«Когда на моих глазах мальчишка с головой ушел под воду, бояться стало некогда»
В тот день две сестрички — десятилетняя Олеся и восьмилетняя Софийка Жданюк — позвали своего двоюродного братика, девятилетнего Диму, после уроков покататься на санках с горки возле дома. Спустя несколько часов раскрасневшиеся от беготни девочки, прихватив с собой салазки, пошли провожать Диму домой. Чтобы не обходить большое озеро, оказавшееся на их пути, старшая сестра предложила пойти напрямик по льду. До противоположного берега оставалось около пятнадцати метров, когда под ногами у детей с треском и грохотом начал ломаться лед. София, успевшая пройти чуть дальше, провалилась в воду почти по пояс. Диме с Олесей повезло меньше. Хватаясь за льдину, дети то и дело уходили под воду, а оказываясь на поверхности, что есть силы охрипшими голосами звали на помощь…
«Мальчик еще как-то держался, хоть и звал на помощь, а девочка криком кричала от ужаса и холода»
— В пять часов вечера в дежурную часть поступило сообщение о том, что в бассейне (так мы называем водоем в центре Владимирца) тонут дети, — рассказывает «ФАКТАМ» начальник Владимирецкого райотдела МЧС Владимир Симонюк. — Я сразу же выехал на место происшествия. Когда наша бригада прибыла туда, мы увидели, что девочки и мальчик, хоть и вымокли до нитки, уже находились на берегу. Оказалось, их вытащили двое молодых ребят, работавших неподалеку. Они действовали очень грамотно: раздобыли веревку и лестницу и, помогая друг другу, одного за другим вытягивали ребятишек из воды. Все, что оставалось сделать нам, — вызвать скорую помощь. Медики тут же, в машине скорой, согрели, переодели и растерли детишек, а потом развезли по домам. Конечно, их родители, узнав от односельчан о приключившейся беде, тут же примчались сюда. Они не знали, как и благодарить спасителей. Да и мы от всего нашего райотдела поблагодарили Владимира Иванчука и Николая Шило — таких отважных и небезразличных молодых людей.
Сами смельчаки к своему поступку, видимо, относятся проще и очень стесняются восторгов окружающих по этому поводу. Чтобы встретиться с корреспондентом «ФАКТОВ», 25-летний Владимир отпросился с работы. Как и в день ЧП, сейчас он занимается ремонтом в коттедже, расположенном на берегу водоема.
— Мы с моим другом Колей Шило как раз шпаклевали стены в комнате, когда услышали неподалеку детские крики, — вспоминает Владимир Иванчук. — Сначала не придали значения, думали, малышня забавляется. Но через минуту сообразили, что кричат со стороны бассейна. Сразу, не сговариваясь, побежали смотреть, не случилось ли с кем беды. Картина, которую мы увидели, была жуткой. На приличном отдалении от берега — метрах в пятнадцати — в полынье барахтались двое ребятишек. Мальчик еще как-то держался, хоть и звал на помощь, а девочка просто криком кричала от ужаса и холода. Еще одна девчушка провалилась прямо у берега. Она загрузла по пояс, но я быстро рванул ее за куртку и вытащил на берег.
Владимир попросил Николая сломать растущее на берегу деревце и, вооружившись им, осторожно пошел по льду к тонущим детям.
«Вытащив детей, я сбросил куртку и побежал в дом, где мы работали, чтобы переодеться и дошпаклевать стены в комнате»
— Я с опаской ступал на лед, — откровенно говорит Володя. — Ведь мог провалиться сам и тогда не спас бы малышей. Но, когда на моих глазах мальчик с головой ушел под воду, а одна из девочек жалобно крикнула, что от холода уже ничего не видит, бояться стало некогда. Я двинулся по льду быстрее, только, к сожалению, смог преодолеть лишь половину расстояния — метрах в семи от берега все-таки провалился. Еще какое-то время пытался брести и плыть, но потом понял, что это бесполезно. Пришлось срочно выбираться на берег. К тому времени тут уже собрались люди, а один мужик притащил лестницу. Я взял ее, положил на лед и начал потихоньку ползти по ней. Потом кто-то бросил мне вслед веревку. Один конец я попытался забросить тонущим детишкам. Сначала ничего не получалось. Я тянул-тянул, но никак не мог вытянуть. Наконец получилось подтащить детей поближе. Мальчик ухватился за край лестницы, а девочка была в таком состоянии, что вообще не шевелилась. Мне пришлось уложить ее сверху на стремянку. И началось: передвину девочку чуть ближе, потом подтяну к себе лесенку с ухватившимся за нее мальчиком и передвигаюсь сам. Так по шажочку много раз подряд.
Наконец, когда ни рук, ни ног уже не чувствовал, мы все выбрались на берег. Коля принимал детей на берегу и передавал их врачам подъехавшей скорой помощи. А я сразу сбросил куртку и побежал в дом, где мы работали, чтобы переодеться и дальше шпаклевать стены в комнате. Удивительно, но я даже не простудился. Только насморк подцепил, и еще очень долго после пережитого руки дрожали. На следующий день к нам пришла мама этих деток и так уж благодарила, так уж плакала: «Ой, рятівнички ви наші, рятівнички! Що б ми без вас робили!» Моя мама тоже потом, когда узнала, что я в ледяную воду за детьми полез, расплакалась. Растерла мне грудь какой-то согревающей мазью, чтобы я не заболел, дала попить горячего. Эмчеэсовцы тоже благодарили, хвалили нас за то, что мы все правильно сделали. Я ведь знал, как себя вести в такой ситуации. Часто читаю в газетах истории о спасениях на воде, смотрю телепрограмму «Свідок», как-то в памяти отложилось, наверное. А один раз даже была возможность эти знания применить на практике: два года назад летом, когда на озере перевернулся катамаран с детьми и взрослыми, я тоже кинулся их спасать. Но в тот раз попроще было.
— Этих ребят нам Бог послал, — взволнованно говорит мама спасенного Димы Оксана Жданюк. — А я ведь даже представить не могла, что мой сын и племянницы надумают идти напрямик через бассейн. Сами они привыкли по селу ходить. Например, Дима из школы, которая находится в пяти километрах от дома, часто возвращается сам. Но ни в какие передряги никогда не попадает, ведет себя осторожно. В тот день Олеся с Софийкой пошли провожать Димку домой и взяли с собой саночки. А случилось так, что за день до этого морозы немножко отступили, стало чуть теплее, вот лед и подтаял.
«Мы не то что хотели путь сократить, просто интересно было по льду погулять»
— Мы стали беспокоиться, что сына так долго нет, и муж позвонил своему брату Ярославу, отцу Олеси и Софийки, — продолжает Оксана Жданюк. — А тот нас огорошил: сидит, мол, в милиции, дает объяснения, потому что его дочки и наш сын провалились под лед. Минут за десять мы с мужем добежали до дома Ярослава. Конечно, очень переживали, но главное, что мы знали: все трое детей живы. Димку сразу забрали домой. Но он, хоть и отогрелся, все равно заболел. Неделю уже из дому не выходит, лечится, пьет горячий чай с лимоном. Во-первых, температура была высокая, во-вторых, сын сильно испугался. Из-за этого даже по заднице от нас с отцом не получил. Мы поняли, что и без наказания сын долго будет помнить, что на лед без взрослых соваться нельзя.
— Да я и сам не знаю, чего мы туда пошли, — оправдывается Дима, щуплый сероглазый мальчик. — Сначала Олеся, старшая сестра, пошла, а мы уже за ней. И не то что мы даже хотели путь сократить, а просто интересно было по льду погулять. На противоположной стороне стояла тетенька, она стала нас ругать, что мы по бассейну лазим, и сказала сейчас же идти к берегу. Кричала, что, вот когда дойдем до нее, она хорошенько нам задаст и отправит по домам. Мы испугались, но все же шли-шли, а после островочка, который выпирает посреди бассейна, Олеся провалилась. Перед этим еще сказала, что у нее ботинок промок, но мы даже не подумали, что это оттого, что лед подтаял и вода проступает. Сестра полненькая такая, лед под ней и проломился. Я сразу попытался ее вытащить обратно за руку, но сил не хватило, сам увяз по шею. Мы держались за льдину, а когда от холода я перестал чувствовать руки, вместо перчаток натянул на ладони рукава. И все время кричали: «Спасите! Помогите!»
Еще у меня рюкзак намок, а в нем все тетрадки, учебники, ручки и дневник. Я очень боялся утонуть, потому что плаваю плохо. Да и за сестру боялся. Один раз я смог до пояса вылезть на лед, но пришлось замереть, потому что он подо мной стал трещать и крошиться. Тут прибежали те дяденьки, которые нас спасли. Бросили нам конец веревки, и мы так крепко за нее держались, что даже потом, когда нас вытащили, не могли отпустить веревку — очень страшно было. Когда Софийка выбралась на берег, а нам подвинули лестницу, руки уже вообще не работали. Мы с Олесей даже не смогли за нее ухватиться, а только локтями зацепились и старались не упасть. Потом, на берегу, нас все пытались отогреть, а врачи скорой помощи натирали чем-то меня и Софию. Олеся так тряслась от холода, что ее сразу забрали домой. А я больше дрожал от страха, чем от холода, только на второй день успокоился.
— Мы стараемся не думать, о том, что могло бы произойти, — вздыхает Оксана Жданюк. — Просто благодарим Бога и людей за помощь. На следующий день после спасения детей поехали в церковь и поставили свечку.
— Я теперь понимаю, что мы все могли погибнуть, если бы не эти дяденьки, которые нас вытащили, — серьезно добавил Дима. — Наверное, когда вырасту, стану спасателем.
*Спасители детей Владимир Иванчук (слева) и Николай Шило с Димой и Олесей (фото Глеба Кантера, специально для «ФАКТОВ»)
954Читайте нас у Facebook