ПОИСК
Україна

Ежегодно по морю Украина сможет получать 10 миллиардов кубометров газа, который будет стоить намного дешевле российского

8:45 6 листопада 2012
Інф. «ФАКТІВ»
В Одесской области вскоре начнется строительство LNG-терминала, необходимого для перекачки сжиженного газа из океанских танкеров в газотранспортную систему нашей страны

В этом месяце в Одесской области, неподалеку от морского порта «Южный», начнется строительство терминала по приемке сжиженного газа. Проект разделен на два этапа. Сначала появится плавучая часть терминала — своеобразное судно, которое будет заниматься перекачкой топлива из танкеров, его регазификацией (то есть превращением из жидкой в газообразную форму) и последующей подачей в газопроводную систему Украины. Затем планируется взяться за береговую часть комплекса. Кроме того, помимо терминала, должен быть построен трубопроводный стык длиной 65 километров, соединяющий порт с украинской газотранспортной системой. Именно с него, к слову, и начнутся работы.

«Запуск плавучей части LNG-терминала позволит Украине экономить до 2 миллиардов кубометров газа»

Разработчиком проекта комплекса является ведущая европейская инжиниринговая компания Sосоin. На ее счету семь действующих по всему миру LNG-терминалов. Стоимость строительства составит 846 миллионов евро. Однако государство внесет лишь часть этих средств, причем не живыми деньгами, а за счет земельного участка, газопровода, инфраструктуры и так далее. Основное же финансирование проекта возьмет на себя консорциум частных инвесторов, в число которых, возможно, войдут и поставщики топлива.

В правительстве отмечают, что сегодня решено большинство технических вопросов, связанных со строительством терминала. И теперь Украина готова перевести проект в практическую стадию реализации.

В общей сложности LNG-терминал позволит нашей стране ежегодно получать порядка 10 миллиардов кубометров газа. Таким образом, сжиженный газ (СПГ) в ближайшем будущем займет значительную долю в энергетическом балансе страны. Однако решение об объеме закупок будет зависеть от цены этого вида топлива на мировом рынке.

РЕКЛАМА

— В целом сжиженный газ намного дешевле, чем трубопроводный, который мы сейчас получаем, — заявил министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Бойко.

Как отмечает независимый эксперт по вопросам энергетики Валентин Землянский, запуск только плавучей части LNG-терминала позволит Украине не только снизить ежегодное потребление российского газа на 5 миллиардов кубометров, но и фактически экономить до 2 миллиардов «кубов» газа. Ведь цена сжиженного газа на мировом рынке заметно ниже стоимости «газпромовского» топлива. Скажем, в прошлом году благодаря масштабной разработке сланцевых месторождений в США образовался избыток газа. В результате его биржевые котировки находились в интервале 140-160 долларов за тысячу кубометров! Конечно, к цене топлива добавятся определенные расходы на доставку и регазификацию, однако в последние годы LNG-технологии стали настолько высокоэффективными, что эти затраты несущественно влияют на итоговую цену.

РЕКЛАМА

«Украина через свой терминал способна поставлять газ и в другие страны»

По мнению экспертов, сжиженный газ и в дальнейшем будет оставаться одним из наиболее доступных видов топлива. По крайней мере объемы его поставок, если сравнивать с трубопроводным газом, растут значительно быстрее. Только за прошлый год продажи СПГ в мире увеличились на 10 процентов. Появление гигантских криотанкеров-газовозов, перевозящих топливо при температуре минус 160 градусов, и LNG-терминалов позволило найти применение огромным месторождениям газа в различных уголках планеты. На данный момент крупнейшими поставщиками сжиженного газа в Европу являются Катар, Алжир и Нигерия, на которые приходится более 70 процентов поставок. В итоге сейчас эти страны вытесняют с рынка поставщиков обычного трубопроводного газа, вынужденных снижать цены.

Европа и в дальнейшем намерена увеличивать объемы закупки СПГ, продолжая активно строить новые «пункты приемки» сжиженного газа из танкеров. К примеру, к 2014 году LNG-терминал на берегу Балтийского моря должен появиться у Польши (поляки уже договорились с Катаром о будущих поставках). Плавучий терминал заказала себе и Литва.

РЕКЛАМА

Европейские эксперты подчеркивают, что диверсификация поставок не только позволит получать более дешевые энергоносители, но и станет своеобразным фактором воздействия на «Газпром» в вопросе снижения цены. Для Украины эта тема тоже актуальна, как никогда. Строительство терминала даст нам новые аргументы на переговорах по пересмотру газового контракта. А кроме того, поставит под вопрос целесообразность прокладки нового российского газопровода «Южный поток», призванного оттянуть на себя часть поставок из украинской «трубы». Ведь Украина через свой терминал способна поставлять газ и в другие страны! В первую очередь это касается каспийского топлива. К слову, на уровне руководства двух стран уже достигнута принципиальная договоренность о загрузке терминала газом из Азербайджана. Зачем же тогда, спрашивается, нужен «Южный поток», требующий многомиллиардных инвестиций?

Впрочем, Украина в поиске партнеров может не ограничиваться каспийским регионом: поставщиками топлива в Украину, возможно, станут также государства Северной Африки или Персидского залива. Несмотря на перегруженность проливов Босфор и Дарданеллы, премьер-министр Турции Реджеп Эрдоган пообещал ежемесячно пропускать в Черное море восемь LNG-танкеров. Как уточнил председатель координационного совета национального проекта «LNG-терминал» Виталий Демьянюк, стандартная емкость одного танкера — 150 тысяч тонн сжиженного газа. То есть такого количества судов будет более чем достаточно для того, чтобы загрузить терминал на полную мощность.

— Сейчас идет интенсивный переговорный процесс по поиску энергоресурсов для обеспечения поставок к концу строительства первой очереди терминала в объеме 5 миллиардов кубометров, — отметил заместитель главы НАК «Нефтегаз Украины» Вадим Чупрун.

По мнению экспертов, решающую роль здесь сыграет цена. Чем дешевле удастся купить газ, тем больше Украина сэкономит, отказавшись от дорогого российского топлива.

568

Читайте нас у Facebook

РЕКЛАМА
Побачили помилку? Виділіть її та натисніть CTRL+Enter
    Введіть вашу скаргу
Наступний матеріал
Новини партнерів