От 25 ДО 40% горючего на отечественных заправках не отвечает стандартам качества
Ни для кого не секрет, что нередко топливо, продаваемое на заправках, не соответствует не только заявленной марке, но и даже минимальным параметрам качества. Зачастую это так называемая «бодяга» — псевдогорючее, изготовляемое на полуподпольных предприятиях путем смешивания различных нефтепродуктов, присадок и химикатов. От деятельности фальсификаторов страдают не только водители, но и государство. Ведь с суррогатного или контрабандного горючего не уплачиваются налоги и акцизные сборы. Поэтому государство решило ввести дополнительный механизм контроля. Недавно Верховная Рада даже приняла закон «Об упорядочении оборота нефтепродуктов», который вводит специальную маркировку горючего, поступающего в розничную торговлю. Правда, Президент Украины Виктор Янукович высказал свои замечания к документу и отправил закон на повторное рассмотрение. Но сможет ли маркировка горючего решить проблему и убрать с рынка фальсифицированное и контрабандное топливо? Об этом «ФАКТЫ» поинтересовались у специалистов.
«Хотя маркировка и не предусматривает анализ качества топлива, сама система добавления маркера во многом будет гарантировать качество»
Суть закона заключается в том, что подакцизные нефтепродукты, которые производятся в Украине или ввозятся в страну, подлежат обязательной маркировке маркерами акцизного налога, концентрация которых зависит от вида таких нефтепродуктов и размера ставок акцизного налога. То есть в горючее будет добавляться вещество, которое абсолютно безопасно для двигателя машины, но позволяет с помощью специального прибора определить, был ли уплачен акциз за это топливо и по какой ставке.
Но у рядовых потребителей в первую очередь возникает вопрос, гарантирует ли маркировка топлива его качество. Ответ дал директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн:
— Как показывает практика, залогом успешности программ по повышению качества любой группы товаров служит контроль за этим качеством. Какие бы евростандарты ни вводили, без контроля за их соблюдением ничего не получится. Стандарт «Евро-3», который сегодня работает в Украине по бензинам (в Западной Европе — уже «Евро-5». — Авт.), неплохой, но поскольку контроль качества не проводится уже третий год, да и до этого был крайне недостаточным, то порядка 25 процентов бензина и дизтоплива на рынке не соответствуют минимальным требованиям.
Так и с маркерами. Если не контролировать их содержание в топливе, ничего не изменится. В идеале, хотя маркировка и не предусматривает анализ качества топлива, сама система добавления маркера во многом будет способствовать соблюдению качества. Ведь где и какое горючее будут маркировать? Во-первых, на границе. Не отвечающее стандартам топливо таможня не пропустит. Во-вторых, на НПЗ. Заводы тоже следят за соблюдением стандартов. Таким образом, контрабандное топливо и фальсификат легально маркировать не получится.
Единственный вариант — коррупция, то есть приобрести маркер с «черного хода» и договориться с налоговиком или ответственным лицом про добавление этого вещества. Но, опять же в идеале, каждый процесс маркировки должен протоколироваться, и по содержанию маркера всегда можно будет отследить, где топливо прошло маркировку, кто ответственный и так далее. Да и кража маркера вряд ли кому-то поможет. Его дозировка будет являться тайной, процесс маркирования непростой, происходит при наличии специального оборудования, а именно анализаторов. То есть «на глаз» маркер в бензин не добавишь. Таким образом, идея очень неплохая и в теории выглядит замечательно. Вопрос в том, чтобы чиновники ее не скомпрометировали, как это неоднократно бывало. К сожалению, гарантий никто дать не может.
«В один Мозырский завод в Белоруссии вложено больше, чем во все украинские НПЗ вместе взятые»
О нынешней ситуации с качеством бензина «ФАКТАМ» рассказывает президент «Объединения операторов рынка нефтепродуктов Украины» Леонид Косянчук:
— Сейчас ситуация с качеством нефтепродуктов плачевная. По разным оценкам, от 25 до 40 процентов топлива в разной степени не отвечает стандартам. Замечено, что доля «бодяги» растет прямо пропорционально росту налогов и отсутствию контроля со стороны государства. Именно это мы и наблюдаем в последние годы. Налоги на бензин выросли с 2008 года втрое, а проверки АЗС прекратились вовсе.
— А какой бензин сегодня наиболее качественный и почему?
— Самый качественный бензин поступает к нам из стран Евросоюза, где действует стандарт «Евро-5». Это Польша, Румыния, Литва. В последние годы очень стремительно растут поставки из Белоруссии, чему способствуют два фактора. Во-первых, Мозырский НПЗ ближе к Киеву, чем крупнейшие украинские НПЗ в Кременчуге и тем более в Лисичанске. Во-вторых, белорусы усиленно модернизировали свои нефтеперерабатывающие предприятия. Только в Мозырский завод вложено больше, чем во все украинские НПЗ вместе взятые. Поэтому белорусский дизель отвечает стандарту не ниже «Евро-4», а в основном уже «Евро-5». С 2011 года белорусы начали делать А-95 по стандарту «Евро-5», и весь он практически идет в Украину. Славится и белорусский А-92, который, чего греха таить, украинские АЗС, особенно региональные, часто продают под видом А-95.
Стоит отметить, что в последние годы повысили качество продукции и украинские НПЗ в Лисичанске и Кременчуге. Они производят дизтопливо и бензин преимущественно стандарта «Евро-4». Но объемы его недостаточны, так как глубина переработки маленькая. Нашим заводам нужно модернизироваться, и лишь после этого будет результат. Но делать они этого не хотят, и потому добиваются введения пошлин на импортный бензин.
Если такой налог введут, то весь бензин подорожает независимо от происхождения, так как украинские НПЗ не способны удовлетворить спрос ни по количеству, ни по качеству. Ведь бензин стандарта «Евро-5» они без модернизации точно не смогут производить.
Читайте нас у Facebook