Мать жертвы пьяного чиновника: «Я больше не держу на него зла»
Трагедия с участием председателя Белогорской райгосадминистрации Валентина Зарицкого произошла в феврале нынешнего года. Тогда же «ФАКТЫ» рассказывали, как чиновник, возвращаясь из Красилова, насмерть сбил
«Бампер джипа был помят так сильно, будто автомобиль на полной скорости въехал в бетонную стену»
Первыми аварию заметили двое таксистов, ехавшие в Красилов. Увидев разбитую машину на встречной полосе и девушку на обочине, они остановились. Девушка лежала на асфальте лицом вниз и тихо стонала. Судя по ее позе, таксисты поняли, что на нее наехали сзади. То, что сбивший ее — непростой водитель, они поняли по номерам разбитого джипа. Тут подошел и сам водитель. По словам очевидцев (к тому времени у места ДТП остановился еще один автомобиль), он был сильно пьян.
— Мужчина признался, что является главой Белогорской райгосадминистрации, — вспоминал один из свидетелей. — Он еле держался на ногах и явно не осознавал, что происходит. Когда подъехали милиционеры, начал на них кричать: «Вы что себе позволяете? Что, не понимаете, кто перед вами стоит?!» Вскоре на место трагедии прибежали родственники пострадавших. Оказалось, они живут неподалеку. Две женщины в отчаянии метались, пытаясь понять, где их дети. В какой-то момент одна из них громко закричала. Она увидела сбитую девушку, которую начали заносить в машину скорой помощи. Увидев родственников пострадавших, пьяный чиновник подошел к ним и, упав на колени, сказал: «Простите меня. Я их не видел. Я не перед вами на коленях стою! — закричал он милиционеру, попытавшемуся поднять его, и, пошатнувшись, упал опять. — Простите...»
Родные Нади и Вити действительно жили недалеко от места аварии. Мама девушки Елена той ночью не могла уснуть, словно предчувствуя беду. Она волновалась за детей, которые обычно поздно возвращались с работы.
* В тот злополучный вечер Надя и Виктор возвращались с работы домой. Автобусы уже не ходили, и они шли вдоль трассы пешком
— Дочка с мужем работали на хлебзаводе, — рассказывала Елена Янчук. — Иногда им удавалось освободиться пораньше, но в тот день было много заказов и они закончили работу ближе к полуночи. Сразу перезвонили и сказали, что уже выходят. Знали, как я волновалась, ведь им приходилось добираться домой пешком. От завода до нашего села около семи километров. Маршрутки в такое время уже не ходят, позволить себе приехать на такси они не могли. Я не сплю до тех пор, пока дочь с зятем не зайдут в дом. В этот раз, когда через час после звонка они не появились, я заволновалась и начала звонить дочери. Но ее телефон был отключен. Успокаивала себя тем, что мобильный мог разрядиться. Еще немного подождала и вышла во двор. Ходила и прислушивалась, надеясь, что вот-вот услышу голоса ребят. Но, обойдя дом с другой стороны, увидела на трассе две машины с мигалками. Сразу поняла, что произошла какая-то авария.
Я разбудила сестру и уже через несколько минут мы бежали вдоль дороги. Помню, отгоняла плохие мысли, но не могла совладать с собой — сердцем чувствовала, что случилось несчастье. Мы увидели на дороге Витин ботинок. Недалеко лежала спецодежда зятя. «Девушка в реанимации, — сообщил подошедший к нам милиционер. — С ней кто-то был. Судя по одежде, парень. Но мы... не можем его найти». Бампер джипа был помят так сильно, будто автомобиль на полной скорости въехал в бетонную стену. Страшно представить, какой силы был удар.
* «Трагедия случилась недалеко от нашего дома, — рассказывает мама погибшей девушки Елена Янчук (слева). — Увидев машины с мигалками, мы с сестрой Ниной сразу побежали к дороге» (фото автора)
По словам женщин, пока Надю перемещали на носилки, сотрудники ГАИ были заняты поиском Виктора. Парня нигде не было. Проверяли на обочине, вдоль дороги — бесполезно. Виктора нашли примерно через час... в том самом джипе, который сбил семейную пару. Каким образом он там оказался, никто не знал. А поскольку водитель джипа хранил молчание, появилась версия, что, возможно, он попытался затащить пострадавшего парня в автомобиль, чтобы увезти с места ЧП. Увы, реанимационные мероприятия не помогли. Виктор был мертв.
«После застолья в ресторане Зарицкий сел за руль и гонял по улицам Красилова как сумасшедший»
— Я не медик и не могу ничего утверждать, — качает головой Елена. — Возможно, Витя умер сразу. А если нет? Сколько времени врачи и милиционеры потратили на его поиски! А если бы чиновник сказал, где Виктор, ему начали бы оказывать помощь намного раньше. Надю отвезли в реанимацию. Врачи сразу сказали, что не дают никаких гарантий. Приехавший из области нейрохирург делал все, что мог. В тот момент, когда Витю забирали из морга, Надя умерла. Мы хоронили дочку в день ее рождения — ей должно было исполниться 23 года.
Надя и Витя поженились три года назад, когда девушке было 19 лет. Молодые люди так полюбили друг друга, что, начав встречаться, почти сразу сыграли свадьбу.
В отношении Валентина Зарицкого возбудили уголовное дело, а на сайте Президента Украины появилось распоряжение о том, что виновник трагедии снят с должности председателя Белогорской райгосадминистрации. Зарицкого отпустили из-под стражи под залог. Ни бывший чиновник, ни его адвокат комментариев прессе не давали. Тем временем появились люди, которые в тот день видели Зарицкого незадолго до ЧП.
— Накануне трагедии в одном из дорогих ресторанов у чиновников было грандиозное застолье — съехались представители чуть ли не всех райгосадминистраций Хмельнитчины, — рассказывал житель Красилова Андрей. — Гуляли допоздна, после чего некоторые уехали на машинах с водителями, а Зарицкий сел за руль сам. Его машину видели многие жители Красилова — он гонял по улицам как сумасшедший. Задел «Жигули», чуть не сбил хозяина местного бара... Я сам это видел: джип чиновника носило из стороны в сторону. Неудивительно, что все закончилось такой страшной трагедией.
Следствие длилось три месяца, после чего дело начал рассматривать Красиловский районный суд.
— На суде окончательно прояснились детали произошедшего, — рассказал «ФАКТАМ» старший прокурор прокуратуры Красиловского района Василий Леськив. — Подсудимый так и не признал свою вину. Он сказал, что действительно сбил ребят, но, дескать, не мог этого избежать. У Зарицкого даже имелось соответствующее заключение экспертизы. Но у нас были основания усомниться в этой экспертизе, ведь она проводилась с его слов. Именно он описывал, где и как притормозил автомобиль, на каком расстоянии он находился от пешеходов. Свидетелей самой аварии нет, а погибшие уже ничего не скажут. Поэтому вполне вероятно, что подсудимый говорил экспертам то, что ему нужно. Кроме того, было отягчающее обстоятельство — алкогольное опьянение.
Зарицкий настаивал, что погибшие сами нарушили правила дорожного движения. В этом есть доля правды — они хоть и шли вдоль обочины, но не навстречу движению, а по ходу. Однако при этом они явно не выбегали на трассу и дорогу не переходили. Не будь чиновник выпивший, он бы заметил пешеходов.
— Свидетели ЧП говорили о том, что погибший парень почему-то оказался в сбившем его джипе. Подозревали, что виновник аварии специально его туда затащил, чтобы замести следы аварии и уехать. Следствие прояснило этот момент?
— Оказалось, что погибшего силой удара отбросило на автомобиль. Разбив лобовое стекло, парень залетел в салон. Девушку, которая шла впереди супруга, отбросило в сторону. Еще после аварии ходили слухи о том, что чиновника незадолго до ДТП видели на застолье. Зарицкий это отрицал. Рассказывая, как прошел тот злополучный день, чиновник уверял, что все время ездил по делам, называл места, где бывал. Но, проверив эту информацию, мы поняли, что он говорит неправду. Ни на каких деловых встречах он не был, подтверждений этому у него нет. Судья несколько раз уличил его во вранье. Кроме того, он путался в деталях. На досудебном следствии говорил одно, на суде — другое.
Еще выяснилось, что незадолго до аварии он разбил два автомобиля, припаркованных в центре города. Неудачно развернувшись, Зарицкий сначала зацепил одну машину, а потом, отъезжая, врезался в другую. К счастью, в автомобилях не было людей и никто не пострадал.
— Какое наказание для подсудимого просила прокуратура?
— Шесть лет лишения свободы. Статья, по которой ему предъявили обвинение, предусматривает от пяти до десяти лет. Учитывая, что на содержании у бывшего чиновника находятся двое маленьких детей и он выплатил пострадавшим солидную компенсацию, думаю, это вполне справедливое наказание. Адвокат Зарицкого настаивала на оправдательном приговоре. Что касается пострадавших, то на одном из последних заседаний они сказали, что не имеют к подсудимому претензий, и отозвали свои гражданские иски. Думаю, это из-за того, что после случившегося Зарицкий повел себя по-человечески. Когда родственников погибших спросили, какого они хотели бы наказания для виновника аварии, они единогласно ответили: «На усмотрение суда».
«Я устала судиться и каждый раз в подробностях вспоминать гибель дочери»
— Сейчас меня спрашивают, буду ли я оспаривать решение — дескать, не показался ли мне приговор слишком мягким, — говорит мама погибшей девушки Елена. — Могу точно сказать: не буду. Я устала судиться, устала каждый раз в подробностях вспоминать гибель дочери. Ни одно заседание не обходилось без сердечных таблеток, несколько раз я даже ложилась в больницу. С момента трагедии прошло уже больше чем полгода, а рана не заживает. Надя и Витя каждый день стоят перед глазами. Валентин Зарицкий уверял, что не виновен. «Я увидел их уже в пятнадцати метрах от автомобиля, — говорил. — Естественно, не мог затормозить. Все произошло за секунду». Не понимаю, как можно было не заметить людей, спокойно идущих вдоль обочины. Правда, при этом чиновник попросил у нас прощения, раскаялся: «Простите, если сможете». Он помог нам материально, с тех пор часто звонит, интересуется, как дела. Напоминает: «если что-то нужно, обращайтесь». Даже предлагал устроить меня в хорошую больницу в Хмельницком. Простить его я не смогу никогда, но он хотя бы отнесся к нам по-человечески. Я больше не держу на него зла. Ни обида, ни суровый приговор дочку уже не вернут.
Недавно Зарицкий установил на месте аварии большой дубовый крест. Его освятили, теперь к этому кресту приходят жители со всего района. В прошлую субботу приезжали родители погибшего Вити... Мы с ними постоянно созваниваемся, вспоминаем детей. Надя и Витя часто мне снятся, особенно дочка. Она всегда приходит ко мне радостная, счастливая. Недавно приснилось, что она родила сына. Дочка с мужем очень хотели ребенка. Снится Надя и ее лучшей подруге. «Ты не переживай, что не смогла прийти ко мне на похороны, — сказала ей дочь. — Это не главное. Я время от времени сама к вам прихожу, смотрю, как вы тут, как мама... Вы хоть меня и не видите, но я рядом». И, знаете, я это чувствую. Иногда вдруг на сердце становится так тепло и хорошо, как будто и не было никакой трагедии. На днях пошла в лес и чувствую, будто бы дочка с зятем стоят за спиной.
Валентина Зарицкого пока еще не взяли под стражу, ведь у него есть 15 дней на то, чтобы обжаловать приговор. «Апелляция будет однозначно, — сказала „ФАКТАМ“ адвокат Елена Тарадай. — С приговором мы не согласны и уже готовимся его оспаривать».
1626Читайте нас у Facebook