«Большое спасибо людям, которые разыскали нашего деда. Весточки о нем наша семья ждала 70 лет»
В минувшие выходные Киевщина отмечала
«Правду говорят, что война не закончена, пока не погребен последний погибший солдат»
Поисковикам уже много лет оказывает всестороннюю поддержку министр энергетики и угольной промышленности Украины Юрий Бойко. Благодаря его помощи этой весной в селе Гатное, что по Одесской трассе, был открыт мемориал воинам-освободителям. И теперь все перезахоронения, которыми занимается наиболее активно действующий на Киевщине археологический отряд «Днепр-Украина», проводятся именно здесь. Как правило, погребения останков найденных бойцов Красной армии организуются два раза в год — 9 Мая и в День освобождения Киева. В последний путь павших героев провожают со всеми подобающими почестями: дают военный салют, проводят торжественный молебен. Ведь по христианской традиции души умерших находят упокоение лишь после надлежащего погребения.
*Юрий Бойко: «Воины, чьи останки мы перезахораниваем, встали на защиту своей земли, своего народа, погибли, защищая наше право жить, иметь семьи, детей, иметь будущее»
В последнее время на территории мемориала появляются новые белые надгробные камни с выбитыми на них именами солдат. Так, в минувшие выходные в Гатном были похоронены 52 красноармейца, которые погибли неподалеку от этого села, а также на территории Барышевского района Киевской области. Все они, считают поисковики, воевали в различных частях
— Сегодня мы хороним солдат и офицеров Красной армии, погибших при защите Киева, — отметил, открывая церемонию перезахоронения, Юрий Бойко. — Они сложили головы в самое трудное для страны время, летом 1941 года, когда вся мощь немецко-фашистских войск обрушились на нашу Родину. И воины, чьи останки мы перезахораниваем, встали на защиту своей земли, своего народа, погибли, защищая наше право жить, иметь семьи, детей, иметь будущее. Вечная им память! Мы будем чтить их память всегда.
От имени Президента Украины Юрий Бойко вручил десяти членам поискового отряда «Днепр-Украина» государственные награды, отметив особую общественную ценность той миссии, которую они для себя избрали.
— Правду говорят, что война не закончена, пока не погребен последний погибший солдат, — заявил министр. — Поэтому я хочу особенно поблагодарить ребят из отряда «Днепр-Украина», которые делают очень важное для всей страны, для всех нас дело. На таких поступках и воспитывается молодежь.
«Мы очень рады, что деда удалось разыскать. Теперь знаем, где его могила, сможем к нему приходить»
Юрий Бойко подчеркнул, что необходимо найти останки всех солдат и офицеров, которые погибли, защищая нашу родину, и похоронить их, как положено.
— Мы будем продолжать работу, пока не найдем последнего бойца, — отметил министр. — Это касается как Киевщины, так и Украины в целом. Будем поддерживать поисковые отряды, а также патриотические инициативы, которые связаны с увековечиванием памяти отцов, дедов и прадедов, отдавших жизнь за нашу страну.
*Заместитель руководителя археологического поискового объединения «Днепр-Украина» Сергей Распашнюк вручил личные вещи погибших бойцов их родственникам
По словам принимавшего участие в торжественной церемонии главы областной госадминистрации Анатолия Присяжнюка, всего на территории Киевщины сейчас работают около десятка поисковых отрядов, которым местная власть старается оказывать посильную помощь.
— За последний год на Киевщине перезахоронены останки более одной тысячи солдат Красной армии, — сказал губернатор. — Удалось узнать имена и фамилии свыше ста бойцов.
К слову, из 52 советских воинов, останки которых перезахоронили в Гатном, восемь солдат и офицеров были опознаны. Более того, поисковикам из отряда «Днепр-Украина» удалось отыскать их родственников!
— Я — внучка бойца Красной армии Михальченко Мефодия Афанасьевича, — едва сдерживает слезы немолодая уже женщина. — 71 год мы ничего не знали о судьбе деда. Моя мама, его дочь, до сих пор жива. Сейчас ей 86 лет. Всю жизнь она оплакивала отца. Мама рассказывала, что он был очень добрым человеком. А как он пел! Люди со всего села приходили послушать его песни. Когда дед ушел на фронт, у бабушки на руках, кроме моей мамы, осталось еще трое детей. Жизнь была очень тяжелая. Единственное, что согревало бабушку, — надежда, что муж все-таки жив и вернется. Но война закончилась, а известий от него так не было. Обращались в военкомат, однако там сказали: пропал без вести. Только потом через каких-то знакомых удалось узнать, что дед был связным, во время боя его отправили чинить перебитый кабель. В это время начался артобстрел, и с задания дед не вернулся. Не было и дня, чтобы бабушка не вспоминала о своем муже, горе подкосило ее, и она довольно рано умерла. Когда сообщили, что останки деда нашли, маме сначала даже не сказали: она из-за волнения могла бы не пережить такого известия. Даже сейчас, спустя две недели, мама каждый день плачет. Все эти события заставили ее вновь пережить боль утраты любимого отца. Но в то же время мы очень рады, что его наконец-то удалось разыскать. Теперь мы знаем, где его могила, сможем приходить к нему.
Марина Ельченко из Санкт-Петербурга теперь также знает, где погиб ее дед — Абрам Григорьевич Кукуй.
— Я знала, что дедушка был призван в армию в Кременчуге, служил при штабе писарем, — рассказывает гостья из России. — Вот, собственно, и все. Бабушка искала его много лет, делала запросы, потом — мама. Затем уже пыталась что-то узнать я сама, дочь научила меня искать информацию в интернете. Интересно, что самые полные данные удалось обнаружить на израильских сайтах, где очень серьезно подходят к составлению баз данных о советских солдатах, погибших во время войны. А потом на меня неожиданно вышли представители отряда «Днепр-Украина». Они сказали, что на медальоне моего деда были указаны его данные: имя, фамилия, когда призывался, имя и фамилия жены. Все в точности совпало. К сожалению, мама совсем немного не дожила до этого момента. Что я почувствовала, когда мне позвонили? Я очень счастлива, что душа его наконец упокоится. Ведь теперь мы, его потомки, знаем, что он честно исполнил свой долг, служил писарем, но погиб в окопе, с винтовкой в руках.
— Хорошо понимаю чувства людей, которые много лет ждали хоть какой-то весточки о своих пропавших родных, — сказал Юрий Бойко. — В июле 1941 года в Белоруссии без вести пропал мой дед, служивший танкистом. К сожалению, о нем ничего не известно и поныне: летом
«Никакие военные „трофеи“ не могут сравниться с эмоциями людей, которые спустя 70 лет нашли близкого им человека»
Нынешняя молодежь знает о Великой Отечественной войне гораздо меньше, чем прежние поколения. Тем не менее с каждым годом работать в поисковых отрядах хочет все больше и больше молодых украинцев.
— Желающих большое количество, особенно молодых ребят, но, к сожалению, мы не имеем права рисковать, так как всякий раз при поисковых работах поднимается масса взрывоопасных боеприпасов, которые мы затем передаем МЧС, — рассказывает заместитель руководителя археологического поискового объединения «Днепр-Украина» Сергей Распашнюк. — Заниматься поисковой работой должны люди подготовленные и ответственные. Сейчас в нашем отряде 128 человек. Большинство из них — выходцы из подразделений Министерства по чрезвычайным ситуациям, МВД, саперы. Почти все — профессионалы своего дела.
— Мы стараемся принимать взрослых людей, отбор достаточно жесткий, — говорит заместитель руководителя отряда «Днепр-Украина» Дмитрий Заборин. — Ведь работа у поисковиков тяжелая во всех смыслах. Перед вами старая траншея, которая засыпана грунтом на глубину полтора-два метра. Нужно полностью ее «зачистить», а потом закопать. При этом с нами работают два сапера, один армейский, другой эмчеэсовский. Спрашиваете, как записывают в поисковики? Какой мальчишка не хотел бы найти настоящий автомат или пулемет? Зачастую увлечение поисками начинается с «железа». Но потом, когда тебе приходится первый раз иметь дело с останками солдата, нужно для себя принять решение — либо вывернуть их на бруствер, а потом спихнуть ногой в яму, либо поступить по-человечески. Если ты выбрал второй путь, то неизбежно потом станешь поисковиком. Ведь ты понимаешь, сколько еще таких солдат лежит в земле. А если тебе посчастливится опознать погибшего, найти его родственников, то поисковая работа станет делом твоей жизни. Ведь со временем «железо» приедается, становится неинтересным. Разве можно сравнить его с эмоциями людей, которые через 70 лет находят своего родного человека. А когда в село по просьбе родственников привозят останки и ты видишь слезы его односельчан... Это настолько непередаваемо, что никакие военные «трофеи» с этим не могут даже сравниться.
1326Читайте нас у Facebook