«Чем может объяснить глава МВД такую степень фальсификации уголовных дел?» (Часть 1)
После президентских выборов 2005 года новая властная команда, взяв на вооружение лозунг Майдана «Бандитам — тюрьмы!», начала открывать уголовные дела против «сепаратистов» и «фальсификаторов», а также привлекать к ответственности других нарушителей законности преимущественно из лагеря политических оппонентов. Самые резонансные аресты известных представителей оппозиционных на тот момент партий были произведены в 2005 году. В апреле задержали «регионала», председателя Донецкого облсовета Бориса Колесникова, в мае — экс-губернатора Закарпатской области, члена СДПУ(о) Ивана Ризака. В июне того же года обвинение предъявили главе Луганского облсовета Виктору Тихонову, а в августе взяли под стражу бывшего губернатора Харьковской области Евгения Кушнарева. В связи с этим сторонники Виктора Януковича проводили шумные акции протеста, обвиняли новую власть в преступлениях против демократии, массовых политических репрессиях.
«Сыну в школе рассказывают, что по телевизору постоянно говорят: твой папа вымогатель. Причем заявляют об этом бездоказательно»
Шестого апреля 2005 года после допроса в Генпрокуратуре, которой в то время руководил Святослав Пискун, Бориса Колесникова задержали по подозрению в вымогательстве. Хотя сначала политика вызывали на допрос в качестве свидетеля по так называемому делу о сепаратизме. Напомним, что Борис Колесников в разгар политического кризиса в стране в 2004 году был одним из активных участников Всеукраинского съезда депутатов всех уровней в Северодонецке, на котором предложил создать новую юго-восточную федеративную республику. Как бы там ни было, но Бориса Колесникова обвинили в вымогательстве передачи чужого имущества с угрозой убийства.
Тогдашний премьер-министр Юлия Тимошенко заявила, что ее правительство занимается хозяйственными, а не уголовными делами. «Но я твердо знаю, что люди, которые особенно в последние годы нагло грабили нашу страну, должны за это обязательно ответить», — заявила глава Кабмина. Комментируя намерение сторонников Партии регионов блокировать работу транспорта, в знак протеста против ареста Бориса Колесникова, Юлия Тимошенко сказала: «Если они коллективно хотят ложиться на рельсы, то пожалуйста. Каждый может распоряжаться своей жизнью как хочет».
Борис Колесников провел четыре месяца в СИЗО, а в августе 2005 года Апелляционный суд Киева освободил его под подписку о невыезде прямо в зале суда. Позже Борис Колесников собрал пресс-конференцию, на которой заявил: «Я хотел бы спросить Луценко (тогдашний глава МВД. — Ред.), у которого так же, как и у меня, есть сын-подросток… Он ходит каждый день в школу, где ему рассказывают, что по телевизору постоянно говорят о том, что его папа вымогатель? Причем заявляют об этом бездоказательно! А когда я буду с документами говорить, что министр — жулик? Ну чем может объяснить глава МВД такую степень фальсификации уголовных дел?»
30 июня 2006 года Генпрокуратура в связи с отсутствием состава преступления закрыла уголовное дело против Бориса Колесникова. А в конце 2007 года Виктор Ющенко по случаю годовщины референдума, подтвердившего Акт о провозглашении независимости Украины, наградил его орденом «За заслуги». По этому поводу Юрий Луценко тогда сказал: «Авторитет института пап римских в свое время пришел в упадок из-за введения практики продажи индульгенций разным ворам, мошенникам и убийцам…»
Позже Борис Колесников в интервью «Украинской правде» рассказал, что встретился с Юрием Луценко в кабинете главы президентской администрации Виктора Балоги и министр, по его словам, плакал, умоляя простить его. «Я тогда попросил его только об одном: один раз принести извинения публично. Он ответил: «Тогда мне как политику придет конец». Я сказал: «Юрий Витальевич, вам так или иначе придет конец». В свою очередь Юрий Луценко обвинил Бориса Колесникова во лжи, заявив, что описанных им сцен «не было и не могло быть в принципе».
«Задержание Кушнарева — очередное подтверждение того, что в своем стремлении выполнить заказ власти Генпрокуратура не намерена останавливаться ни перед чем»
Главе Луганского облсовета в 2005 году Виктору Тихонову в отличие от коллег посчастливилось избежать СИЗО. 22 июня во время допроса в Генпрокуратуре активному участнику Северодонецкого съезда предъявили обвинение в посягательстве на территориальную целостность Украины. Виктор Тихонов виновным себя не признал и отказался давать показания. В тот же день главу Луганского облсовета отпустили на поруки народных депутатов Тараса Чорновола и Александра Киселева. А год спустя, в октябре 2006-го, Генпрокуратура сняла с Виктора Тихонова все обвинения в связи с отсутствием состава преступления. В марте 2010 года Виктор Николаевич стал вице-премьером, а позже вице-премьером — министром регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства. В июне 2011 года он был освобожден от этой должности и впоследствии назначен послом Украины в Республике Беларусь.
17 августа 2005 года бывшего губернатора Харьковской области Евгения Кушнарева (находившегося на стационарном лечении в связи с обострением ишемической болезни сердца) вызвали в Генпрокуратуру для ознакомления с материалами дела о сепаратизме. В тот же день его задержали на 72 часа, но по другому обвинению: Евгению Кушнареву инкриминировали незаконное использование кредитных средств для строительства двух станций Харьковского метрополитена. В знак протеста он объявил голодовку. Следователь Генпрокуратуры заявил о проведении судебно-медицинской экспертизы политика комиссией врачей, которую назначит следствие. Требование Кушнарева включить в комиссию его лечащих врачей Генпрокуратура проигнорировала. Медицинские эксперты зафиксировали у Евгения Петровича гипертонический криз и направили его в госпиталь МВД. После лечения задержанного отвезли в СИЗО, а 19 августа Печерский райсуд Киева продлил срок содержания Кушнарева под стражей. В ходе закрытого заседания суда Евгений Кушнарев потерял сознание и был отправлен под конвоем в больницу скорой помощи.
Лидер Партии регионов Виктор Янукович тогда заявил по этому поводу: «Задержание Евгения Кушнарева — очередное подтверждение того, что в своем стремлении выполнить заказ власти Генпрокуратура не намерена останавливаться ни перед чем». По его словам, с самого начала было ясно, что «дело о сепаратизме» не имеет никаких судебных перспектив, поэтому для сохранения лица власти и понадобилось любой ценой расправиться с оппозиционным политиком. Как бы там ни было, но 26 августа Евгения Кушнарева выпустили из СИЗО под залог в полтора миллиона долларов. Через год Генпрокуратура закрыла дело Кушнарева в связи с отсутствием состава преступления. А 17 января 2007 года Евгений Кушнарев скончался (согласно официальной версии) от случайного пулевого ранения, полученного на охоте.
«Я попросил убежища в США, потому что видел, что происходит с моими коллегами — с Кушнаревым, с Ефремовым, с Колесниковым»
Ряд бывших чиновников, к которым у «оранжевой» власти было много претензий и вопросов, не стали дожидаться неприятностей. Экс-глава «Нефтегаза» и бывший руководитель Государственного управления делами Игорь Бакай перед третьим туром президентских выборов, состоявшимся 26 декабря 2004 года, покинул Украину. Обосновался в Москве, где получил российское гражданство. Его примеру последовал один из фигурантов дела об отравлении Виктора Ющенко, экс-замглавы СБУ Владимир Сацюк. Жить и работать в Белокаменную отправился и бывший глава МВД Николай Билоконь. Экс-мэр Одессы Руслан Боделан соригинальничал — обосновался в Санкт-Петербурге. Не стал дожидаться повестки из прокуратуры и бывший губернатор Киевской области Анатолий Засуха, уехав в 2005 году то ли в Беларусь, то ли в Россию.
Объявляли в международный розыск и бывшего главу ЦИК Сергея Кивалова, который на майские праздники 2005 года отправился в Москву «подлечиться», но узнав, что его ищут, вернулся в Украину. Серьезных обвинений Кивалову не предъявили. По просьбе Украины Интерпол искал также экс-губернатора Сумской области Владимира Щербаня, попросившего политического убежища в США. «Я попросил убежище в США, потому что понимал: в Украине со мной играться не будут. Я видел, что происходит с моими коллегами — с Кушнаревым, с Ефремовым, с Колесниковым. Но еще больше я понимал, что был очень серьезным раздражителем той команды, которая пришла к власти»,- так объяснял свой шаг Владимир Щербань, которого американские власти арестовали за нарушение визового режима. Проведя три месяца в тюрьме, он вышел на свободу под залог в два миллиона долларов и вернулся в Киев 4 ноября 2006 года. В этот же день Генпрокуратура вынесла постановление об избрании ему меры пресечения в виде взятия на поруки. Поручителями выступили члены фракции Партии регионов. В 2007 году Генпрокуратура закрыла уголовное дело в отношении Владимира Щербаня, не найдя состава преступления ни в одном из четырех эпизодов, которые ему инкриминировались.
В то же время
Дело Немсадзе
В 2005 году тогдашний начальник Управления внутренних дел Донецкой области Михаил Клюев сообщил, что правоохранители обезвредили «самое влиятельное, кровавое, жестокое преступное сообщество, лидером которого являлся Гиви Немсадзе». На счету ОПГ числилось 57 убийств коммерсантов и членов группировки, казненных за «предательство». А спустя несколько лет, в ноябре 2010-го, Киевский райсуд Донецка удовлетворил ходатайство Генеральной прокуратуры Украины о прекращении в связи с истечением срока давности дела о привлечении к уголовной ответственности Гиви Немсадзе, 56-летнего уроженца Сухуми, который обвинялся в укрывательстве преступления. В суде, оправдавшем Гиви Немсадзе, он заявил, что о преступлениях знал, но сам их не совершал.
Дело хакеров
В 2006 году дело транснациональной мошеннической пирамиды «Кардерпланет» было передано в Соломенский райсуд столицы, который оправдал членов международной преступной организации — украинских хакеров, подделывавших пластиковые платежные карты, в том числе именные кредитки известных людей: Яна Табачника, Иосифа Кобзона, Филиппа Киркорова, Владимира Путина и даже Билла Гейтса. С 2002-го по 2004 год мошенники подделали не менее 1333 кредиток, по которым похитили у различных финансовых структур в 23 странах 3,6 миллиона долларов. В Украине хакеры не понесли наказания, а члены этой преступной организации, арестованные за границей, получили реальные сроки.
Дело Калиновского
В мае 2007 года BMW, за рулем которого был пасынок украинского бизнесмена Дмитрия Фирташа Сергей Калиновский, на большой скорости врезался в припаркованные на бульваре Шевченко в Киеве «Жигули» прапорщика внутренних войск. Прапорщик и пассажирка BMW погибли. После ДТП Калиновский проходил лечение в частной больнице, где под предлогом плохого состояния пациента к нему не допускали следователей. Во время лечения Калиновского даже попытались вывезти в Израиль под видом 15-летнего подростка, нуждающегося в срочной операции (эту попытку милиционерам удалось предотвратить). Однако впоследствии Сергею Калиновскому все же удалось скрыться, и он был объявлен в розыск Интерполом. Позже появилась информация о том, что дело закрыто из-за отсутствия признаков преступления. По данным СМИ, мать Калиновского не скрывает, что сын живет в России и… помогает церквям.
Часть 2 читайте здесь
1246Читайте нас у Facebook