Украина Планов громадье

Николай Василевич: «Беларусь — географически самый близкий источник топлива европейского качества для Украины»

8:30 19 сентября 2012
Николай Василевич

Белорусские нефтеперерабатывающие заводы модернизируют оборудование для повышения качества горючего, поставляемого на украинские заправки

В Украине белорусские товары зачастую являются образцом качества. Это, бесспорно, касается и нефтепродуктов, выпускаемых в соседней республике. В последние годы поставки белорусского бензина и дизельного топлива с приграничного Мозырского НПЗ постоянно растут. Конкуренты говорят, что это благодаря дешевой российской нефти. Сами же белорусы объясняют увеличение производства модернизацией своих нефтеперерабатывающих заводов. О качестве и ценах «ФАКТЫ» беседуют с генеральным директором дочерней структуры Белорусской нефтяной компании в Украине Николаем Василевичем.

«Вскоре абсолютно все мозырские нефтепродукты будут соответствовать стандарту Евро-5»

— Николай Георгиевич, что ожидает украинских водителей этой осенью?

— Цены на АЗС зависят от мировых котировок, которые с начала июля неуклонно идут вверх. Так, за это время нефть подорожала с 90 до 115 долларов за баррель, или почти на 30(!) процентов. Стоимость тонны нефтепродуктов на биржах Европы, к которой привязаны и цены на белорусские нефтепродукты, только в августе выросла в среднем на 95 долларов, или на 10 процентов. Мы уже видим, что на автозаправках Европы цены бьют рекорды, достигая двух евро за литр. Думаю, коррекция на украинских АЗС неизбежна.

— Почему цены на наших заправках оперативно повышаются вслед за мировыми, но не торопятся снижаться, когда за рубежом нефтепродукты дешевеют?

— На самом деле это не совсем так. Обратите внимание: подорожание нефти началось еще в июле, стоимость нефтепродуктов на бензоколонках в Европе пошла вверх в начале августа, тогда как на украинских автозаправках на протяжении этого двухмесячного периода не наблюдалось никаких изменений. Аналогичная ситуация складывается и при падении рынка. Есть определенная инерция, связанная с наличием у операторов запасов ранее закупленного топлива. Если построить диаграмму изменений розничных и мировых цен на нефтепродукты за длительный период, мы увидим их абсолютно идентичное поведение.

— Кстати, о наличии нефтепродуктов на АЗС осенью. Ходят слухи, что возможны перебои поставок горючего в связи с остановкой белорусских НПЗ на ремонты. Так ли это?

— Во-первых, ремонт начнется только на Мозырском НПЗ, а во-вторых, он плановый. Значит, не будет никаких непредвиденных ситуаций. В преддверии ремонта завод накапливает на складах необходимые ресурсы. Кроме того, у нас заключены долгосрочные договоры с украинскими нефтетрейдерами, и эти договоры будут выполнены на 100 процентов. Также отмечу, что производство на Мозырском заводе не останавливается, а сокращается. К тому же продолжает работу НПЗ «Нафтан» в Новополоцке — не менее мощное предприятие. Я не вижу поводов для беспокойства из-за вопроса ресурсного обеспечения, по крайней мере, с белорусской стороны.

— Белорусский бензин и дизельное топливо получают хорошие отзывы украинских автомобилистов. Как обеспечивается такое качество?

— Никакого секрета здесь нет. Достаточно сказать, что за последние десять лет только в Мозыре, откуда идет 90 процентов наших поставок в Украину, были запущены установки суммарной стоимостью 900 миллионов долларов. Последний проект — установка гидроочистки дизельного топлива, аналогов которой нет на всем постсоветском пространстве. Ее стоимость — 240 миллионов долларов, и благодаря установке весь объем мозырского дизтоплива с 2012 года соответствует стандарту Евро-5. Сегодня уже на выходе установка изомеризации, после запуска которой весь мозырский бензин тоже будет отвечать Евро-5, включая марку А-92, очень популярную среди украинских владельцев автомобилей. Программа модернизации белорусских НПЗ проходит при непосредственном участии правительства и президента республики и не останавливается ни на день. Много пришлось вложить, но сегодня мы имеем результат, который прежде всего чувствует потребитель.

«Чтобы быть конкурентоспособными, наши заводы инвестируют в увеличение глубины переработки»

— А почему один и тот же бензин в Беларуси стоит намного дешевле, чем в Украине?

— Есть две стороны вопроса. Беларусь получает нефть для переработки без российской экспортной пошлины, и это позволяет обеспечить приемлемый уровень цен на внутреннем рынке республики. В пересчете на украинскую валюту сегодня цена литра бензина А-95 в Беларуси составляет около 7 гривен. Однако при экспорте нефтепродуктов мы платим большие пошлины, рассчитываемые российским правительством, которые превышают 40 процентов от экспортной стоимости товара. Полагаю, не будет большой ошибкой сказать, что на экспорте бензина мы почти ничего не зарабатываем, так как с апреля прошлого года вывозная пошлина на него такая же, как на сырую нефть.

Чтобы быть конкурентоспособными, наши заводы инвестируют в увеличение глубины переработки, то есть в рост своей эффективности. В следующем году глубина переработки на Мозырском НПЗ достигнет 75 процентов, а к 2015 году — 92 процентов. Для сравнения: в России и Украине этот показатель находится в диапазоне 60-65 процентов. Инвестиции в качество топлива открывают нам путь на любые рынки. Мы уже несколько лет свободно экспортируем топливо в Европу, в этом году начали поставки в Россию. Если какое-то направление в силу тех или иных причин окажется для нас закрытым, свободно сможем уйти на другие рынки.

Развивая нефтепереработку, Беларусь (такое же зависимое от импорта энергоносителей государство, как и Украина) решает вопрос своей энергетической безопасности: в случае каких-то осложнений с поставками сырья или со сбытом нефтепродуктов мы оперативно сможем переключаться на другие направления благодаря высокой эффективности и качеству продукции. В Украине популярность нашего продукта обусловлена европейским качеством и конкурентной ценой. Это во многом связано с тем, что Беларусь — географически самый близкий источник топлива европейского качества. Мозыряне смотрят прогноз погоды в Киеве, а не в Минске, а в советское время ездили за покупками на юг, а не на север.

— Почему в Украине нет заправок Белорусской нефтяной компании?

— Мы изучаем возможность выхода в розницу, но все пока еще на уровне предложений от украинских автозаправочных сетей о совместном управлении. Не думаю, что этот процесс будет быстрым. Наше условие — тотальный контроль качества и оборота нефтепродуктов на станциях, а к такому сближению многие партнеры не готовы. Пока на 100 процентов не будем уверены в качестве реализуемого под нашим именем топлива, на это не пойдем. В Беларуси при обнаружении некондиционного бензина заправку закроют, и надолго. Мы ориентируемся именно на самые жесткие требования со стороны государства и потребителей.

2059

Читайте нас в Telegram-канале, Facebook и Twitter

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+Enter
    Введите вашу жалобу
Читайте также
Новости партнеров