» задержали преступников в Киеве, в арендованной ими квартире. Судя по обнаруженному там складу оружия, группировка и в столице занималась своим «бизнесом». Кроме шприцев и медицинских препаратов, в квартире хранилось почти 10 килограммов взрывчатки, автомат Калашникова, четыре пистолета и десять насадок для бесшумной стрельбы, четыре обреза, один из которых был снабжен оптическим прицелом и глушителем, 180 электродетонаторов, 8 гранат и целый мешок патронов.
В мае 2001-го Игорь Зимин написал явку с повинной, а через два дня следователь по особо важным делам областной прокуратуры Валерий Миргородский возбудил в отношении бандитов уголовное дело. Два года собирали следователи доказательства вины киллеров. В материалах фигурировали девять эпизодов, в которых речь шла об убийствах, покушениях и вымогательствах. Но суд, состоявшийся в ноябре 2003 года, счел доказанными только два покушения и вымогательство. Прокуратура опротестовала слишком мягкий приговор, и Верховный суд направил дело на повторное рассмотрение. В 2005 году решением Днепропетровского областного апелляционного суда, который счел доказанными два убийства и одно покушение на убийство, Игорь Зимин был приговорен к пожизненному заключению, Юрий Иванский — к 14 годам лишения свободы, Андрей Онищенко — к 8 годам, а Евгений Самборский и Сергей Хмель — к 15 годам. Врач, поставлявший убийцам миорелаксанты, был осужден за хищение медпрепаратов, но попал под амнистию. Сел в тюрьму за изготовление наркотиков и сын бывшего милиционера, помогавший убийцам делать взрывные устройства.
Взяв на себя убийство Листьева и Старовойтовой, Зимин надеялся, что им заинтересуются российские спецслужбы
Впрочем, это был еще не конец дела банды днепропетровских киллеров. Адвокаты убийц (кстати, главаря защищала в суде его жена) подали кассационную жалобу в Верховный суд Украины, мотивируя тем, что на процессе подсудимые свою вину не признали. Но доказательства были неопровержимыми. Во-первых, подозреваемого Андрея Онищенко опознал выживший предприниматель, которому тот сделал укол в шею. Во-вторых, после ареста Игоря Зимина его жена отдала своей знакомой пакет с вещами мужа. Обнаружив там среди прочего шприц с каким-то веществом и лекарственные препараты, женщина отнесла все это в милицию. Экспертиза установила, что в ампулах находятся сильнодействующие отравляющие вещества и миорелаксанты, применение которых разрешено лишь в условиях стационара. Недавно коллегия Верховного суда Украины под председательством В. Косарева постановила приговор Апелляционного суда Днепропетровской области относительно осужденных Зимина, Самборского, Хмеля и Онищенко оставить без изменений, частично удовлетворить жалобу Иванского, исключив из приговора его показания об участии в убийстве Марка Ильинеса.
Была у идейного вдохновителя банды Зимина еще одна слабая надежда на спасение: он возомнил, что может заинтересовать российские спецслужбы как суперпрофессиональный убийца. Игорь был уверен, что при ФСБ России существует подразделение антикиллеров, которое занимается устранением криминальных авторитетов, и пытался привлечь внимание россиян, даже добавляя себе вины. Когда он заявил, что причастен к убийствам Влада Листьева и Галины Старовойтовой, российские следователи проверили версию, но никакой связи с Зиминым в этих делах не нашли. Тогда киллер объявил, что изобрел новый способ убийства, которое практически невозможно доказать, но это тоже ему не помогло. Его любимого героя из книги «Обет молчания» заставили «отречься от прошлого, настоящего и будущего, научили хладнокровно убивать и спокойно смотреть в глаза смерти. У него отняли имя, семью и возможность выбирать что-либо, кроме способа выживания. В результате обычный паренек стал суперпрофессионалом, способным в одиночку противостоять организованной преступности». Игорь Зимин тоже думал, что убийства могут его возвысить… Поймет ли он когда-нибудь, как сильно заблуждался
8870Читайте нас у Facebook