Заместитель генерального директора «Укрзалiзницi» Валерий Котяй: «Раньше пассажиры в первую очередь выкупали нижние места, и многие поезда ездили наполовину пустыми. Новый порядок позволит более эффективно использовать вагоны»
В последнее время на украинских железных дорогах происходят большие перемены, которые задевают интересы практически всех людей, привыкших пользоваться этим видом транспорта. Введена новая система продажи билетов. Отменен целый ряд поездов. На многих небольших станциях поезда больше не будут останавливаться.
О том, какие изменения ждут украинских пассажиров, «ФАКТАМ» рассказал заместитель генерального директора «Укрзалiзницi» Валерий Котяй.
«Часто складывается ситуация, когда нижние места проданы, а остались только верхние и боковые. Эта проблема была всегда»
— В нынешнем году Россия отказалась от перехода на зимнее время. И после 30 октября разница во времени между Киевом и Москвой впервые составила два часа. В связи с этим появились сообщения о том, что с билетами в соседнюю страну возникли проблемы, которые продлятся до 3 декабря. Российские железные дороги даже объявляли о приостановке продажи билетов в Украину. В чем суть проблем?
— Особых трудностей на данный момент не наблюдается. Когда Верховная Рада приняла решение о том, что страна остается на летнем времени, «Укрзалiзниця» согласовала со всеми странами-соседями графики движения поездов. Но затем парламент Украины разрешил все же вернуться на зимнее время, и пришлось согласовывать новые графики. Эта работа уже закончена. Российские коллеги полностью приняли наши предложения, и поезда теперь ходят по новому графику.
Однако билеты у нас, как известно, продаются за 45 дней до отправления поезда. И до 18 октября, когда Верховная Рада приняла решение о переводе стрелок часов, были проданы билеты. На них время прибытия поездов на станции указано без учета перехода на зимнее время. Поэтому, когда появилась информация о переходе, мы на некоторое время приостановили предварительную продажу билетов до уточнения графиков. А к пассажирам, купившим билеты до 18 октября, обращаемся с просьбой уточнять, когда именно поезд прибывает на их станцию, поскольку график движения мог измениться.
Последние поезда, на которые билеты продавали до решения о переводе стрелок часов, отправятся 3 декабря. Билеты на поезда после этой даты реализовывались уже с указанием правильного времени отправления.
* «Укрзалiзниця» планирует со временем отказаться от старых и изношенных вагонов и сосредоточиться на обслуживании и ремонте нового подвижного состава
— Для многих людей оказалось неожиданностью решение «Укрзалiзницi» о переходе на повагонную продажу билетов. В чем состоит новый порядок?
— С 1 ноября на украинских железных дорогах введены новые правила реализации проездных билетов. Сначала для продажи открывается по одному вагону каждой категории (спальный, купейный, плацкартный). Билеты продаются в этот вагон до тех пор, пока в нем не остается девять свободных мест. После этого автоматически открывается новый вагон той же категории, и начинается продажа билетов на него. Этот порядок распространяется на все поезда внутригосударственного сообщения.
— Зачем понадобились новые правила реализации билетов?
— Раньше после того, как за 45 суток до отправления начиналась продажа билетов, пассажиры в первую очередь выкупали нижние места. В итоге получалось, что многие поезда ездили наполовину пустыми, поскольку в них были заняты только нижние полки. Новый порядок дает возможность более эффективно использовать вагоны, так как теперь они будут заполняться полностью.
Это позволит железной дороге оперативно регулировать состав поездов: исключать те вагоны, билеты на которые не проданы, и включать их в состав поездов, пользующихся повышенным спросом.
— Получается, если человек хочет купить нижнюю полку, а в вагоне, в который продаются билеты, все такие места уже выкуплены, то он не сможет получить то, что ему нужно.
— Но ведь сегодня мы имеем аналогичную картину. Часто складывается ситуация, когда нижние места проданы, а остались только верхние и боковые. Так что проблема одна и та же, что при прежнем порядке продажи билетов, что при повагонной реализации. Только теперь мы получаем возможность регулировать состав поездов.
— Бывает, что пассажиру необходимо именно нижнее место. Не может же пожилой человек, инвалид или беременная женщина взбираться на верхнюю полку.
— Такая проблема, как я уже говорил, существовала и раньше. Во многих поездах в первую очередь выкупались нижние места, и после этого уже никакой надежды на приобретение нижней полки не было. А вот при новом порядке такая надежда всегда остается. Если в том вагоне, билеты в который реализуются в данный момент, нет нужных мест, можно дождаться, пока откроется продажа билетов в следующий вагон и приобрести нижние места там.
Кроме того, в каждом поезде есть определенное количество мест, выделенных для обслуживания льготных категорий пассажиров (инвалидов, участников Великой Отечественной войны и так далее). Эти билеты есть в продаже всегда, независимо от того, какой вагон в данный момент реализуется. Поэтому пассажиры-льготники могут оформить необходимые билеты, не дожидаясь, когда поступят в продажу места в следующем вагоне.
«Поверьте, все пассажиропотоки во Львов будут сохранены. Отменяются только поезда, которые не пользовались спросом»
— В последнее время появилось много сообщений об отмене поездов на всех железных дорогах Украины. С чем это связано?
— Дело в том, что со времени обретения независимости в Украине никто не пересматривал расписание. В результате у нас сохранились многие поезда, целесообразность которых стала сомнительной. Ряд пассажирских поездов был занят только на 15-30 процентов. На некоторых станциях за целую неделю осуществляли посадку всего одного человека.
Возникла ситуация, когда мы, по сути, возили воздух, расходуя при этом большие деньги на ремонт подвижного состава, поскольку изношенность вагонного парка в Украине очень высокая. Поэтому принято решение оптимизировать движение поездов, чтобы снизить убыточность пассажирских перевозок.
— Понятно, что самый простой способ уменьшить убытки — просто отменить поезда. Но при этом ведь люди остаются без транспорта.
— Я против слов «отмена поездов». Речь идет об оптимизации движения. Если где-то снимается поезд, то взамен предусматривается движение другого.
— Однако на сайте «Укрзалiзницi» можно найти информацию о десятках отмененных поездов, и практически нет сообщений о назначении новых.
— Имеется в виду, что если отменяется какой-то поезд, то другой, следующий по тому же маршруту, обслужит всех пассажиров. Например, если между станциями курсируют два состава, из которых один занят на 30 процентов, а другой — на 40 процентов, то на этом направлении может остаться один поезд, и он будет заполнен на 70 процентов. Это и есть оптимизация.
— Тем не менее в некоторых случаях отмена поездов вызывает удивление. Можно, например, согласиться с тем, что упраздняются поезда, идущие в небольшой Ковель. Но прекращает движение ряд составов во Львов. А ведь это большой город, к тому же пользующийся популярностью среди туристов.
— Поверьте мне, все пассажиропотоки во Львов будут сохранены. Отменяются только поезда, которые не пользовались спросом. Например, больше не будет ходить прямой поезд из Львова в Адлер. Статистика показывает, что в последнее время на этом поезде до Адлера ехало в среднем семь человек. А мы гоняли целый состав.
И подобных примеров множество. Так, еще с советских времен существовал поезд Харьков — Владивосток. По статистике, от станции отправления до конечной на нем ехал только один пассажир. Поэтому данный поезд тоже перестал ходить.
— Отменяются и многие внутригосударственные поезда. Возможно, количество пассажиров, следующих по всему маршруту от первой станции до последней, в таких поездах не очень велико. Но ими пользуются люди, которые садятся или выходят из поезда на промежуточных станциях. Им это удобно?
— Мы переходим к новой системе организации пассажирского движения. Это будет система хабов (хабами называют большие транспортные узлы, где пассажиры могут осуществлять пересадку на разные направления. — Авт.). То есть определят крупные станции, между которыми будет осуществляться напряженное движение поездов. Наряду с этим должны существовать пригородные или региональные поезда, подвозящие пассажиров к хабам. Это европейский принцип организации движения.
— Но многие люди жалуются на то, что с небольших станций сейчас стало труднее выехать. Сокращается количество пригородных электричек, отменяются остановки поездов на небольших станциях.
— Их возмущение я хочу переадресовать местным администрациям. Ведь пригородное сообщение мы организовываем совместно с ними. И местные власти обязаны компенсировать «Укрзалiзницi» затраты на перевозку льготных категорий пассажиров. Однако, к сожалению, они делают это очень неохотно. На сегодняшний день задолженность местных властей за перевозку льготников составляет почти 1,5 миллиарда гривен. Железным дорогам возвращают не более 30 процентов денег, затраченных на такие перевозки.
Сейчас проводится работа с областными администрациями по организации пригородного сообщения. Железная дорога согласна даже на то, чтобы в населенных пунктах, где отменяются остановки поездов, закупать автобусы и организовывать подвоз людей к ближайшему железнодорожному узлу, откуда люди смогут уехать на поезде. Однако для этого нужно, чтобы наши затраты компенсировались.
«Предполагается, что ездить на скоростных поездах будут более зажиточные граждане»
— Какие города предполагается сделать железнодорожными хабами?
— Первыми станут города, где пройдут матчи Евро-2012. Между ними будут курсировать скоростные поезда, которые мы приобретем в Корее.
— Что это за поезда?
— Поезда дневного типа. Они смогут ездить со скоростью 160 километров в час. Внутреннее пространство вагонов будет напоминать салон самолета: кресла с проходом между ними.
Обслуживание также будет похоже на то, к которому привыкли пассажиры авиалайнеров. В вагонах появятся стюарды и стюардессы, на перронах — специальные посадочные бригады. В пути пассажиры получат питание, смогут пользоваться розетками, интернетом, читать прессу.
— Когда начнут ходить эти поезда?
— Они будут введены перед Евро-2012. А после завершения чемпионата продолжат работать на тех же маршрутах. Кроме того, появятся скоростные поезда в другие крупные города Украины, в первую очередь — в Днепропетровск.
— Сколько времени будет уходить на путешествие в таком поезде?
— Из Киева до Харькова сможете доехать за четыре часа, до Львова — за четыре с половиной, до Донецка — за пять с половиной.
— Поезда будут двигаться без остановок?
— Как правило, на пути следования предусмотрена одна остановка в крупном узле. Например, по дороге из Киева в Харьков поезд остановится в Полтаве.
— Какова будет цена билетов на новые скоростные экспрессы?
— Предполагается, что эти поезда не будут социальными и пользоваться их услугами станут более зажиточные слои населения. Поэтому цена будет ниже, чем на самолет, но выше, чем на социальные виды перевозок.
— Планирует ли «Укрзалiзниця» покупать вагоны для обычных поездов?
— Когда мы оптимизируем движение, сможем отказаться от самых старых и изношенных вагонов и сосредоточимся на обслуживании и ремонте более нового подвижного состава. Кроме того, будем продолжать выполнять программу по закупке новых скоростных дневных поездов.
— Но скоростные поезда рассчитаны на более обеспеченных граждан. Значит ли это, что «Укрзалiзниця» исключает из своих планов менее зажиточные слои?
— Нет. Ныне проводится работа по введению новой классификации поездов, где предусмотрены любые перевозки, в том числе социальные. Например, корейские скоростные поезда будут относиться к классу «Интерсити плюс». «Плюс» означает, что в поездах пассажиры получат ряд дополнительных услуг. И в этих составах два вагона из девяти будут относиться к эконом-классу.
В ночных поездах «Евронайт», кроме премиум-класса и бизнес-класса, будут также купейные и плацкартные вагоны. Таким образом предполагается охватить весь спектр перевозок по ценовым и социальным категориям.
1048Читайте нас у Facebook