Олимпийский чемпион Алексей Торохтий: «Скитались с мамой по съемным квартирам. Больше всего мечтаю о собственном жилье»"
Триумфально выступил на Олимпиаде в Лондоне тяжелоатлет Алексей Торохтий. Спортсмен из Харькова продолжил славную традицию украинских богатырей, становившихся чемпионами и призерами многих Олимпийских игр. Леонид Жаботинский, Султан Рахманов, Тимур Таймазов, Денис Готфрид... Теперь в этом золотом списке значится и имя Алексея Торохтия (категория до 105 кг). Подопечный Михаила Мацёхи и Валерия Никулина поднял на лондонском помосте 412 килограммов в сумме двоеборья, что позволило ему завоевать олимпийское «золото».
«Самое главное — найти контакт со зрителями, ощутить энергетику зала»
«ФАКТЫ» побеседовали с Алексеем Торохтием на следующий день после церемонии награждения. Наш чемпион оказался на редкость сдержанным, чувствовалось, что звездный статус ему еще непривычен.
— От души поздравляем тебя, Алексей! Слезы, наверное, в глазах стояли, когда вручали медаль?
— До слез дело не дошло, но внутри что-то перевернулось. Честно говоря, еще до конца не осознал, что сам наделал (смеется). Надежды на призовые места, конечно, были. Долго мечтал об этом моменте. Но даже и предположить не мог, что все сложится именно так. Мои основные соперники — россияне Аккаев и Клоков, которым я уступил на прошлогоднем чемпионате мира, считались фаворитами олимпийского турнира. Но и я за последний год неплохо поработал. Добавил к своему личному рекорду в сумме двоеборья приличные килограммы, которые показал на отборочном чемпионате Украины. Так что чувствовал в себе реальную силу посоперничать с россиянами на олимпийском помосте.
— Знал, что российские штангисты уже снялись с соревнований?
— Да нет, услышал об этом только в день турнира, на взвешивании. Звезды на небесах сошлись в мою пользу. А ведь раньше я с иронией воспринимал рассказы спортсменов о фарте, удаче. Критично относился к таким вещам, предпочитал рассчитывать исключительно на свою подготовку. А теперь вот, после завоевания «золота», смело могу сказать: это все абсолютно реальные вещи. Если ты даже в три раза сильнее, то все равно можешь упустить, не использовать свой шанс или заранее проиграть — морально, психологически.
— Владимир Руденко — один из твоих первых тренеров в городе Зугресе, откуда ты родом — такие хорошие слова о тебе говорил, он так рад, что его ученик выиграл медаль.
— Хочу сказать огромное спасибо не только Владимиру Алексеевичу, но и всем людям, которые помогали мне на протяжении моей
— Предчувствовал свою олимпийскую победу или считал, что не дотянешь до «золота»?
— Конечно, сомнения были. Только сейчас понимаю: решения, которые я принимал, — по подготовке, по тактике — были правильными. Иначе бы не получил самую высокую награду, которая существует в спорте. Ну и, конечно, прислушивался к своей интуиции.
— Ты с такой щетиной выступал — не бреешься на удачу?
— Из-за сильных физических нагрузок повышенное потоотделение, а у меня кожа нежная, высыпания могут быть. Поэтому часто бриться не люблю. Но сейчас (смеется) я уже побритым с вами разговариваю.
— В твоем виде спорта довольно часты случаи дисквалификации призеров турниров. У тебя никогда с этим проблем не было?
— Тьфу-тьфу-тьфу, чтоб не сглазить! В этом нельзя быть уверенным до конца. Потому что можно самому не принимать допинг, но получить его извне. Допинг — это ведь не только препараты, повышающие силу и выносливость. Запрещенными считаются лекарства, используемые, например, в стоматологии. Обезболивающий укол при лечении зубов запросто может привести к дисквалификации.
— Что помогает настроиться перед выступлением? Может, кричишь на штангу, как делают многие?
— Для меня самое главное — найти контакт со зрителями, ощутить поддержку и энергетику зала.
— Да ты просто философ!
— Есть такое (смеется). Люблю все анализировать, взвешивать. Раньше я вел себя совершенно по-другому — шел напролом. Отгораживался от зала и чувствовал дискомфорт. Так ведь если даже кошку принести в незнакомую квартиру, то она первым делом будет ходить, обнюхивать все углы. Так и я: перед соревнованием выхожу на пустой помост, изучаю все точки. Это очень важно для того, чтобы собраться, сосредоточиться.
«Одной из первых меня с победой поздравила Олечка Коробка, мы с ней уже семь лет дружим»
— Кто первым поздравил с победой?
— Ой, такой град телефонных звонков, эсэмэсок посыпался! Олечка Коробка поздравила. «Молодчина!» — написала. А дальше текст, который никто, кроме нас, толком не поймет. У нас с Олей свой язык общения. Дружим с Коробкой уже семь лет. Не раз с ней и другими девчонками из сборной Новый год, дни рождения отмечали. И медаль мою будем обмывать дома, вместе со всей сборной.
— Бытовыми условиями в олимпийской деревне доволен?
— Да я человек неприхотливый, для меня главное, чтобы была чистая постель, санузел, ванная. Но, если честно, то некоторые неудобства в деревне, конечно же, были. Отсутствие, например, стационарных телефонов. Нельзя было позвонить в штаб или поговорить с другом, живущим на другом этаже. Холодильника в номере не было — водички прохладной не выпьешь.
— А сало брал с собой в Лондон, чтоб сил больше было?
— Нет. Мне не надо лишних калорий. Наоборот, когда ехал в Лондон, требовалось еще «попридержать» три килограмма. Урезал питание, питье. У меня нет проблем со сгонкой веса. Из-за переживаний, волнений перед важными соревнованиями лишние килограммы слетают вмиг.
В ресторане еду выбирал очень осторожно, к «экзотике» не притрагивался. Ел мясо, вареные яйца... В день выступления утром выпил только сок, обеда тоже не было. Да и вечером не ужинал. Получается, весь день впроголодь.
«Вкуснее, чем мамин борщ и бабушкины пирожки с вишнями, нет ничего на свете»
— Это правда, что после не самого удачного выступления в Пекине — 12-е место — ты собирался бросить спорт?
— Это были тяжелые времена. Ни поддержки, ни финансов, ни жилья своего. Снимал в Харькове «малосемейку». Не знал, что дальше делать, — в спорте оставаться или дальше идти. Получается, сделал правильный выбор, раз сейчас у меня в руках олимпийская награда. Перетерпел все трудности.
С детских лет у меня была мечта — иметь собственный дом. Так сложилось, что родители развелись, когда мне было три года. Мы с мамой жили то в общежитии, то на съемных квартирах. Потом интернат, училище... У меня даже выработался комплекс по поводу отсутствия собственного угла.
Но я всегда с радостью приезжал в родной городок, потому что там жили самые родные для меня люди — мама, дедушка с бабушкой. Не знаю ничего вкуснее, чем мамин борщ или бабушкины пирожки с вишнями. А какие пельмени лепил мой дедушка!..
У мамы зарплата была небольшой, но она так старалась вырастить меня воспитанным, развитым ребенком. В каких только секциях я не занимался!.. Даже на бальные танцы ходил. Сейчас уже подзабыл это дело, но если чуть-чуть потренироваться, то и вальс, и ча-ча-ча могу сбацать.
— Ну а в личной жизни у тебя как, девушка есть?
— Есть, и к спорту она не имеет никакого отношения.
— На руках ее носишь?
— Все! Больше ничего не скажу, сглазить боюсь.
— Как расслабляешься после тренировок?
— Предпочитаю пассивный отдых, уединение. На сборах люблю в горы поехать, на море, на закат полюбоваться, пообщаться с самим собой...
2311Читайте нас у Facebook