Парламент планирует запретить искусственное оплодотворение женщинам старше 49 лет
Верховная Рада Украины приняла в первом чтении проект закона об ограничениях в использовании вспомогательных репродуктивных технологий. Ограничения касаются нескольких позиций.
Во-первых, установлен возрастной ценз для женщин, желающих забеременеть с помощью искусственного оплодотворения. На момент подсадки эмбриона возраст пациентки не должен превышать 49 лет. Во-вторых, законопроектом вводятся ограничения в применении вспомогательного (суррогатного) материнства. Отныне такой медицинской услугой могут воспользоваться граждане только тех государств, где эта процедура разрешена законодательством. Кроме того, условиями осуществления суррогатного материнства является отсутствие генетической связи ребенка со вспомогательной матерью (иными словами, женщина, вынашивающая малыша «на заказ», ни в коем случае не должна быть его родной матерью) и наличие генетической связи хотя бы с одним из будущих родителей.
Корни создания новоиспеченного законопроекта явственно исходят из нескольких скандальных историй, произошедших в Украине за последние годы. Ограничение возраста женщин, желающих стать матерями с помощью искусственного оплодотворения, наверняка связано с жительницей Чернигова, забеременевшей и родившей ребенка в 66 лет. «ФАКТЫ» подробно рассказывали об истории Валентины Подвербной, родившей ребенка, чтобы «продлить себе жизнь и спастись от одиночества». Сегодня ее дочке Машеньке исполнился ровно год.
Условие, касающееся иностранцев, продиктовано историей французской супружеской пары, которая весной 2010 года пыталась тайно вывезти из Украины своих генетических детей, рожденных здесь суррогатной матерью. На границе с Венгрией пограничники обнаружили двухмесячных девочек-близняшек… под диваном фургона «Мерседес». Французы Патрис и Орелия Ле Рок решились на роль «контрабандистов» после того, как в консульстве им отказали в оформлении документов на детей — на основании того, что во Франции суррогатное материнство запрещено законом. Супругам удалось легализировать детей с огромным трудом, пройдя через десятки бюрократических препон. Кроме того, они в судебном порядке были наказаны за пересечение границы с нарушением закона.
Что касается необходимости наличия генетической связи хотя бы с одним из родителей — здесь явно прослеживается история американки Джанет Руньон. В 2007 году 56-летняя женщина так и не сумела вывезти в США ребенка, за появление на свет которого с помощью «мамы-инкубатора» она выложила около 40 тысяч долларов. Более того, ей и самой запретили выезд из Украины, возбудив уголовное дело на основании того, что эмбрион, подсаженный суррогатной матери, был полностью донорским (то есть яйцеклетка и сперматозоид не принадлежали Джанет и ее мужу). Кончилось тем, что американка попросту сбежала, а ребенка спустя некоторое время отдали на усыновление.
Насколько правильны и гуманны нововводимые ограничения? С одной стороны, вспомогательная репродуктивная технология — часто единственная возможность для бездетной пары или одинокого человека обзавестись наследником, и жестоко лишать их счастья стать родителями. С другой, по мнению создателей законопроекта, в таких тонких этических моментах нужно руководствоваться прежде всего интересами будущего ребенка.
— В целом я одобрительно отношусь к новым изменениям, — прокомментировал «ФАКТАМ» вице-президент Украинской ассоциации репродуктивной медицины, директор репродуктивной клиники «Надiя» Валерий Зукин. — Что касается ограничения возраста, то в законопроекте оговорено: в исключительных случаях подсадка эмбриона может быть сделана и женщине старше 49-ти. Для этого необходимо решение специальной комиссии Минздрава, специалисты которой оценят и состояние здоровья пациентки, и ее жизненные обстоятельства. Ведь большинство женщин решается на позднее материнство после трагической потери единственного старшего ребенка.
А в случаях с иностранцами — ну что ж, может быть, клиники и потеряют что-то в денежном отношении. До нынешнего времени в Украине рождалось около 100 детей в год — иностранных граждан в нашу страну привлекала дешевизна услуги (рождение ребенка обходится иностранной паре в среднем 40-50 тысяч долларов, из которых около 15 тысяч уходит на оплату труда суррогатной матери. — Авт.). Но, с другой стороны, мы должны быть уверенными в том, что рожденный с нашей помощью малыш не останется сиротой из-за «нестыковок» в законодательствах разных стран. Суррогатное материнство, да еще по договору, за деньги, запрещено практически во всех странах Европы. Сейчас, насколько мне известно, в Украине находятся семеро француженок, которые из-за этого не могут вернуться со своими детьми домой. В США, Канаде, Израиле суррогатное материнство разрешено, поэтому проблем с оформлением ребенка не будет — милости просим. Но хотя бы один из родителей должен иметь генетическое родство с ребенком, иначе это будет не медицинская помощь, а торговля младенцами под заказ.
Фото blog.i.ua
959Читайте нас у Facebook