Вскоре элитные импортные алкогольные напитки могут исчезнуть с полок магазинов?
В июле новостные ленты пугали любителей импортных вин, коньяков и бренди тем, что вскоре выдержанные алкогольные напитки могут оказаться вне закона. Причина называлась такая: налоговики с июля стали применять норму Налогового кодекса, которая требует совпадения даты выпуска алкогольной продукции с датой выпуска акцизных марок. Импортеры даже заявили, что данная норма кодекса может привести к полному исчезновению с полок магазинов импортных коньяков, виски и вин, выпущенных до 2011 года. Ведь минимальные сроки выдержки этих напитков колеблются от года до трех. И где тогда искать акцизные марки двух-, трехлетней давности? Что уж говорить о коллекционных экземплярах 20-летней выдержки
«Ранее импортеры не соблюдали данное требование закона, а спохватились после принятия Налогового кодекса»
«ФАКТЫ» попытались выяснить, действительно ли импортные алкогольные напитки могут исчезнуть с наших прилавков. Прокомментировать ситуацию мы попросили вице-президента Ассоциации «Виноградари и виноделы Украины» Вячеслава Пономарева:
— Сегодня средства массовой информации, а также некоторые виноделы и импортеры говорят о коллизии в Налоговом кодексе, которая якобы усложняет ввоз алкоголя в Украину и вносит неразбериху в работу отечественных винодельческих предприятий. Речь идет о статье 226.9 Налогового кодекса Украины, указывающей, что на алкогольных напитках должны быть акцизные марки с тем размером сбора, который был установлен на момент розлива.
Данной нормой закреплен абсолютно нормальный механизм контроля за уплатой акциза. Дело в том, что и по действовавшему ранее законодательству, и согласно положениям Налогового кодекса, те марки акцизного сбора, которые передаются импортерам, должны отправляться ими иностранным производителям для маркирования алкогольных напитков и табачных изделий в процессе производства. Таким образом, если марка наклеивается при розливе, проблем с налоговой администрацией ни у отечественных производителей, ни у импортеров быть не должно.
— Почему именно сейчас поднялся шум вокруг акцизных марок на алкоголь?
— Видимо, потому, что ранее импортеры не соблюдали данное требование, а спохватились после принятия Налогового кодекса, которым было четко зафиксировано: это является нарушением. Технологически также нет никаких коллизий для производителей марочной продукции — как иностранных, так и отечественных, поскольку законодатель под датой розлива подразумевает дату производства подакцизных напитков.
— Какие санкции Налоговая администрация применяет к производителям и импортерам, допустившим нарушения с акцизными марками?
— Контролирующие органы могут конфисковать такие товары и подать соответствующие материалы в суд для вынесения постановления об их изъятии в доход государства. Также, согласно статье 17 Закона «О государственном регулировании производства и оборота спирта этилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков и табачных изделий», предусмотрена ответственность за сохранение, транспортировку, реализацию, в частности, алкогольных напитков без марок акцизного сбора установленного образца в размере 100 процентов от стоимости товара, но не менее 1700 гривен.
— Значит, все-таки некоторые напитки могут исчезнуть с полок магазинов?
— Думаю, что на первых порах проблемы могут возникнуть у тех импортеров выдержанного алкоголя, которые ранее не следовали законодательству по наклейке акцизных марок при производстве, а приобретали товар, пролежавший неизвестно где и в каких условиях несколько лет. То есть закупали его на складах посреднических фирм. Однако, столкнувшись с этой проблемой один раз, импортеры не допустят ее повторения. Поэтому исчезновения каких-либо алкогольных напитков, связанного именно с Налоговым кодексом, не будет.
Ни одним из нормативных документов не предусмотрено совпадение даты розлива продукции с датой выпуска акцизной марки
Свою точку зрения по данному вопросу «ФАКТАМ» высказали и налоговики. В официальном комментарии специалистов Департамента контроля за производством и обращением спирта, алкогольных напитков и табачных изделий Государственной налоговой службы Украины, в частности, объясняется, что, согласно Закону Украины «О винограде и виноградном вине», вино коллекционное — это специально отобранное марочное вино, которое по истечении установленных сроков созревания в дубовой таре дополнительно выдерживается в бутылках не менее трех лет в специальных хранилищах с четко определенными параметрами выдержки. Такие хранилища называются энотеками.
Перед реализацией вин из фонда энотек на каждую бутылку с коллекционным вином наклеиваются этикетка, кольеретка с указанием года урожая винограда, контрэтикетка, а также штрихкод и акцизная марка. На контрэтикетке указывается количество лет дополнительной выдержки данной бутылки в коллекции, кондиции вина, содержание белков, жиров и углеводов, энергетическая ценность, вместимость бутылки, дата изготовления, то есть розлива. Таким образом, марки акцизного сбора наклеивают при внешнем оформлении бутылок, после чего их передают на склад готовой продукции для последующей продажи.
Кроме того, специалисты департамента отметили, что ни Налоговым кодексом, ни каким-либо из действующих нормативных документов не предусмотрено совпадение даты розлива продукции с датой выпуска акцизной марки. На самом же деле алкогольные напитки считаются немаркированными в том случае, если сумма акцизного налога на наклеенных на них марках не соответствует сумме, определенной с учетом действующих на дату розлива продукции ставок акцизного налога, крепости продукции и вместимости тары. «Обращаем внимание на то, что указанная норма действовала и до введения Налогового кодекса. По сути, она работает с 1 августа 2008 года и касается как отечественного, так и импортного алкоголя», — сообщили «ФАКТАМ» в департаменте.
2041Читайте нас у Facebook