«За две недели до смерти Алина в сердцах воскликнула: «Вы, наверное, купите мне компьютер, когда я состарюсь!..»
«В тот день, когда я уходила в город, дочка несколько раз обняла меня на прощание»
Семья Фицай переехала в Тячев летом прошлого года из села Пидплеша, что в тридцати километрах от райцентра. До поздних холодов двое взрослых и двое детей жили в вагончике, параллельно обустраивая новый дом. В сентябре Алина пошла в школу, до которой ей приходилось добираться сорок минут.
— В селе дочка была круглой отличницей, а в новой школе учиться стало труднее, — рассказывает мама Алины Алла Фицай (на фото). — Но она старалась, брала дополнительные уроки и в первом полугодии по всем предметам, кроме английского языка, алгебры и геометрии, получила от 9 до 12 баллов. На первом родительском собрании учительница сказала, что дочка влилась в коллектив, но я знаю, что были и проблемы. Например, Алина долго дружила с одной одноклассницей, а потом девочки поссорились. «Она меня предала», — объяснила дочка. А как-то, незадолго до смерти, у нее вырвалось: «Девочки меня ненавидят, они не верят, что мальчики для меня — только друзья!»
Алина по натуре была замкнутой и впечатлительной, могла обидеться даже на мелочь, но вида не подавала. Даже пыталась улыбаться, только глаза становились грустные. О недоразумениях в школе я узнавала случайно, поскольку дочка держала все в себе. Так, 8 Марта классная руководительница при всех детях обозвала ее селючкой. На собрании перед праздником педагог предупредила родителей: «Только не дарите мне вазочки, потому что я уже не знаю, куда их девать». Дочка подарила коробку конфет, после чего учительница перед всем классом воскликнула: «О, и селючка мне подарок сделала». Вернувшись домой, Алина сказала: «Не надо было нести конфеты. Здесь если дарят, то что-нибудь большое». Было видно, что она обижена: «Почему учительница меня оскорбляет? Я ведь ничего плохого ей не сделала. Даже когда обзывает меня дурехой, молчу, а не спорю, как другие...»
Алина ушла из жизни в субботу. Отец в то время был на заработках в России (он вернулся через день), а мама отправилась в город за покупками.
— Накануне, в пятницу, дочка не пошла на занятия, — продолжает Алла Фицай. — В четверг она каталась на велосипеде в школе, кто-то из парней догнал ее и так толкнул, что Алина перелетела через руль и сильно ударилась о землю, на какое-то время потеряв сознание. Это я потом узнала подробности от одноклассников, даже собиралась в понедельник пойти по этому поводу в школу. Сама дочка почти ничего не рассказывала, просто пришла расстроенная и попросила разрешения на следующий день остаться дома. «Я так устала», — сказала она. В субботу я собралась в город. Раньше, когда Алина была маленькая, мы всегда на прощание обнимались и целовались, однако в последнее время дочка избегала этого, говоря, что уже не ребенок. Но в тот день она обняла меня трижды: сначала в комнате, потом в коридоре, а в третий раз — когда я обувалась. Тут заплакала младшенькая Софийка, и я, подняв ее на руки, просто поцеловала Алину, пообещав, что обниму, когда вернусь. Еще немного удивилась неожиданной нежности, подумав, что дочка, наверное, будет проситься погулять. Уже во дворе, закрывая калитку, я помахала ей в окно. Алина тоже помахала мне, хотя уже говорила с кем-то по мобильнику.
*Алина по натуре была замкнутой и впечатлительной, могла обидеться даже на мелочь, хотя вида старалась не подавать (фото из семейного альбома)
Спустя время матери позвонили родственники и сообщили, что стряслась беда. К Алине пришли две двоюродные сестрички, живущие на соседней улице. Дверь была закрыта, в доме надрывно плакала маленькая Софийка. Одна из сестричек, заглянув в окно, увидела, что Алина будто стоит в коридоре, а младшая сестренка держит ее за ногу. Однако на стук в дверь и просьбы открыть не было никакой реакции. Девочка залезла на подоконник и лишь тогда поняла, что произошло на самом деле... Некоторые обстоятельства смерти Алины до сих пор непонятны родителям. Подняться по вертикальной, а не наклоненной передвижной лестнице и просунуть шарф с петлей через деревянную балку под потолком девочке было бы очень трудно. Из дома исчезли несколько дубликатов ключей от разных дверей, на кухне со стола и холодильника все было сметено на пол, а на окне остались отпечатки Алининых ладоней, которые тянулись сверху вниз. Все это вызвало подозрения, что в доме, возможно, был еще кто-то и смерть девочки на самом деле не самоубийство. Однако экспертиза четко показала — никакого насилия не было, одежда Алины тоже осталась целой и невредимой, так что это однозначно суицид.
— Все произошло на глазах Софийки, которой тогда был годик и 10 месяцев, — говорит мама. — Сестрички были очень привязаны друг к другу, поэтому младшая пережила страшное потрясение. Она до сих пор отказывается кушать, похудела за это время с 12 до 8 килограммов. Врачи говорят, что Софийка должна поскорее забыть Алину и все, что с ней связано. Но она пока не в состоянии этого сделать! Часто зовет Алину по-своему: «Аия! Аия!» А во время прогулок в городе тянет ручонки к похожим девочкам...
Милиция дважды отказала в возбуждении уголовного дела по факту доведения до самоубийства
Что же стало причиной самоубийства
— Ту страницу кто-то создал под настоящим именем дочки — «Алина Фицай», — говорит мама. — Мне рассказали о ней на похоронах. Там было несколько нейтральных фотографий из класса, но были и оскорбительные. Например, Алина нагнулась, чтобы завязать шнурок, а кто-то незаметно сфотографировал ее сзади, поместил фото на страницу и написал разные издевательские комментарии. Была еще обработанная на компьютере фотография обнаженной взрослой женщины с головой дочки и рекомендациями зайти на порносайты. После похорон фальшивую страницу закрыли, однако она еще долгое время оставалась на сайте с надписью: «Закрыта пользователем». У нас не было компьютера, поэтому дочка ходила посидеть в интернете к родственникам. Видно, она знала о фальшивой странице, но удалить ее не могла. За две недели до смерти Алина, вернувшись из школы, в сердцах швырнула в угол рюкзачок и воскликнула: «Вы, наверное, купите мне компьютер, когда я состарюсь!..»
Смерть Алины и связанные с ней проверки, а также визиты журналистов довели одноклассников девочки до нервного истощения. Бывшая подруга Алины даже отказывается ходить в школу, поэтому учителя стараются оградить
— Алина пришла в нашу школу 1 сентября прошлого года, — рассказывает Василий Михайлович. — Учеба ей давалась сначала труднее, чем в селе, но это нормальное явление, так происходит со всеми новенькими. Училась девочка выше среднего, была хорошисткой, влилась в коллектив. Одноклассники отзываются о ней нормально, это вообще хороший класс. Мы рассматривали произошедшее на педсовете и пришли к выводу, что причина самоубийства — не педагоги и не ученики. Проблема влияния интернета, социальных сетей на психику и поведение школьников, безусловно, очень актуальна, но к данному случаю она не имеет отношения. Милиция несколько раз опросила учеников, общалась с педагогами — этой фальшивой страницы никто не видел, ее просто не было.
— А классная руководительница могла обозвать ученицу селючкой, как вы думаете?
— Такая информация появилась позже. Сначала якобы фальшивая страница на сайте, потом — будто кто-то из учителей кого-то ударил, обозвал селючкой. Некоторые просчеты в воспитательном процессе, как и везде, есть. Учителя — обычные люди с присущими им качествами, поэтому все возможно. Хотя трудно поверить, что подобное могло подтолкнуть ребенка на такой поступок.
Обстоятельства смерти Алины изучала милиция, которая приняла решение отказать в возбуждении уголовного дела по факту доведения до самоубийства. Но поскольку история получила огромный резонанс, прокуратура отменила постановление об отказе в возбуждении уголовного дела и обязала милицию провести еще одну, углубленную проверку. На своей последней пресс-конференции начальник областного управления милиции Виктор Русин сообщил, что в ходе более подробной проверки опрошены родственники девочки, ученики, директор школы. Информация о том, что в соцсети была создана страница от имени Алины с оскорблениями в ее адрес, не отвечает действительности. После чего в возбуждении уголовного дела отказали снова.
«Я лично видел фальшивую страницу через два дня после смерти Алины. И жена моя видела»
Родные Алины с утверждениями милиции не согласны.
— Я не понимаю, почему берутся во внимание только слова детей, — возмущается Алла Фицай. — Да, школьники меняют свои показания. Даже те, что рассказывали мне о фальшивой странице, потом утверждали, будто впервые услышали о ней на похоронах. Но ведь эту страницу видела вся наша улица, родственники, взрослые люди, в том числе бывший работник милиции. Не могли же все сговориться! Они сообщили об этом милиции во время проверки, однако их показания почему-то игнорируются. Мне рассказывали, что восстановить злополучную страницу и установить через IP-адрес, кто ставил фотографии и писал оскорбительные комментарии, не так уж сложно, но этим никто не хочет заниматься.
Слова Аллы Фицай подтверждает ее родственник Иосиф Танцер.
— Я лично видел эту фальшивую страницу в воскресенье, через два дня после смерти Алины, — говорит он. — И жена моя видела. Чего-нибудь существенного на ней уже не было, только нейтральные фотографии из класса. И оскорбительных комментариев на стене не было. Позже страницу вообще удалили. Я говорил об этом милиции, они записали мои показания, которые я перечитал и поставил подпись. Почему теперь утверждают, что никто ничего не видел, — не знаю. Я сам пытался выяснить, кто создал фальшивую страницу, — написал электронное письмо администрации сайта. Ответа так и не дождался.
Нежелание правоохранителей всерьез взяться за это дело можно понять. Уголовные дела о доведении до самоубийства чрезвычайно трудно расследовать, особенно, если нет более-менее конкретных доказательств (например, предсмертного письма с объяснением причины, указанием обстоятельств, имен). А если учесть, что в данном случае фигурантами возможного следствия являются дети, перспективы довести дело до суда и обвинительного приговора практически нулевые.
— Алина была очень скромной, стыдливой и впечатлительной, — вздыхает мама. — Наверное, после появления той страницы возникли сплетни с домыслами и преувеличениями. Дочка очень переживала, мучилась, но поделать ничего не могла. Скорее всего, из-за этого она и решилась на такой шаг... Я не хочу никого привлекать к уголовной ответственности, мне это не нужно. Просто хочу знать, что все-таки произошло на самом деле. Возможно, смерть Алины послужила бы уроком для детей, которые не всегда понимают, что «невинные развлечения» в интернете могут жестоко обидеть друга и привести к необратимым последствиям.
P.S. Законность повторного постановления милиции об отказе в возбуждении уголовного дела изучала прокуратура. Когда номер готовился к печати, стало известно, что никаких нарушений не выявлено, расследования по факту самоубийства Алины не будет.
5460Читайте нас у Facebook