ПОИСК
Україна

Начальник главного пассажирского управления «Укрзалiзницi» Александр Иванько: «В приказном порядке мы расстаемся лишь с теми, кто сажает безбилетников или пытается тайком провезти через границу какой-нибудь товар»

9:00 29 березня 2012
Інф. «ФАКТІВ»
Этим летом в Украине начнут курсировать новые скоростные поезда, что позволит железнодорожникам значительно сократить парк старых вагонов. Однако проводников и других работников, обслуживающих пассажирское хозяйство, обещают специально не сокращать

Украинская железная дорога готовит пассажирам сюрприз: уже летом на основных маршрутах движения, связывающих столицу и главные города страны, появятся новые скоростные экспрессы. Как и большинство европейских государств, Украина намерена поэтапно отказаться от утомительных для людей ночных рейсов, а вместе с ними и от устаревших спальных вагонов. Надобность в них просто отпадет, ведь поездка, скажем, из Киева в Харьков скоро будет занимать всего несколько часов. Но если те, кто вынужден часто путешествовать по стране, ожидают новые поезда с нетерпением, то у самих железнодорожников предстоящее «перевооружение» вызывает беспокойство. Если в каждом из новых поездов Hyundai будут работать всего по три стюарда, что в таком случае станет с проводниками?

Что принесет «транспортная революция» на железной дороге пассажирам и самим ее работникам, рассказывает начальник главного пассажирского управления «Укрзалiзницi» Александр Иванько.

«Мы не собираемся замалчивать или скрывать неприятные для нас факты. Борьба с нарушителями ведется, и весьма активно»

— Александр Васильевич, сколько всего скоростных поездов вы ожидаете получить?

 — У нас в 2012 году появится десять межрегиональных поездов производства Hyundai, в которых будут сидячие места первого и второго класса. Также мы получим два двухэтажных состава Skoda.

РЕКЛАМА

— А спальные вагоны?

 — Обычные вагоны мы покупать не планируем. Зачем? В прошлом году наш вагонный парк составил почти шесть тысяч. Мы собираемся избавиться от вагонов, полностью или почти полностью выработавших свой ресурс, оставить только лучшее из того, что у нас есть, то есть четыре с половиной тысячи вагонов. Этого вполне достаточно. С другой стороны, средств железным дорогам на обновление пассажирского парка бюджет никогда не выделял. Так что рассчитываем только на собственные силы.

РЕКЛАМА

— Но ведь 13 новых поездов не заменят полторы тысячи вагонов!

 — У современных скоростных поездов совсем иная эффективность работы. Обычный ночной поезд выезжает из Харькова в Киев вечером, а приезжает утром. Целый день он стоит и лишь вечером отправляется обратно. Больше половины времени состав не эксплуатируется! А скоростной поезд за сутки может сделать три рейса. Он отправляется утром, в обед и ближе к вечеру. Время простоя у него гораздо меньше, оборачиваемость, соответственно, в три раза выше. И пассажиров можем перевезти в три раза больше.

РЕКЛАМА

— Значит, нынешний «Киев — Харьков» отправится в утиль?

 — Понятно, что списывать фирменные поезда никто не будет. Они еще послужат. Просто мы переведем их на длинные маршруты, где время движения составляет более чем десять часов. Скажем, таким поездом можно соединить Киев, Сумы и Харьков, чтобы забирать пассажиров на станциях Конотоп, Белополье, Ворожбы. Так за счет оптимизации движения мы будет сокращать вагонный парк, избавляясь от старых вагонов.

— Избавляетесь от вагонов, значит, сокращаете и проводников?

 — Никто никого сокращать не будет! Это наша твердая позиция. Снижение числа работников пассажирского хозяйства, а их почти 58 тысяч человек, если и будет происходить, то лишь «естественным образом». Кому-то, к примеру, подошел срок выхода на пенсию, кто-то по собственному желанию переходит на другую работу. А в приказном порядке мы расстаемся лишь с теми, кто грубо нарушает трудовую дисциплину.

— То есть возит «зайцев»? Думаю, такие случаи не афишируются…

 — Ошибаетесь. Мы не собираемся замалчивать или скрывать пусть и неприятные для нас факты. Борьба с нарушителями ведется, и весьма активно. К примеру, в прошлом году за безбилетный провоз пассажиров проверяющими были пойманы около 500 проводников. Почти 200 сотрудников попались на том, что «левым образом» перевозили чей-то багаж. Зафиксировано 120 случаев нарушения таможенных правил при пересечении границы.

— То есть проводники занимались контрабандой?

 — Я бы не называл это контрабандой. Как правило, это перевозка незадекларированного товара. Самый резонансный случай произошел в прошлом году. В поезде Николаев — Москва наши таможенники нашли порядка тысячи пар джинсов. Товар оказался спрятан в четырех вагонах. В результате поезд задержали на четыре часа. Разумеется, в подавляющем большинстве случаев речь идет о значительно меньшем количестве товара. Тем не менее все ситуации мы подробно расследуем. Скрыть что-то невозможно. В каждом случае составляется акт, который подписывают дежурный по станции, представитель таможенников, пограничников и начальник поезда. Провести детальное разбирательство для нас очень важно. Ведь проводник, как правило, действует не один — здесь могут быть замешаны работники других служб или подразделений. Кому-то ведь нужно сделать «потайные короба» в потолочном пространстве? Сам проводник не принесет в вагон сварочный аппарат. Здесь должна действовать целая цепочка. По каждому случаю мы принимаем меры и даем информацию правоохранительным органам. Проводим и профилактику нарушений, стараясь исключить причины их возникновения. К примеру, убрали в проходах ящики, где проводники хранили белье, чтобы таможенникам было удобнее работать.

«Такого понятия, как «резерв начальника поезда», больше не существует. Все места поступают в свободную продажу»

— Если проводник попался, его увольняют?

 — У нас проводники работают на контрактной основе. В трудовом договоре указано, что, если проводник допустит одно из основных нарушений, контракт будет расторгнут. И больше такой человек на работу к нам не попадет, так как в «Укрзалiзницi» уже давно действует автоматическая система контроля нарушителей. Правда, люди бывают разные. Один из сотрудников был уволен, а через два года пришел устраиваться на работу с поддельным паспортом. Но мы же не слепые…

— Проводники держатся за работу?

 — Вы знаете, ни за кого так не просят у меня «замолвить словечко» — ни за путейца, ни за энергетика, — как за проводника. Значит, держатся?

— Вы говорили о профилактике, но, если в кассе нет билетов, поневоле идешь договариваться с проводником.

 — Дефицит мест в поездах — хотим мы того или нет — бывает. Скажем, сейчас перед Пасхой, на 13-14 апреля, уже все места в большинстве поездов проданы. Что делать, если половина Киева едет на праздники к родственникам в провинцию. В исключительном случае проводник может взять пассажира, но обязан выписать специальную квитанцию. Увы, проверки показывают, что ее, как правило, не оформляют. Давайте взглянем на ситуацию и с другой стороны: где вас проводник разместит, если вагон полный? Он должен либо отдать вам свое рабочее место, либо создать неудобства другим пассажирам, прося их подвинуться, чтобы устроить безбилетника. Это недопустимо!

— А броня?

 — Такого понятия больше нет. Еще два года назад в каждом составе мы держали свободными четыре места. Это был так называемый резерв начальника поезда. Мы провели анализ того, как он используется. Оказалось, в среднем начальник поезда выписывает аж четыре билета в квартал. А теперь подсчитайте: 150 пар поездов — это 300 составов. Умножаем на 365 дней. На этих «резервах» «Укрзалiзниця» теряет миллионы гривен! Поэтому мы приняли решение отдать эти места в свободную продажу. Правда, в будущем мы все-таки планируем выделять несколько мест в составе под хранение белья, так как после оптимизации графика движения время простоев уменьшится и некоторые бригады будут проводить в рейсе от трех до четырех суток.

— Люди часто спрашивают, как и кому нужно жаловаться на проводника?

 — У нас работают телефоны горячей линии. В каждом составе у начальника поезда обязательно должна быть книга жалоб. И не стесняйтесь. Думаю, как только вы захотите в нее что-то написать, начальник поезда вылезет из кожи вон, чтобы решить ваш вопрос.

Но буду откровенным, не все и не всегда зависит от проводника. Износ нашего парка вагонов составляет в среднем 86 процентов. Это как старенькие «Жигули» — они еще едут, но двери плотно не закрываются, слышны какие-то скрипы, печка работает неважно, кондиционера нет. И сколько не чини, новой иномаркой ваша «копейка» не станет. О решении проблемы мы уже говорили — это поэтапная замена всего вагонного парка.

— Не так давно вы ввели автоматическую систему распределения проводников на маршруты. Она продолжает работать, ведь было много жалоб?

 — Многие и сейчас говорят — это несправедливо. Конечно, одно дело маршрут Киев — Берлин, другое — Киев — Николаев. У международных рейсов свои преимущества, там публика более обеспеченная, есть возможность привезти домой какие-то подарки из-за рубежа. Понятно, что попасть на престижные рейсы непросто. Нужно постараться, с кем-то подружиться, кому-то, извините, подарить тортик. Мне кажется, так быть не должно: поэтому сейчас распределение маршрутов происходит случайным образом раз в три месяца. Все по-честному. Мы не делим проводников на касты. У нас каждый имеет одинаковый шанс поработать на более интересном маршруте.

«Хотим, чтобы стоимость чая пассажиры при желании могли оплатить вместе с билетом»

— Планируете какие-то новшества в обслуживании пассажиров?

 — На шести поездах мы недавно начали продажу билетов не за 45, а за 90 дней до отправления. Посмотрим, как это себя покажет. Не так давно наладили оплату постельного белья через кассу. Хотим, чтобы стоимость чая пассажиры при желании могли также оплатить вместе с билетом. Тогда у проводника не будет соблазна «левачить» и приносить вам свой чай.

— Проводников это не обрадует.

 — Вы знаете, когда такая ситуация была с бельем, многие нам были весьма благодарны. Ведь если известно, что ты можешь получить левую копейку, то этой копейкой тебя могут заставить делиться. То есть, перекрывая любые теневые схемы заработка, мы прежде всего исключаем возможность давления на проводника.

— Было много разговоров о появлении купе для женщин…

 — В конце прошлого года эта услуга начала работать, и женщина вполне может попросить кассира продать ей билет именно в такое купе. Правда, не скажу, чтобы наши кассиры массово сталкивались с такими просьбами. К слову, мы недавно расширили свое предложение для VIP-клиентов. Кроме вагон-салона, на Юго-Западной мы запустили и вагон-люкс, где в каждом купе имеется душ, отдельный туалет. Вагон пользовался большим спросом во время лыжного сезона на маршруте Киев — Ужгород. Думаю, будет немало желающих купить в него билет и в период летних отпусков.

— Говорят, что некоторые пассажирские поезда начали останавливаться на Дарницком вокзале. Для жителей левого берега столицы это приятное известие.

 — В качестве эксперимента мы останавливаем в Дарнице два поезда Киев — Одесса и Киев — Донецк. Но там выходят в среднем всего 22 пассажира. Массово открыть Дарницу мы пока не можем — еще не готова инфраструктура станции, приспособленная в основном для приема пригородных поездов.

Фото предоставлено пресс-службой «Укрзалiзницi»

1850

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів