ПОИСК
Події

«Парень при всем желании не смог бы за меня ухватиться: его руки намертво примерзли к лодке»

9:00 11 травня 2012
В Чернигове трое сотрудников милиции спасли тонувшего в реке парня. К удивлению врачей, пострадавший, проведя в ледяной воде около получаса, даже не получил переохлаждение

Стрелки часов уже перевалили за полночь, поэтому даже в обычно людном месте — на берегу небольшой реки Стрижень в Чернигове — не было ни души. С берега доносилось кваканье лягушек, в камышах гуляла рыба. Только внимательно присмотревшись, можно было заметить одиноко плывущую резиновую лодку. Сидевший в ней худощавый парень пил пиво. Лодку уносило течением, но он, казалось, этого не замечал. Внезапно парень услышал странный звук — как будто кто-то взорвал хлопушку. Он с ужасом понял, что лодка лопнула и стремительно идет ко дну…

«Мы плавать не умеем. Так что извини…»

— Такого я никак не ожидал! — говорит 28-летний житель Чернигова Женя (на фото). Мы встретились с парнем на берегу речки Стрижень, где и произошло ЧП. — Дело в том, что я… практически не умею плавать. Вот-вот, все так на меня смотрят, когда я об этом говорю. Но ничего не могу с собой поделать, люблю воду — и всё. И рыбалку люблю. Правда, в тот вечер мне было не до рыбы. Пришел домой уставшим, поссорился с родными… Одним словом, не задался вечерок. Вот и решил развеяться на свежем воздухе. Взял резиновую лодку и пошел на речку. Ночью на улице было прохладно, спасала только куртка. Так плавал, попивая пиво, как вдруг лодка… лопнула. Услышал оглушительный хлопок, меня подбросило. Не удержавшись, упал в реку. Первое, что почувствовал, — ужасный холод. Вода в реке была не просто холодной, а ледяной! Схватившись за лодку (одна ее часть уже ушла под воду), я, как умел, начал болтать ногами. Таким образом пытался плыть.

Но получалось, мягко говоря, не очень хорошо. Парень чувствовал, что начинает задыхаться. Пытаясь прийти в себя, он еще крепче схватился за лодку.

 — Я понимал, что долго так не протяну, ведь лодка сдувалась, — объясняет Женя. — Начал звать на помощь. Но если днем на берегу Стрижня яблоку негде упасть, то ночью никого не было. Я кричал: «На помощь! Помогите, кто-нибудь!», но никто не отзывался. Убедившись, что помочь мне некому, прикинул: расстояние до берега — метров пятьдесят-шестьдесят. «Плавать я, конечно, не умею, — подумал. — Но с помощью лодки, может, и доберусь». И, еще крепче за нее ухватившись, начал грести. Если бы не яркая луна, вообще ничего не увидел бы: вокруг была кромешная тьма. Так проплыл несколько метров. Потом стало тяжелее, ноги и руки начали неметь. Мокрая одежда тянула ко дну.

РЕКЛАМА

Внезапно почувствовал: что-то шевелится под ногами. «Может, это моя сумка?» — подумал. Но неизвестный предмет не просто плыл, а… начал опутывать мои ноги. Чем больше я сопротивлялся, тем скованнее становились движения. Было ощущение, что меня кто-то связывает. Я начал извиваться как уж. Изо всех сил пытался разорвать связавший меня предмет. Но ничего не получалось. Началась паника. Кричал так громко, что меня, наверное, должны были услышать на другом конце города. Знал: недалеко от берега живут рыбаки. «Ну не может быть, чтобы никого из них не было дома! — в отчаянии думал я, когда никто не отозвался. — Не могу же я вот так просто погибнуть! Обязательно должен быть какой-то выход».

— Вы поняли, что опутало вам ноги?

РЕКЛАМА

 — Начал догадываться, что это рыбацкая сеть. Однако, плавая в лодке, я ее не видел. Полностью обездвиженный, завис на одном месте. Ноги мерзли и с каждой секундой словно наливались свинцом. Лодка сдувалась. Вспомнил, что под курткой был мобильный телефон. Он наверняка намок, но вдруг работает? Впрочем, отпустить лодку и начать его искать так и не осмелился, я бы сразу пошел ко дну. Когда кричал, у меня было двойственное чувство. С одной стороны, все еще надеялся, что кто-то услышит. Но в то же время преследовала мысль: на берегу Стрижня часто кто-то выясняет отношения, гуляет молодежь. Наверняка местные жители думают, что это кричат пьяные, и не обращают внимания.

В этом Женя не ошибся. Сторожа одного из близлежащих домов потом рассказывали, что действительно не сразу отреагировали на крик. «Показалось, опять молодежь развлекается, — вспоминали они. — Только когда услышали слово «тону», поняли: это не шутка. И побежали посмотреть, что происходит».

РЕКЛАМА

 — Сначала я увидел свет фонарика на воде, — вспоминает Женя. — Потом услышал мужские голоса. «Мужик, мы тебя видим!» — закричали незнакомцы. «Я вас тоже!» — радостно крикнул в ответ, разглядев на берегу две фигуры. «Ты кто такой?» — спросили сторожа. «Женя», — ответил я, немного растерявшись от такого вопроса. «Какой Женя? — спросили. — Мы не знаем никакого Жени!» «Какая разница, знаете или не знаете?! — еще громче закричал я. — Прошу вас, помогите!» «Мы это…» — начал мямлить один из них. «Короче, плавать не умеем, — закончил второй. — Так что извини…»

«Толкал парня вместе с лодкой к берегу и все повторял: «Мужик, держись!»

 — К счастью, у одного из них был при себе телефон, — продолжает Женя. — Он сказал, что вызвал милицию. «Причем здесь милиция, когда надо вызывать спасателей?» — подумал я. Но кричать уже не было сил. «Спасатели тоже едут! — крикнул второй сторож. — Ты, главное, держись. И кричи погромче. Это помогает». Следующие несколько минут мы перекрикивались. Один из сторожей сказал, что когда-то был в похожей ситуации. Он начал советовать, как сгруппироваться, как держать равновесие. Я делал все, что он говорил, а сам с надеждой прислушивался: не едет ли кто? К тому времени окоченели не только ноги, но и руки. Начались судороги.

Потом я услышал шум машины. Обрадовался, даже немножко теплее стало. Уже представлял, как меня спасают. Прошла минута, две, три… Машина шумела то тише, то громче, но не приближалась. «Да где же они?!» — закричал я. «Наверное, дорогу не могут найти», — предположили сторожа. Я уже начал мысленно прощаться с родными.

 — Когда в дежурную часть поступило сообщение о том, что в реке Стрижень тонет мужчина, мы сразу выехали на помощь, — рассказывает сотрудник спецподразделения «Беркут» Черниговского областного управления милиции прапорщик Александр Удовиченко. Александр в ту ночь был старшим наряда. — Понимая, что придется нырять, еще в машине сняли с себя оружие. Нас было трое: я, Саша Царенко и Толик Кисловцев. Приехав на место, мы издалека увидели свет фонарика. Двое людей на берегу смотрели в сторону реки и что-то кричали. Подойдя ближе, мы увидели в воде человека. Он держался за лодку, вернее, за тот ее маленький фрагмент, который оставался на поверхности. Не теряя времени, я и Саша Царенко прыгнули в воду.

Третий милиционер Анатолий Кисловцев остался на берегу, он освещал территорию фарами автомобиля и готовился вытягивать из воды утопающего. Когда правоохранители подплыли к Жене, лицо и руки парня уже посинели. Он пробормотал что-то невразумительное.

*Анатолий Кисловцев, Александр Удовиченко и Александр Царенко оказались на дежурстве совершенно случайно: в последний момент им пришлось поменяться с другим нарядом (фото автора)

 — Заметив, что он хочет протянуть нам руку, я остановил его, — рассказывает Александр Удовиченко. — «Не держись за нас, — говорю, — вместе утонем». Но потом понял, что он при всем желании не смог бы за меня ухватиться: его руки намертво примерзли к лодке. «Мужик, держись», — повторял я, толкая его вместе с лодкой вперед.

 — Хотя он ничего не говорил, мы сразу поняли: что-то сковывает ему ноги, — добавляет Александр Царенко. — Поэтому схватили его за локти и потащили к берегу. Какой же он был тяжелый! Я попытался заплыть с другой стороны, думал, может, будет легче толкать сзади. Но почувствовал, как что-то начинает опутывать ноги. «Наверное, рыбацкая сетка», — догадался я и быстренько отплыл. Парень все время стонал. А когда до берега уже оставалось от силы метров пятнадцать, он вдруг выдохнул: «Все, не могу больше. Я не чувствую пальцев. Сейчас отпущу лодку». «Потерпи, осталось совсем чуть-чуть!» — закричали мы. Но, по-моему, он ничего не воспринимал.

 — Наверное, — соглашается Женя. — Этот момент помню смутно.

 — На обратном пути мы в полной мере ощутили, какой холодной была вода, — говорит Александр Удовиченко. — Пробирало до костей. Ко всему прочему начали одолевать страшные мысли о том, что в последний момент ногу может свести судорогой или запутаемся в сетке. Саша плыл впереди, и я уже думал, как буду его спасать, если он сам начнет тонуть. С этими мыслями и доплыли до берега. Там нас ждал коллега. Подхватив утопающего, положил его на траву. Парень держался за лодку мертвой хваткой. Попробовали разжать его пальцы, но куда там!

 — На берегу уже были спасатели, — говорит Александр Царенко. — Убедившись, что парню оказывают помощь, мы с Виталиком, мокрые до нитки, заскочили в машину и включили обогреватель. Погрелись, — смеется милиционер. — Потом поехали по домам переодеться. Родные даже не поняли, что случилось. Сонная жена только спросила: «Ты почему мокрый?» «Да так… Поплавали с ребятами, перед тем как в наряд заступать», — неуклюже объяснил я. Кивнув, супруга легла спать дальше. А уже утром был допрос с пристрастием.

 — Но после того, как мы вернулись с работы, — уточняет Александр Удовиченко — У нас ведь была ночная смена. Поэтому, переодевшись, опять заступили в наряд. На следующий день в дежурную часть позвонила мать Евгения. «Спасибо вам огромное! — женщина чуть не плакала. — Вы спасли жизнь моему сыну. Скажите, что я могу для вас сделать?» «Вы бы просто научили сына плавать», — в шутку ответил я.

«Утром с кумом пошли на речку и даже несколько раз окунулись. Наверное, таким образом мне хотелось снять стресс»

 — Да, не мешало бы научиться, — смеется Женя. — Когда мои руки наконец оторвали от лодки, приехавшие врачи «скорой» начали думать, что делать. Не знаю, может, так положено, но почему-то никто даже не предложил мне сесть в машину. Вместо этого стали искать, чем бы укрыть. У них с собой ни пледа, ни простыни. А меня колотит, аж подбрасывает. У эмчеэсовцев тоже ничего не нашлось. В итоге укрыли каким-то ковриком. Потом решили госпитализировать. Как представил себе эти ужасные больничные палаты… «Везите меня лучше домой, — заявил. — Я позвонил маме — она уже набирает ванну».

— Что говорила мама, узнав о вашем приключении?

 — Могу одно сказать: после этого мы помирились, — отвечает Женя. — Чтобы отогреться, мне хватило десяти минут горячей ванны. А там уже и кум с водкой прибежал… Потом все удивлялись: как это я, пробыв около получаса в ледяной воде, даже не получил переохлаждение. Кстати, вы будете смеяться, но под утро мы с кумом пошли на речку. Наверное, таким образом мне хотелось снять стресс. Даже несколько раз окунулись.

Кстати, при моем неумении плавать это уже не первый экстремальный случай на воде. Я говорил, что обожаю рыбалку? Особенно тянет ловить рыбу ранней весной, когда лед еще не растаял. Однажды мы с товарищем шли по замерзшей реке, а он немаленький — весит больше ста килограммов. Лед треснул, он провалился. Вокруг ни души. Приятель как назло тоже не умел плавать. Я начал его спасать. Прекрасно понимал, что со своей комплекцией стокилограммового мужика за руку не вытяну. К счастью, в рюкзаке оказались десятиметровая веревка и бур. Просверлил во льду две дырки, уперся в них ногами, лег на лед и бросил ему веревку. Тянул изо всех сил. И вытянул! Между прочим, ни он, ни я после этого рыбалку не бросили. Наоборот, больше азарта появилось.

А еще был случай с моим дедом. Мы опять-таки рыбачили. Дед шел по льду и возле камышей провалился. Вроде, и плавать умеет, а вылезти не мог. Вытянул его за ноги… Поэтому когда я истошно кричал, а никто не приходил на помощь, думал: я же стольких спасал, неужели никто не спасет меня?! Спасибо сотрудникам милиции, если бы не они, уже перед вами не стоял бы. А эмчеэсовцы действительно заблудились в местных лабиринтах. Как все же хорошо, что сторож тогда по ошибке позвонил в милицию!

На днях троим сотрудникам «Беркута» вручили денежные премии и грамоты.

 — Не надо считать нас героями, — смущенно говорит Александр Удовиченко. — Мы сделали то, что должны были. Навсегда запомню один момент: когда мы, уже совершенно ослабевшие, подплывали к берегу, я вдруг не почувствовал под собой дна. Оказывается, там глубокая яма. Выбраться, наверное, помогли высшие силы. Кстати, мы с ребятами в тот вечер были на дежурстве совершенно случайно, в последний момент пришлось поменяться с другим нарядом. Выходит, не зря…

1600

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів