Актер Евгений Сидихин: «В фильме «За последней чертой» я расстрелял бандита, которого играл Игорь Тальков. А ровно через год в этот же день музыканта действительно убили, причем из пистолета той же системы — «Наган»
Игорь Тальков всегда знал, что умрет не своей смертью. «Меня убьют при большом стечении народа, — повторял он. — Но убийцу не найдут». Так и случилось. В убийстве Талькова сначала подозревали телохранителя певицы Азизы Игоря Малахова, потом — директора группы «Спасательный круг» Валерия Шляфмана. С Малахова обвинения были сняты, а Шляфман находится вне пределов досягаемости (он уехал на постоянное место жительства в Израиль, с которым у России нет соглашения об экстрадиции), поэтому ни обвинить, ни оправдать его нет возможности.
До сих пор не известно, была ли смерть популярного исполнителя трагической случайностью, спровоцированной банальным выяснением отношений за право закрывать концерт (в артистической среде это очень престижно), или тщательно спланированным преступлением. Незадолго до смерти Тальков нажил себе очень влиятельного и злопамятного врага в лице кинопродюсера Исмаила Таги-Заде. Похоже, ответа на этот вопрос мы не узнаем уже никогда. Интерес к личности музыканта с течением времени не уменьшается. О том, каким был Игорь Тальков, рассказывают его друзья.
Андрей Соколов: «На премьере картины «Князь Серебряный» Игорь прямо на сцене упал перед зрителями на колени и попросил прощения за все то, что они увидели на экране»
*Игорь Тальков знал цену и себе, и своему творчеству. Но как всякий талантливый человек никогда не был доволен тем, что делает
— Мы познакомились на съемках фильма «Охота на сутенера», — вспоминает актер Андрей Соколов. — Игорь был автором музыки и стихов, а также записывал вокальные партии. Потом была картина «Князь Серебряный», переименованная со временем в «Царя Ивана Грозного», в которой Игорь сыграл единственную в своей жизни главную роль. В то время мы с ним много времени проводили вместе — в гримерных, на съемочной площадке. Снимали в Таманской дивизии, где была конная база. Конечно, общение происходило в основном на ходу, но этого было достаточно, чтобы узнать человека. К сожалению, мы не были очень близкими друзьями. И дружбы не случилось у нас по моей вине — есть у меня боязнь ошибиться в человеке, не хочется впоследствии жалеть, что зря поверил кому-то, открылся. Хотя к Игорю, как впоследствии выяснилось, подобные опасения никакого отношения не имели.
— Какие качества вас в нем привлекали?
— Он не скрывал ничего, не старался казаться лучше, чем есть на самом деле. Игорь мог выражаться прямолинейно, даже резко, но одновременно был искренним и никогда не лукавил. Его следовало или принимать целиком, со всеми плюсами и минусами, или не принимать вообще. Я его не идеализирую. И жена Талькова Таня, которая знала мужа лучше, чем другие, тоже не считала его эталоном. Но несмотря на все свои недостатки, Игорь был настоящим, а это главное.
— У фильма «Князь Серебряный» весьма скандальная репутация.
— Все началось с того, что продюсер картины Исмаил Таги-Заде, будучи очень непростым человеком, оскорбил жену Игоря Татьяну, которая работала ассистентом режиссера. Игоря в это время не было не только на съемках, но и вообще в Москве. Татьяна, зная характер своего мужа, поначалу хотела скрыть от него эту историю. Но не получилось — у супругов были очень доверительные, открытые отношения, и тайны друг от друга быть не могло.
Игорь вспылил и потребовал, чтобы Таги-Заде извинился перед Татьяной. И не только потому, что она была его женой. Думаю, Игорь заступился бы за любую женщину, рыцарство у него в крови. Но продюсер не только не извинился, а еще больше нагрубил Татьяне, позвонив ей по телефону. Таня по настоянию мужа написала заявление об уходе.
— А Игорь…
— Отказался сниматься в картине, хотя на тот момент было отснято больше половины материала. Приглашать другого артиста никак нельзя, на это у съемочной группы просто не было денег. Если внимательно присмотреться, видно, что в ленте слишком много одинаковых планов — режиссер при монтаже выходил из положения, как мог.
— Много лет назад в интервью журналу «Советский экран» Тальков жаловался на нищенский бюджет «Князя Серебряного». Говорил, что актеров одели чуть ли не в тряпье.
— Я бы так не сказал, наоборот, в работу было вложено очень много денег — красивые костюмы, кареты, лошади. Но я, конечно, сужу только по картинке. Что на самом деле происходило с бюджетом, хорошо знал только директор картины.
— История с Таги-Заде получила продолжение на премьере фильма?
— Премьера совпала с путчем, это был август 1991 года. Игорь вышел на сцену, упал на колени перед переполненным залом (большинство зрителей пришло туда именно «на него») и попросил у них и у Алексея Толстого, по роману которого снимали картину, прощение. При этом назвал ленту позором и добавил, что фильм не имеет отношения ни к искусству, ни к творчеству как таковому.
— Говорят, когда Игорь выходил из кинотеатра, его догнали крепкие молодые люди, подосланные Таги-Заде, и пообещали, что он еще пожалеет о своем поступке.
— Как бы там ни было, но меньше чем через два месяца Игоря не стало. Об обстоятельствах его смерти я знаю не больше других. Но Женька Белоусов, с которым мы дружили и который был на том злополучном концерте, как-то сказал: «Знаешь, я ведь знаю, как погиб Игорь, видел все своими глазами. Но никто из следователей ни о чем меня не спросил…»
— Правда, что Тальков никогда не считал свои песни шедеврами?
— Он знал цену и себе, и своему творчеству. Прекрасно понимал, что талантлив. Но как всякий талантливый человек никогда не был доволен тем, что делает, это я знаю точно.
— А вам его песни нравились?
— Чем больше времени проходит, тем ближе мне становится его творчество. Думаю, Игорь во многом опередил свое время. Послушайте его песни — они сейчас более актуальны, чем двадцать лет назад. Все равно что хорошее вино: чем дольше стоит, тем выдержаннее и дороже становится. Как любая классика, песни Талькова прошли проверку временем. А Игорь был из тех людей, которые своей жизнью доказывают, что все мы приходим на эту землю неслучайно…
Евгений Сидихин: «В квартире Игоря было так тесно, что свои песни ему приходилось писать в ванной»
— Евгений Владимирович, вас с Тальковым сдружила работа?
— Мы познакомились на съемках фильма «За последней чертой» — одного из первых боевиков постсоветского кино. Для меня это был первый опыт работы на съемочной площадке, а Игорь параллельно снимался в «Князе Серебряном». Так что в актерском деле он был, пожалуй, более искушен, чем я.
Но сблизила нас не совместная работа, тогда пришлось бы передружиться со всеми, с кем судьба сводит тебя на съемочной площадке. В первый же день нашего знакомства мы с Игорем разговорились, и он рассказал, как написал песню «Бывший подъесаул», посвященную известной исторической личности — Филиппу Кузьмичу Миронову.
— Вы ведь когда-то были заняты в спектакле о нем?
— Постановка сделана по роману Юрия Трифонова «Старик», мы играли в театральном училище, поэтому все, связанное с этим человеком, было мне очень интересно. Миронов — потрясающая личность, атаман войска Донского времен гражданской войны, впоследствии ставший командиром Красной армии. Был арестован в 1921 году и убит в тюрьме при невыясненных обстоятельствах. Так отплатила ему советская власть за военные подвиги. Чтобы написать песню о Миронове, Игорь подолгу просиживал, изучая архивы, собирал материалы. А потом, как он рассказывал, проснулся ночью и написал музыку и стихи от первого до последнего слова — без единой правки. Будто ему кто-то диктовал.
Спустя несколько дней после нашего первого разговора Игорь вдруг подошел ко мне и неожиданно сказал: «Знаешь, я понял, почему именно ты должен сыграть в этой картине главную роль». «Почему?» — удивился я. И он ответил: «У тебя глаза грустные». Это было так трогательно и, как я потом понял, совершенно не по-актерски — в нашей среде подобную искренность редко встретишь.
— И после этого вы подружились окончательно?
— Да, мы стали довольно близки, поэтому продолжали общаться и после съемок. Обычно люди, отыграв в одной картине, разбегаются и забывают друг о друге, а мы созванивались, если выпадала возможность, то встречались. Я бывал у него дома — в маленькой московской квартире-хрущевке, где большую часть жилой площади занимали книги. Там было так тесно, что песни Игорю приходилось писать в ванной. Особое место в его доме занимали иконы, Игорь был очень верующим человеком.
— Считается, что судьбу человека определяет его характер. Каким человеком был Игорь Тальков?
— Прежде всего очень гордым. Он не мог пережить даже самого малого оскорбления. В позапрошлом веке такие, как он, защищали свою честь на дуэли. Впрочем, можно сказать, Игорь именно так и погиб.
— И с вами, хоть и косвенным образом, связана мистическая история его смерти?
— Так уж получилось, что на съемках фильма «За последней чертой» я расстреливал главаря бандитов, которого играл Игорь Тальков. Это было 6 октября 1990 года. Ровно через год Игоря действительно убили, причем именно застрелили, да еще из пистолета той же системы — «Наган».
— Вы ведь в тот день собирались встретиться?
— У меня день рождения 2 октября, а Игорь должен был приехать в Петербург шестого, вот мы и договорились, что встретимся и отметим — посидим, поговорим по душам. Я весь день был в Театре имени Ленсовета, мы репетировали новый спектакль. Игоря ждал вечером, после концерта он должен был мне позвонить. Но вместо звонка пришло сообщение о его смерти…
— Как думаете, это мистика или просто несчастный случай?
— Любой случай — язык Бога, которым он с нами разговаривает. Только в этом ключе надо рассматривать все события нашей жизни, а иначе она просто не имеет смысла.
9556Читайте нас у Facebook