ПОИСК
Життєві історії

«Настя сутки молчала. Когда же заговорила, то сразу спросила меня: «А на улице перестало греметь?». Теперь дочка даже боится смотреть в окно… »

0:00 10 липня 2010
Інф. «ФАКТІВ»
На Житомирщине трехлетнюю девочку и ее маму пронзил разряд молнии. Малышка перенесла клиническую смерть и лишь чудом осталась жива

Чрезвычайное происшествие случилось пятого июля в селе Старая Котельня Андрушевского района Житомирской области. Свекровь с невесткой отправились в поле за молодой картошкой и взяли с собой двух маленьких помощниц — пятилетнюю Алену и трехлетнюю Настю. Мама с бабушкой копали картошку, а девочки собирали ее и складывали в ведра. Неожиданно небо покрылось черными тучами…

«Очнулась от ужасных криков свекрови: «Вставай, наша Настенька умерла!»

- Когда стал накрапывать дождик, я предложила свекрови собираться домой, — вспоминает 23-летняя Екатерина Сидорова.  — Взглянув на небо, она согласилась со мной. Мы помогли детям собрать оставшуюся картошку, затем очистили от земли лопаты и пошли домой. На полпути к дому стал греметь гром. Я попросила пятилетнюю племянницу Алену ускорить шаг, а свою дочку, трехлетнюю Настеньку, которая шла очень медленно, посадила себе на спину. Последнее, что помню, — как рядом что-то громко грохнуло. От удара молнии у меня отказали ноги. Я упала вместе с дочкой на землю и потеряла сознание. Дальше — полный провал памяти.

Очнулась от ужасных криков свекрови: «Вставай, наша Настенька умерла!» Я попыталась подняться с земли, но не смогла. Свекровь не обращала на меня внимания. Она изо всех сил тормошила Настю, а затем схватила ее на руки и куда-то побежала. Аленка тоже скрылась. Я совершенно одна, с жуткой головной болью, продолжала лежать не в силах подняться.

Разговаривая с пятилетней Аленой, я пытаюсь выяснить, почему она убежала, оставив в поле свою тетю.

РЕКЛАМА

- Когда грянул гром, то моя тетя вместе с Настей упали на землю, — рассказывает девочка.  — Я думала, что так они прячутся от грозы. Но бабушка Таня не легла рядом с ними, а позвала их. Они не отвечали и почему-то не шевелились. А потом я увидела у Насти кровь. Очень испугалась и побежала звать на помощь.

- Когда на улице начало греметь, к нам прибежала пятилетняя Алена, — вступает в разговор Виктор, муж Екатерины.  — Племянница была ужасно напуганная, грязная с головы до ног и заплаканная. Заикаясь и громко плача, она рассказала, что только что гром… убил ее тетю и Настю. То есть мою жену и дочку. Они, мол, сейчас обе лежат мертвые в поле. У меня сдавило горло, стало трудно дышать. Я был просто ошарашен тем, что услышал. Пока приходил в себя, соображая, что мне делать и куда бежать, в комнату вошла… моя Катя. Вид у нее был ужасный, но, главное, она была жива. Катюша обо всем мне рассказала, и я побежал искать Настю с бабушкой.

РЕКЛАМА

Как выяснилось, в это же время в поле сосед Екатерины Сергей Денисюк вместе с отцом заготавливал сено. Мужчины помогли подняться молодой женщине и отвели ее домой.

- Дома я почувствовала, что головная боль усиливается, — вспоминает женщина.  — Я глянула на себя в зеркало и обмерла: на макушке волосы выжжены, под глазом — огромная гематома! Соседи отвели меня в больницу, там уже была Настенька. Ее доставили туда на «скорой помощи».

РЕКЛАМА

Оказывается, бабушка девочки догадалась отнести потерявшую сознание Настю к местному ветеринару. Позже медики детской областной больницы признаются, что ветврач вернул девочку к жизни.

- Татьяна принесла на руках ко мне домой бездыханную Настю, — рассказывает заслуженный ветврач Украины Иосиф Калан.  — Шел сильный дождь. Девочка и бабушка вымокли до нитки. Женщина сильно плакала и пыталась мне что-то объяснить, но так волновалась, что я мало что понимал. Хотя было очевидно, что девочку ударила молния. У Насти повисла голова, отсутствовало сердцебиение, пульс не прощупывался. Это было похоже на клиническую смерть. Признаюсь, надежды на ее спасение было мало. Я отнес девочку в комнату и уложил на диван. Открыл малышке рот и вытянул язык, который запал и перекрыл доступ воздуха. Затем я сделал искусственное дыхание и непрямой массаж сердца. Очень медленно к Насте начала возвращаться жизнь. Когда спустя две минуты девочка задышала, я понял, что самое страшное уже позади. Хотя малышка была еще в очень тяжелом состоянии. Изо рта девочки шла кровь. Были опасения, что она может попасть в легкие. Пока ехала «скорая», моя жена обтирала Настю мокрым полотенцем, чтобы облегчить ей дыхание. Прибывшие врачи сказали, что все мои действия были правильными. Без этого у ребенка не было бы шансов на спасение.

Я уверен: то, что девочка и ее мать остались живы, — настоящее чудо. Настя сидела на спине у своей мамы. Молния ударила в голову матери, затем передалась девочке, скатилась по тазу матери и через ноги ушла в землю. Проще говоря, от удара молнии у женщины отнялись ноги, и она моментально упала на землю.

Сергей Денисюк, который вместе с отцом в тот день трудился в поле, рассказал мне, что шел позади женщин с детьми. Он видел, как в том месте, где ударила молния, пошел дым… Позже я сам осмотрел кукурузную грядку, рядом с которой все произошло. Несколько кустов кукурузы были как будто кем-то искромсаны или изгрызены…

Признаюсь, животных я спасал тысячами, а вот людей приводил в чувство нечасто. Были утопленники, из огня людей приходилось выносить, но от удара молнии спасал впервые. Живу в этом селе 27 лет, и ничего подобного у нас не было. Рядом в селах случались и наводнения, и лесные пожары, а мы живем, как в котле: тихо, спокойно. Недаром село наше зовется Старая Котельня. Однако, видно, и до нас добрались уже природные катаклизмы…

«Я поклялась мужу, что во время дождя на улице больше не покажусь»

Я приехала в село на следующий день после происшествия. Пострадавшая семья понемногу приходит в себя. Трехлетняя Настенька, которой досталось больше всех, лежит в реанимации детской областной больницы. Врачи уверяют, что ее состояние стабильное и жизни девочки ничто не угрожает.

- Малышка поступила к нам в тяжелом состоянии, — рассказывает заведующий отделением интенсивной терапии Житомирской областной детской больницы Александр Лисневский.  — С интоксикацией, повышенной температурой тела. Благодаря тому, что во время удара молнии она находилась на спине матери, у девочки нет видимых повреждений. Возможно, у нее повреждены внутренние органы, но пока мы этого не обнаружили. Девочка находится на кардиомониторинге — круглосуточно отслеживается работа ее сердца. За все время обследования существенных нарушений сердечного ритма не установлено. Сегодня состояние Насти стабильное, однако еще несколько дней она будет наблюдаться в отделении интенсивной терапии. Ведь бывали случаи, когда даже на третий день после поражения током у людей останавливалось сердце. Если за эти несколько дней у девочки с сердцем будет все нормально, ее переведут в педиатрическое отделение.

Стоит сказать, что ребенку повезло. Молния — это гигантский электрический разряд в атмосфере. Ток в разряде молнии достигает до 6000 вольт (в обычной розетке 220 вольт), поэтому мало кому из людей удается выжить после поражения молнией. В организме пострадавших отмечаются такие же патологические изменения, как при поражении электротоком. Человек теряет сознание, падает, у него останавливается дыхание и сердцебиение. На теле остаются места входа и выхода электричества. Поражение током влияет на человеческие органы таким образом, что в результате меняется полярность. То есть организм перестраивается.

Огромную роль имеет вовремя оказанная первая медицинская помощь. Если в результате удара молнии у человека произошла рефлекторная остановка дыхания, то, пока не начались необратимые процессы, ему можно помочь. Бывает, что людей оживляют спустя длительное время, к примеру, через полчаса. Однако в таком случае, как правило, страдает мозг… Девочке действительно повезло — рядом оказался человек, который знал, как вести себя с пострадавшим. Если бы ветврач не сделал малышке искусственное дыхание, она наверняка бы умерла.

- После случившегося Настя сутки ни с кем не разговаривала, только на следующий день она заговорила, — продолжает Екатерина Сидорова.  — Первое, что спросила дочка, было: «А на улице перестало греметь? Дождь прекратился?» Настенька теперь даже боится смотреть в окно. Бабушку, которая находится с ней в больнице, она просит не отходить от нее ни на шаг.

Екатерина Сидорова призналась, что после случившегося и сама стала панически бояться не только грозы, но даже обычного дождя.

- Мне кажется, что я еще долго буду приходить в себя, — говорит Екатерина.  — Мужу поклялась, что во время дождя на улице больше не покажусь. Раньше слышала, что гроза опасна, но значения этому не придавала. Считала, что ученые преувеличивают и пугают нас, чтобы мы были осторожнее. Теперь вот на себе ощутила, что молнии действительно нужно опасаться. Этот урок я запомню на всю жизнь.

578

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів