ПОИСК
Україна

Если оформлять протокол о ДТП самостоятельно, не беспокоя милицию, то виновника аварии никто не оштрафует

0:00 19 червня 2010
Інф. «ФАКТІВ»
В Украине принят законопроект, с одной стороны, решающий проблему мелких дорожных происшествий, с другой — дающий возможность нарушителям правил уходить от ответственности

С таким плотным движением, как сейчас, попасть в мелкое ДТП ничего не стоит. Зазевался, не посмотрел в боковое зеркало, и вот результат: у соседней машины поцарапано крыло, у вашей — бампер. Вроде бы не конец света, ведь вы оформили «автогражданку» (полис обязательного страхования автогражданской ответственности) и за ремонт пострадавшего автомобиля обязана заплатить страховая! Но небольшая неприятность превращается в большую, когда на место происшествия приезжают инспекторы ГАИ. Они выписывают штраф (от 340 до 680 гривен) и… отбирают права. А затем суд выносит решение: вернуть вам водительское удостоверение или лишить вас его на срок от года до двух. Поэтому опытные водители знают: если стоимость ремонта чужой машины не превышает тысячи гривен, все вопросы с потерпевшим лучше уладить «полюбовно», рассчитавшись на месте. Франшиза по «автогражданке», то есть та часть ущерба, которую даже застрахованный водитель обязан оплатить из своего кармана, и штраф выльются примерно в такую же сумму.

«У многих возникнет соблазн заставить страховщиков заплатить за ремонт разбитой ранее машины»

На этой неделе Верховная Рада приняла в первом чтении законопроект, упрощающий оформление мелких ДТП. Если документ пройдет второе чтение и вступит в действие, застрахованные водители получат законное право не обращаться в ГАИ, а оформлять протокол об аварии самостоятельно! Под «упрощенку» подпадут ДТП, в которых нет травмированных людей, при условии, что водители имеют полисы «автогражданки» и определились, кто из них не прав.

Многие скажут: да ведь автомобилисты и сейчас формально имеют право составить схему ДТП в случае, когда один из водителей берет вину на себя. Действительно, в Правилах дорожного движения такой пункт есть. Согласно ему, автолюбителям позволено самим составить схему ДТП, взять показания у свидетелей и написать пояснения. Но для оформления документов об аварии ее участники все равно обязаны ехать в ГАИ, так как без справки из милиции не может быть и речи о выплате страхового возмещения. Пока такой справки нет, в страховой компании с вами и разговаривать никто не станет.

Новый закон все изменит! После оформления ДТП водители не обязаны будут обращаться в ГАИ и вообще как-либо информировать о случившемся органы милиции. Участники аварии просто заполнят так называемый европротокол, выдаваемый каждому водителю при покупке полиса, и отвезут его в страховую компанию.

РЕКЛАМА

А теперь самое важное: в случае самостоятельного оформления аварии ее виновник автоматически освобождается от административной ответственности (что в общем-то вполне логично, ведь в ГАИ о ДТП и знать ничего не будут). Таким образом, если закон примут, вызывать инспекторов на место аварии станет абсолютно не выгодно. Ведь за приезд милиционеров виновнику ДТП приходится расплачиваться штрафом и правами!

Очевидно, что новые правила снимут чрезмерную нагрузку с ГАИ, но и усложнят жизнь страховым компаниям. Так, в новом законе сказано, что «упрощенкой» не могут пользоваться нетрезвые водители. Но как страховщику проверить, был виновник аварии пьяным или нет? Обязательного обследования после ДТП у врача-нарколога (это условие иногда записано в договорах страхования КАСКО) закон об «автогражданке» не предусматривает.

РЕКЛАМА

Видимо, поэтому народные депутаты отчасти пошли на уступки страховым компаниям. Так, в законопроекте сказано, что обязательный полис может выдаваться только на год (за исключением случая, когда автомобиль еще не поставлен на учет и его нужно застраховать только до момента регистрации). Кроме того, страховщикам выделят десять дней (а не три, как сейчас) для отправки эксперта на осмотр поврежденного автомобиля. Все это время ремонтировать машину не разрешается. А вот сроки выплаты страхового возмещения стали жестче. Компания должна перечислить деньги не позднее, чем через 45 дней после того, как получено уведомление о страховом случае (по нынешним правилам — в течение 30 дней после получения всех необходимых документов). Правда, страховщики говорят, что этого недостаточно, необходимо по меньшей мере два месяца, но в целом приветствуют переход к упрощенной системе оформления ДТП с помощью европротоколов. Так живет вся Европа, а с недавних пор и соседняя с нами Россия. Одна беда, система может работать только там, где люди привыкли выполнять законы.

- Сейчас довольно сложно сказать, как закон будет выглядеть в окончательном виде, — говорит начальник управления методологии и контроля Департамента урегулирования убытков страховой компании «ПРОВИДНА» Владимир Хомицкий.  — Но, изучая опыт соседних стран, где ввели систему европротоколов, мы видим, что поначалу это приводит к росту случаев мошенничества. У многих появится соблазн взять свою ранее битую машину и попросить хорошего друга вместе составить европротокол, заставив его страховую компанию заплатить за ремонт автомобиля. Правда, в европейских странах мошенник рискует тем, что следующий страховой полис для него, как для виновника ДТП, будет стоит дороже. В Украине же единая база данных пока не работает, и клиент, которому предложат приобрести новый полис за более высокую цену, просто уйдет в другую страховую компанию, где о нем ничего не знают.

РЕКЛАМА

«Автомобилисты могут неправильно заполнить европротокол, и страховая компания откажется возмещать ущерб»

С введением европротоколов возрастает риск не только для страховых компаний, но и для водителей. Ведь участник ДТП, взявший на себя вину, вполне может потом отказаться от своих слов. Да и в сам документ, в котором не допускаются исправления, могут вкрасться ошибки, неточности. В ходе судебных заседаний адвокаты нередко находят нестыковки в схемах, составленных инспекторами ГАИ. А что говорить об обычных людях, делающих подобные замеры в первый раз, причем не в спокойной обстановке, а на проезжей части, ежеминутно рискуя угодить под колеса других машин!

- Законопроект очень спорный, — говорит заместитель председателя Ассоциации защиты прав автомобилистов Андрей Шимко.  — Главная проблема — что делать, если водители неверно определили виновника аварии и страховая компания из-за этого отказывается выплачивать возмещение. Необходимо обращаться в суд, но на основании чего он будет принимать решение? С места ДТП автомобили уехали, в ГАИ авария не оформлена…

Весьма спорными являются и причины, по которым компания может отказать в выплате страхового возмещения. Например, если потерпевший не выполнил своих обязательств и в результате невозможно установить причины и обстоятельства наступления страхового случая. Многих проблем, думаю, можно было бы избежать, если бы на место ДТП обязали выезжать аварийного комиссара страховой компании. На нем и лежала бы ответственность за правильное составлении протокола. Но, очевидно, что у страховых нет такого количества комиссаров. Да и выезжают они в основном на крупные аварии с большим ущербом.

615

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів