ПОИСК
Життєві історії

Уникальный случай на Львовщине: незрячая второклассница учится в обычной школе

7:30 10 жовтня 2012

В небольшом городке Великий Любинь Городокского района Львовской области в общеобразовательную школу во второй класс пошла семилетняя Ангелина Неволько. Уникальность ситуации в том, что девочка слепая и учится в обычной школе вместе со здоровыми одноклассниками. «Случай удивительный, — сказали „ФАКТАМ“ в пресс-службе Минобразования. — Мы о таком еще никогда не слышали».

«Я все поняла! У меня была какая-то тетя, а потом я нашла свою маму»

Несколько лет назад супруги Богдана и Игорь Неволько создали детский дом семейного типа. Помимо пятерых собственных детей, стали воспитывать пятерых приемных малышей. Среди них была и Ангелина, которую родная мать оставила сразу после рождения, не захотев растить слепого ребенка.

— Ангелину я впервые увидела во Львовском доме ребенка, когда ей было всего 11 месяцев, — вспоминает Богдана Неволько (на фото с Ангелиной). — Малышка, услышав мой голос, сразу же протянула ко мне ручки. А когда я взяла ее на руки, так крепко прижалась, что у меня сердце зашлось...

Сотрудники учреждения честно предупредили женщину, что ребенок незрячий, и предложили посмотреть на здоровых деток. Но Богдана стояла на своем: «Это моя девочка, никому ее не отдам!»

РЕКЛАМА

— Ангелина знает, что вы не родная, а приемная мама? — осторожно интересуемся мы.

— Да, — отвечает Богдана. — Мы с мужем и старшими детьми решили, что пусть уж лучше девочка узнает правду от нас, а не от посторонних людей. Конечно, очень переживали перед разговором. Но, к нашему удивлению и облегчению, Ангелиночка отреагировала спокойно. Сказала: «Я все поняла... Когда-то у меня была какая-то тетя, а потом я нашла свою маму!»

РЕКЛАМА

— Почему вы решили отдать девочку не в детский специализированный интернат, а в обычную школу? Ведь интернатовские учителя имеют опыт работы с незрячими школьниками. Да и родители отдают туда детей, чтобы те не чувствовали себя одиноко рядом со здоровыми сверстниками.

— Но родители не задумываются о последствиях постоянного пребывания в такой спецшколе, — возражает нам Богдана. — Детство пройдет, а как жить невидящему человеку дальше? Как интегрироваться в среде зрячих? Какую выбрать профессию? И потом, мы с мужем взяли малышку из детдома не для того, чтобы потом сдать ее в интернат! Нет, наш ангелочек должен быть при нас.

РЕКЛАМА

Директор Великолюбинской общеобразовательной школы Олег Маткивский поддержал нас. Да и учительница Ангелины Галина Лищинская оказалась прекрасным человеком. Это благодаря ей дочка быстро адаптировалась в классе. Дети воспринимают Ангелину на равных, жалостью не унижают. Что особенно приятно — никто из родителей не возражал, чтобы незрячая девочка училась вместе с их здоровыми сыновьями и дочерьми.

— А как же иначе? — говорит «ФАКТАМ» Анна, мама одной из одноклассниц Ангелины. — Мне кажется, что сейчас оживает местная древняя легенда о больном пастухе Павле, который, искупавшись в наших целебных озерах, превратился в здорового и красивого парня. Так же будет и с Ангелиной. Она, образно говоря, искупавшись в человеческой доброте, превратится в сильную духом девушку. И если Бог обделил ее зрением, то вместо этого даст дар видеть душой и сердцем...

«По всем предметам успеваю. У меня много друзей, и если надо, мы помогаем друг другу»

Классный руководитель 2-б Галина Лищинская старается никого из своих подопечных не выделять и похвалить каждого ученика без исключения. Что же касается Ангелины, то педагог убеждена: этого ребенка ей послало само провидение.

— В Великий Любинь я попала после окончания Дрогобычского педагогического университета, — рассказала «ФАКТАМ» Галина Лищинская. — Мой папа тоже был слепым и очень страдал от этого, поскольку не все с пониманием относились к его беде. Но папа был человеком с большой силой воли, выполнял по дому всю мужскую работу. От меня узнал о судьбе Ангелины и перед смертью, год назад, спросил: «Вы взяли слепую девочку в нормальную школу?» Услышав утвердительный ответ, улыбнулся. Так и ушел из жизни с улыбкой...

*Классный руководитель 2-б Галина Лищинская убеждена: этого ребенка ей послало само провидение

Впрочем, Галина Николаевна признается, что переживала, удастся ли ей помочь незрячему ребенку и в учебе успевать, и в школьном коллективе прижиться.

— Если бы не моральная поддержка директора и наших педагогов, родителей и учеников, кто знает, удалось бы так много сделать всего за один год, — признается учительница. — Да и преподаватели из Шведско-финской академии, которых пригласила в Украину исполнительный директор Львовской областной ячейки Украинского союза инвалидов Оксана Потимко, пришли нам на помощь. Приехали в нашу школу не только чтобы познакомиться с Ангелиной, а и поделиться опытом обучения детей с особыми потребностями в европейских странах.

Иностранным гостям так понравились методы преподавания украинской учительницы, что они пригласили Галину в Стокгольм, где она посещала обычные школы, в которых вместе со здоровыми детьми давно учатся и инвалиды. Оказывается, в отличие от Украины, в Европе практика обучения незрячих детей в специальных школах-интернатах отсутствует. Считается, что в обычных школах они быстрее интегрируются в окружающий мир.

— А мой слепой папа это давно понимал, — продолжает Галина. — Когда узнал, что именно мне предлагают взять в класс Ангелину, посоветовал: «В незрячем ребенке с малых лет необходимо развивать умение общаться со здоровыми одногодками и взрослыми. Это поможет ему и в дальнейшей жизни — и за себя постоять, и не стыдиться попросить о помощи. А главное, не чувствовать себя второстепенным человеком»...

Кстати, учительница Ангелины никаких надбавок за дополнительную работу с незрячим ребенком не получает — имеет обычную ставку. Работает, как говорится, на чистом энтузиазме.

Девочка посещает все уроки без исключения. Даже физкультуру.

— Конечно, такого ребенка необходимо обучать и специфическим для незрячих навыкам, например чтению по системе Брайля, — вступает в разговор директор школы Олег Маткивский. — Специальные книжки, линейку, «звуковой» мяч для Ангелины мы уже приобрели. Кроме того, для ее удобства мы переоборудовали вход в школу, в туалетную комнату. Девочка прекрасно ориентируется в пространстве.

Я бы советовал всем педагогическим коллективам не бояться брать в обычные школы детей с особыми потребностями, с ними хлопот не будет. Мы имеем больше проблем со здоровыми учениками, которых родители оставили дедушкам и бабушкам, а сами отправились на заработки за границу.

...Ангелина, услышав незнакомые для нее голоса, немножко смутилась, но приветливая улыбка не сошла с ее лица.

— Учиться мне очень нравится, — говорит девочка. — В классе я каждый день узнаю что-то новое, и учительница у нас хорошая, мы ее любим. По всем предметам успеваю. У меня много друзей, и если надо, мы помогаем друг другу....

Конечно, помогла бы девочке в учебе современная техника. Например, магнитофон для записей лекций педагогов, специальный компьютер для незрячих, сканер. Да и учебников системы Брайля не хватает. Родители Ангелины стараются изо всех сил, но больших средств в их многодетной семье нет.

Фото Людмилы Шубиной

1753

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів